В знаменитой детективной повести сэра Артура Конан Дойла "Собака Баскервилей" главным антагонистом фамильной легенды древнего Девонширского рода становится одно из самых популярных домашних животных - (кот) собака. А именно: "огромный, черной масти зверь, сходный видом с собакой, но выше и крупнее всех собак, каких когда-либо приходилось видеть смертному..." ("Собака Баскервилей").
Собака в повести наводит страх и ужас на весь Девоншир... Она, как прекрасно знают фанаты произведения, безмолвно преследует сэра Хьюго по болотам и разделывается с ним в овраге. О собаке записывает предание сэр Хьюго II (автор манускрипта). От одного вида собаки расстается с жизнью сэр Чарльз Баскервиль. А сэр Генри, его племянник, отправляется в кругосветное плавание, чтобы привести в порядок нервы.
Практически все персонажи легенды и детектива (за исключением мистера Шерлока Холмса и, разумеется, Стэплтона): пастух, сквайры, доктор Мортимер, доктор Ватсон (многие читатели и зрители) - воспринимают эту собаку не как живую и настоящую, но как призрачное, мистическое существо. Как "исчадие ада". Или нечистого духа, демона.
Попробуем перевоплотиться не в Шерлока, а в отца Брауна Г. К. Честертона, поверить в легенду и принять "мистическую" версию за основную... При таком раскладе практически все становится на свои места: детективный паззл легенды складывается идеально... Виноватым в смерти Хьюго оказывается не пастух, не сын Хьюго, а демонический пес, посланный за душой злодея (последний, как мы помним, дабы догнать девицу, заключил с "прародителем зла" договор), ибо время вышло...
Однако при таком раскладе возникает интересный вопрос: почему демон не принял образ вороной кобылы (Хьюго) или кота беспутного баронета?
Ведь во вселенной "Собаки..." (а именно: в фильме Игоря Масленникова) кот у похитителя фермерской дочки все-таки имеется. Этого кота можно увидеть на портрете сэра Хьюго (кисти Беллы Маневич, видимо) в картинной галерее Баскервиль-холла. А выражение (лица) морды кота на портрете такое, что его псовому оппоненту лучше отступить в сторону...
Так вот... Почему, зачем демон принимает образ собаки? Когда всякий знает (хотя бы из известной песенки), что "преданней собаки, ласковей собаки,// Веселей собаки - нету существа"? Давайте разбираться... Главным экспертом в оценке образа собаки у нас станет Библия.
Итак, Ветхий Завет. В Ветхом Завете коты не встречаются вообще (как и в Новом). Лошади встречаются, но почти всегда употребляются либо в прямом смысле, либо в подчеркнуто позитивном (кроме Откровения).
Зато с собаками просто беда... Они часто превращаются либо литературные ругательства (обзывательства), либо в иносказания и символы. Конечно, с "темным", явно демонизированным смыслом.
Нет, избранный народ совершенно не отрицает пользы собак. Собаки у иудеев управляют стадами скота. Собаки сопровождают людей в долгом пути, как, например, Товию (Тов.5:17). Тем не менее, Закон Моисеев (Пятикнижие) считает собак животными нечистыми. Ибо они (собаки) олицетворяют нравственную грязь, бесстыдство и разврат. Об этом свидетельствует Второзаконие. В нем деньги, заработанные на "цене пса", запрещается жертвовать в храм. Пророк Моисей говорит:
"Не вноси платы блудницы и цены пса в дом Господа Бога твоего ни по какому обету, ибо то и другое есть мерзость пред Господом Богом твоим" (Втор.23:18).
Очень возможно, что в 18 стихе 23 главы говорится о том, что "цена пса" (деньги от продажи собак?) приравнивались к "цене блудницы". И что, скорее всего, Израиль считал одинаково нечистыми и блудницу, и пса.
Но еще более вероятно, что псами здесь именуются профессиональные развратники. Во всяком случае свт. Кирилл Александрийский понимает под псом человека "удобопреклонного к нечистоте и отдающегося безразлично каждому приходящему, а ценою песию - то, что предлагается ему за это" (О поклонении и служении в Духе и Истине. 3,14).
В исторических книгах Ветхого Завета образ собак (псов) приобретает дополнительное значение. Теперь собаки символизируют не только нечистоту. Они становятся орудием возмездия для нечестивцев и грешников. Псы демонстрируют инфернальную низость всех нечестивых и грешных; уничтожают всякую память о преступниках не только на небе, но и на земле. Так, например, когда уходит в шеол нечестивый и слабовольный царь Ахав, псы, согласно пророчеству (3Цар.21:19), лижут кровь его (3Цар.22:38). Когда же уходит в шеол нечестивая Иезавель, то псы позорно пожирают тело царицы на поле Изреельском (4Цар.9:36).
В Псалтири псы получают еще один смысл, естественно, негативный. Святой царь Давид понимает под псами "нечестивых беззаконников", которые "изрыгают хулу языком своим" (Пс.58:8). Для него псы - это люди в амплуа богохульников-нечестивцев или "скопище злых" (Пс.21:17).
Исайя также понимает под псами грешников, но не богохульников, а лентяев и сонь. У Исайи они именуются "немыми псами". Псы показаны, как "не могущие лаять, бредящие лежа, любящие спать" (Ис.56:10).
В принципе, одного Ветхого Завета достаточно для того, чтобы понять, откуда "растут ноги" у демонической (именно демонической, а не мифической) собаки. Бесовскую нечистоту она (собака Дойла) получает из Второзакония. Роль бича Божия - из 3 и 4 Книги Царств, где псы поедали трупы грешников и лизали их кровь (призрачный пес у Дойла, видимо, только слизывал кровь, а сквайрам привиделся сплошной ужас). Безмолвие (Хьюго "аццкая" собака догоняла молча) - из Книги Исайи.
Впрочем, обратимся к Новому Завету. Только в одном месте - притче о богаче и Лазаре - собаки трактуются положительно. Они вылизывают раны Лазаря (Лук.16:21). Зато в других местах образ собаки (пса) опять получает негативный смысл. В Синопсисе псы символизируют адептов языческих культов, духовную нечистоту. Псами Господь Иисус Христос называет сородичей женщины-хананеянки, имевшей бесноватую дочь. Испытывая веру этой женщины, Спаситель говорит ей: "Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам" (Матф.15:26). Понимая под "псами" хананеев, а под "детьми" - израильтян (после чего исцеляет больную).
В другом месте Синопсиса (когда говорится: "Не давайте святыни псам...") пес сливается с образом воинствующего лжеца-безбожника. Блаженный Августин в толковании на 6 стих 7 главы Матфея, что псы - это те, кто "пытается уничтожить истину" (О нагорной проповеди Господа).
У апостола Петра образ пса ассоциируется с отступлением от истины, ложью, нарушением закона, предательством. Псами Петр называет лжепророков и лжеучителей. Про них он говорит, что "пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи" (2Пет.2:22). Здесь апостол имеет в виду, что таковым, как лжеучители и лжепророки лучше было совсем не знать истины, чем, познав ее, уклониться в ересь.
В Откровении Иоанна Богослова под псами понимаются "чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду" (Откр.22:15). Подобные злые люди (псы) противопоставляются людям праведным (блаженным), которые "соблюдают заповеди... , чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами" (Откр.22:15).
Что же можно ответить на вопрос о собаке после этого короткого экскурса в Библейскую историю? Только то, что кроме образа "аццкого" пса демон не мог принять никакого другого образа, кроме того, в котором явился пастуху и сквайрам. Почему? Потому что беспутный сэр Хьюго метафорически сам стал "аццкой" псиной... Вспомним, кто такие псы по Откровению Иоанна? Это "чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду". Так ведь это же портрет злодея легенды. Портрет его темной, преданной злу души...
Наш Хьюго - любодей, ибо желал любодеяния. Делатель неправды, ибо украл девушку против воли. Убийца, поскольку довел ее до смерти. Предатель, ибо, будучи крещеным, заключил договор с "прародителем зла". Идолослужитель, так как служил своим "темным страстям". И чародей, ибо использовал силы зла, чтобы найти девицу на болотах.
Можно вспомнить еще о богохульствах Хьюго, но, пожалуй, не стоит... Понятно, что в легенде изображается история человека, во всем уподобившегося диаволу и потому забранного им. А собака выступает демонической тенью Хьюго, воплощающей его внутреннюю суть...
Значит ли это, что история, изложенная в легенде, является проклятием для любого, кто хоть немного посочувствовал Хьюго? О, нет! Автор статьи в этом вопросе согласен с автором манускрипта: "Нет столь тяжкого проклятия, коего нельзя было бы искупить молитвой и покаянием".
Благодарю подписчиков, подписчиц и гостей канала "Христофор+" за активное участие в практикуме по логике 13 ноября под статьей Расследование тайны гибели сэра Хьюго на болотах: А что, если демонической собаки не было? Было очень приятно пообщаться с поклонниками таланта сэра Артура Конан Дойла... Если есть соображения по "мистической" версии и происхождению образа собаки, оставляйте комменты. Не забывайте про лайки. Они способствую развитию канала.
Читайте также другие статьи:
7 интересных фактов о римском сотнике, который командовал распятием Христа
Какое Копье судьбы (из четырех известных) принадлежало Лонгину?
5 загадок Клавдии Прокулы, жены Пилата: "Не делай ничего Праведнику тому (Матф.27:19)".