Про Егорьевск, город-заповедник, я уже писала. Но историко-художественный музей, мне кажется, заслуживает отдельной статьи.
Итак, музей был создан Михаилом Никифоровичем Бардыгиным в 1911 году.
Немного о создателе музея
Сам Михаил Бардыгин был сыном градоначальника Егорьевска с 1872 по 1901 годы Никифора Михайловича Бардыгина, текстильного фабриканта и мецената. Михаил Бардыгин (1864-1933) учился в Егорьевской прогимназии, основанной его отцом, а затем в Москве – в лицее имени цесаревича Николая, основанном известным публицистом Михаилом Катковым, сегодня это Дипломатическая академия МИДа России.
Михаил Никифорович - действительный статский советник, член совета Московского купеческого банка, член совета Взаимного страхового союза, Московского Совета торговли и мануфактуры, выборный Московского Биржевого комитета, депутат III Государственной Думы от Рязанской губернии. При этом он продолжал участвовать в жизни Егорьевска: избирался гласным городской Думы, был членом уездного училищного Совета, уездной земской управы, председателем Егорьевского Красного креста, почетным мировым судьей, председателем Егорьевского комитета торговли и мануфактуры. При этом фабрика Бардыгиных продолжала работать. По воспоминаниям рабочих, на фабрике никогда не было стачек.
Его супруга - Глафира Васильевна, урожденная Постниковой. Брат Глафиры Васильевны, Владимир Васильевич Постников, владелец антикварного магазина "Былое" в Москве в Козицком переулке, коллекционер предметов искусства, был зятем и другом создателя Театрального музея Алексея Александровича Бахрушина.
После революции все имущество было национализировано, но Бардыгин продолжал работать до 1923 года, после вместе с семьей уехал в Ниццу, где умер в 1933 году.
Музей. Начало
В Егорьевске первоначально было задумано создание фабричной библиотеки. Для неё были закуплены в 1909 г. книги и мебель. Директором библиотеки-читальни стал Алексей Алексеевич Виталь.
Уже в 1910 г. музейный отдел библиотеки получил первые экспонаты из антикварного магазина В. Постникова – старинные боярские одежды. Количество экспонатов росло, и в 1911 году музей "Частное собрание русской старины" отделился от библиотеки. В 1913 г. он назывался "Музей русской старины", с 1915 г.– "Музей Императорского Московского Археологического института имени Императора Николая II". Подаренный городу музей продолжал финансироваться М.Н. Бардыгиным. К 1913 г. в музее было более 10 000 экспонатов, его коллекция оценивалась в то время в 200 000 рублей. Музей был открыт для бесплатного посещения. Приходили не только местные жители, но и приглашенные из Москвы.
В коллекции были представлены старинные головные уборы, одежды, деревянные резные и расписные изделия, медная и железная посуда, иконы, фарфор, стекло, старопечатные книги, царские грамоты, рукописи, автографы писателей. Пополнялся музей за счет закупок в антикварных магазинах, в частных коллекциях, в результате ежегодных поездок А. Виталя по России.
Архитектору Алексею Щусеву был заказан проект нового здания музея в древнерусском стиле. К тому времени по проекту архитектора уже построена Марфо-Мариинской обитель, нескольких храмов, строился Казанский вокзал.
В проекте здание музея представляло многоэтажную круглую башню с окнами-бойницами, которую увенчивала конная статуя Георгия Победоносца (покровителя города Егорьевска). А мне, почему-то, напоминает самовар.
Но... РЕВОЛЮЦИЯ. После революции музей не имел собственного здания. Он размещается в детской спортивной школе на ул. Тупицына (здание не сохранилось), потом в церкви св. Троицы Мариинского женского монастыря (с 1929 года). В годы Великой Отечественной войны экспозиция музея была свернута и перевезена в неохраняемый храм св. А. Невского для эвакуации, но эвакуировать не успели. Многие экспонаты были расхищены, испорчены от неправильного хранения. Часть экспонатов была передана в центральные музеи: музей истории религии и атеизма в Ленинграде, в Третьяковскую галерею, музеи при Московском Университете, музей древнерусской живописи им. А. Рублева и др.
В 1922 году музей был открыт под названием Егорьевский музей древностей, а с 1945 года он получил статус Егорьевского краеведческого музея. И начался следующий этап жизни.
1945-1999 годы в жизни музея
С 1945 по 1985 годы тогда еще краеведческий музей возглавляла Эстер Яковлевна Равина.
Но, в советское время не было места экспериментам. Все краеведческие музеи должны быть одинаковы: «Происхождение человека», «Археология», «История города», «Развитие капитализма», «Революционное движение», «Великая Отечественная война», «Социалистическое строительство». Может поэтому до сих пор охватывает тоска, когда тебя приглашают в Краеведческий музей какого-нибудь провинциального города? Ведь практически все они были похожи, а многие и остались все на том же уровне.
Под музей отдают здание восьмилетней школы (до революции этот дом принадлежал купцу Кулакову, сейчас в нем располагается отдел истории ЕИХМ). 1 мая 1946 года музей был открыт вновь. Будучи биологом, Э.Я. Равина занимается комплектованием отдела природы. Естественнонаучная коллекция музея становится одной из самых значительных среди подмосковных музеев. Но, именно Эстер Яковлевна спасла от уничтожения старопечатные и рукописные церковные книги, которые предписано было уничтожить как вредные и ненужные.
В музее собирается общество краеведов, которое возглавляет учитель русского языка и литературы Александр Иванович Могальков (его фото не нашла). На протяжении нескольких десятков лет он ведет переписку с архивами, очевидцами событий, родственниками, знакомыми, потомками известных людей. Он открывает егорьевцам имена выдающихся земляков – И.Э. Грабаря, В.Н. Житовой – сестры И.С. Тургенева, Я.И. Ганнибала – городничего Егорьевска, Г.И. Благонравова – наркома путей сообщения, фабрикантов Хлудовых, Бардыгиных, актрис Е. Лешковской, Е. Турчаниновой, Е. Гоголевой и многих других.
С 1985 года директором стала Наталия Николаевна Артемова:
В 1989 г. для размещения сохранившихся коллекций М.Н. Бардыгина музею был передан полуразрушенный особняк (бывший дом купцов Никитиных, построено в 50-е гг. XIX в.) в центре города.
Когда-то это был жилой дом с лавками. В советское время на первом этаже дома – магазины «Обувь» и «Рыба», неотапливаемые торговые склады с земляным полом. На втором этаже – ясли им. Клары Цеткин. В конце 1970-х гг. сгорела угольная котельная, ясли закрыли, второй этаж опустел.
Все отказывались заниматься восстановлением дома. Наконец один нашелся – Вячеслав Яковлевич Жарков, руководитель строительного кооператива «Гамма» (его фотографию я не нашла. Я считаю, что страна должна знать в лицо своих героев).
10 лет проводилась реставрация здания. В 1992 году районный краеведческий музей был преобразован в историко-художественный. Для создания художественного проекта экспозиции был приглашен самый неординарный музейный дизайнер – профессор Международной академии архитектуры, лауреат Государственной премии РФ Евгений Абрамович Розенблюм.
Новая жизнь музея
В музее восхищает все: в первую очередь это сами интерьеры, ведь вы с ними сталкиваетесь сразу войдя внутрь:
Войдя в очередной зал, не понимаешь, куда смотреть: то-ли на интерьеры, то-ли на экспонаты. Все настолько интересно, что глаза разбегаются. В каждом зале - своя коллекция.
Стекло: представлены лучшие изделия заводов России XVIII- начала XX вв.:
Керамика: изделия из всех материалов, с которыми когда-либо работали в Гжели: майолика, полуфаянс, фарфор, тонкий фаянс, в т.ч. знаменитый «бронзовый товар» завода А.Л. Киселева, покрытый золотистым люстром:
Художественный металл: лучшие образцы основных центров отечественного художественного металла XVIII-XIX вв.:
Шитье: в музее много разнообразных по материалу, технике и назначению вещей, демонстрирующих украшение тканей начиная с XVI века:
Резная кость: шкатулки, ларчики, гребни, портреты:
Резное и расписное дерево: редчайшие экспонаты – это маскарадные сани XVIII в. и «тощая» свеча 1682 г., расписанная Гаврилкою Ряшиным:
Религиозное искусство: рельефные и объемные изображения из дерева (фигуры Иоанна Богослова и сотника Лонгина – часть композиции «Распятие с предстоящими» XVIII в.), икона «Святой Христофор с песьей головой» XVII в., походная церковь XVIII в.
Живопись: очень интересная коллекция, в том числе старообрядческие картины-притчи – образцы примитивного искусства XVIII-XIX вв. Картины висят во всех залах музея.
Особая гордость музея – каминный зал, он оформлен в духе палат царя Алексея Михайловича. Здесь встречают высоких гостей и устраивают праздники — рождественские вечера, масленичные и пасхальные гулянья.
Только в Егорьевском музее можно увидеть уникальную коллекцию русского примитива — таких самобытных зарисовок провинциальной жизни России XVIII–XIX веков не встретишь больше нигде. В коллекции музея есть и редкие иконы. Например, икона Христофора Псеглавца, которой более 400 лет.
Музейный комплекс в Егорьевске современен — здесь много интерактивных площадок, которые вносят разнообразие в музейную экспозицию и отлично удерживают внимание даже самых непоседливых детей. Обязательно познакомьтесь с экспозицией "Феерия света", познокомтесь с обитателями старинного зеркала, послушайте предсказания прорицателя. Полистайте "поющую книгу", рассказывающую о староверах. А еще можно совершить захватывающее путешествие в страну Стекляндию и приоткрыть "Занимательный сундук", наполненный секретами. Небольшая часть того, что есть в музее:
Перед выходом вас ждет сам Никифор Бардыгин, городской голова, период его руководства городом называют золотым.
Конечно, никакие фотографии не могут заменить то, что можно увидеть вживую. Но вы теперь знаете, куда можно поехать, посмотреть и восхититься!
Перед поездкой прочитайте про историю Егорьевска и посмотрите маршрут одного дня.
Спасибо, что дочитали. Если вам понравилось, ставьте лайки, пишите комментарии — это очень важно для меня.
До скорой встречи!