Господу необходимо даровать всё самое лучшее, а потому и возносить молитвы многие Святые Отцы рекомендуют с утра, а не в те часы, когда мы уже успеваем устать и утомиться.
Также, по мнению Святителя Феофана, нельзя молиться и беспрерывно – Церковною молитву он советует прерывать молитвами личными, однако при этом личные молитвы не должны полностью заменить Церковные.
«Пускай Ваша молитва будет наполнена простотой, искренностью и бесхитростностью,
- рассуждает Отец Феофан,
Кроме того, пускай молится и Ваше тело: не забывайте о поклонах. Но если Ваша молитва не льётся, если что-либо Вас отвлекает, возвращайтесь к тому месту, с которого Вы сбились, и внимательно перечитайте его заново.
Если чувствуете, что мысли Ваши где-то далеко, сразу же прерывайте себя и кланяйтесь – это очень важное правило, которое поможет Вам воспитать в себе молитвенный дух».
Кроме того, молитвы требуют особой предварительной подготовки и правильного настроя. Не следует возносить молитвы в спешке – молитесь усердно и с размеренностью.
Возносить молитву, по возможности, лучше вслух, а не мысленно. Мало-помалу устные молитвы становятся молитвами умными. Не следует также забывать о том, что молитвы – это, в первую очередь, прошения.
«Однако, обращаясь к Небесному Отцу, задумайтесь – не гноя ли Вы для себя просите? Ведь зачастую человек не просит того, что принесёт пользу его душе,
- остерегает профессор Алесей Осипов,
- Он не просит избавить его от гневливости, зависти и обидчивости, не просит научить его любить ближних, стать терпеливее и смиреннее. Напротив, он просит у Господа исцеления или приобретения – совсем как в той притче, где бедняк мечтал о беседе с царём, и, добившись своего, попросил у правителя гноя.
Мы не думаем об искоренении собственных страстей, об исправлении и становлении на путь истинный, но постоянно просим у Бога какую-то чепуху. И Господь помогает нам – в тех случаях, конечно, когда Его участие действительно идёт человеку на пользу».
К сожалению, многие из нас по неразумению просят у Господа того, что разлагает наши души. А это значит, что в нас нет подлинной веры в то, что Бог – это абсолютная, чистая любовь.
Неспроста преподобный Исаак Сирин не раз повторял:
«Ни о чём не проси Господа, если действительно доверяешь Ему. Проси только о помиловании и о Спасении. Спасение – это самое важное для христианина. Когда исцеляется наш дух, тогда и все прочие блага снисходят на нас. И Господь не даёт того, о чём Его просят, потому как многие просят гноя.
Такие люди могут и паломничества совершать, и подавать записки в Храмах, и прикладываться к Ликам Святых, вот только всё это, к сожалению, не меняет их самих из-за того, что просят они Бога о грязном и скверном».
Но как же, в таком случае, обращаться к Господу, как просить Его о помощи? По мнению Святителя Игнатия Брянчанинова, это нужно делать следующим образом:
«Боже, Тебе известно о моих желаниях, но я вверяю их воле Твоей, а не своей. Помилуй и Спаси меня!».
Кроме того, остерегайтесь вознесения так называемых «лжемолитв».
Вот только как отличить «лжемолитву» от молитвы праведной и Богоугодной? Давайте рассмотрим этот вопрос подробнее:
Любой молитвослов содержит в себе молитвы, вышедшие из-под пера Святых Отцов и испытанные столетними Церковными практиками. Однако нередко мы пытаемся найти «что-нибудь попроще», и, прочтя лёгкую и коротенькую молитву из интернета, мы надеемся решить ту или иную личную проблему.
Многие молитвы, нацеленные на разрешение тех или иных практических проблем (к примеру, о вступлении в брак или о скорейшем повышении на работе) были написаны в ответ на подобные запросы.
Вот только кто их написал? Были ли эти люди Святыми или хотя бы духовно опытными? Практически каждая «проверенная» молитва имеет известного нам автора. Но, к сожалению, в наши дни такие «анонимные» молитвы, написанные неизвестными со множеством догматических ошибок и неверными нравственными посылами – отнюдь не редкость.
Книги, напечатанные в молитвословии, помечаются особым грифом (на странице слева):
Таким образом Церковь даёт гарантию того, что все молитвы в данной книге соответствуют традициям Православия.
На некоторых изданиях Вам также может встретиться следующая пометка (на странице слева):
Она означает, что содержание книги соответствует Православному вероучению, однако же в ней Вам могут встретиться молитвы, не признанные общецерковно. Не слишком увлекайтесь поисками новых молитв – помните о том, что самой важной христианской молитвой является евхаристическое молитвенное вознесение.
Произнося его, мы не выпрашиваем у Господа те или иные земные блага, но приближаемся к Царствию Небесному. Христиане, любящие и понимающие смысл Богослужений, не станут тратить время на поиски или придумывание новой молитвы. Они знают о том, что каждая достойная и угодна Богу просьба уже есть в том или ином Церковном Богослужении.
Кроме того, молитва должна учить нас смирению и послушанию, а не самодовольству и эгоизму. Вознося молитву, мы должны приближаться к Господу.
Но как именно это происходит?
Всем нам известно о том, что Господь Свят. Следовательно, приближаясь к Господу, мы приближаемся к Святости. И, помолившись по-настоящему, мы должны преисполниться двумя чувствами – желанием слушаться Небесного Отца и смирением.
Иными словами, мы должны осознать собственное бессилие в вопросе Спасения и ощутить острую потребность в Божьей помощи. При этом важно понимать, что под смирением подразумевается не стремление к самоуничижению и не получение удовлетворения от чувства вины.
Подлинное смирение – это абсолютное доверие к Господу.
Статьи по теме: