Найти в Дзене
Челгид

Спектакль в баре, подвале, на улице — как в Челябинске развивается театральная клоунада

Фото: Андрей Ткаченко
Фото: Андрей Ткаченко

Поиски женщины и думы о смерти; витальность и саморазрушение; самовары, зеркала, чемоданы, бумажные кораблики, красные носы — уличный театр может развернуться где угодно, преобразить любое пространство и вовлечь каждого в свое действо. Это успешно показывает и доказывает Duet NEBOLET*, созданный актерами челябинского театра «Манекен». Мы посмотрели два спектакля и теперь знаем, что такое философская клоунада.

В баре «ФортеПьяно» на Кировке — обычный понедельничный вечер: пара посетителей хмуро смотрит в бокалы с вином; нежно воркует парочка со свежими бабочками в животах; странный нетрезвый субъект пытается со всеми познакомиться и отпускает слишком громкие реплики; стайка девушек вежливо отшивает странного субъекта и одновременно сплетничает, бурля, как пузырьки в игристом; а бармен строго сдвинул брови и никого не пускает во внутренний дворик: там готовится... спектакль.

Спектакль вот-вот начнется  | Фото: Челгид
Спектакль вот-вот начнется | Фото: Челгид

К семи часам веселая и подогретая подобревшая публика рассаживается в летнике и с интересом рассматривает декорации: железная кровать, пододеяльники родом из советского дефицита, стол и стул и, конечно, главная гордость тех времен — ковер (почти как было у наших бабушек — на стене, правда, тут она из красного кирпича).

Дуэт в полном составе | Фото: Челгид
Дуэт в полном составе | Фото: Челгид

Тут появляются клоуны — брови домиком, красные носы, смешные шапочки, комбинезоны и носки — и раздают зрителям теплые пледы (спасибо!), а затем под «У самовара я и моя Маша» начинают сканировать зал густо подведенными глазами. В этот момент я понимаю, что кроме меня и еще трех человек тут совершенно случайная публика — эти люди знать не знали, что пришли не просто посидеть в баре, а попасть на спектакль.

А дальше начинается самая настоящая клоунада. Почти без слов — только пара ключевых реплик и смешных звукоподражаний; но с очень выразительными, эксцентричными движениями.

Справка: Duet NEBOLET в Челябинске существует третий год. Создан силами актеров театра «Манекен» Станислава Хомкова и Никиты Манылова. Директор — Алексей Сартаков. Начинали с видео в соцсетях — смешных зарисовок в советском стиле черно-белой пантомимы. В дальнейшем решили перейти в жанр философской клоунады. Артисты сами придумывают истории в невербальном воплощении, совмещая лирику, игровой театр и эксцентрику. Участники и лауреаты различных фестивалей уличных театров России. Играют на открытых площадках, в театральных студиях, барах, Усадьбе Рябинина, кластере Svoboda2.

«БАБАйки или неТО» (16+) — история, как одинокие мужчины ищут женщину. В самом прямом смысле ищут! Вытаскивают девушек из зала-летника, обряжают в семейные трусы, садят за самовар, даже пытаются уложить на кровать... Отбирают стаканы и сумки!! Брызжут в лицо водой!!! Зрители ведут себя по-разному: кто-то недоуменно таращит глаза — вот ничего себе в бар пришли; кто-то ржет от души; кто-то сам активно рвется на сцену; а кто-то сидит с таким лицом, будто клоунада — самая грустная вещь на свете.

Зрительница, которая стал «не той» | Фото: Челгид
Зрительница, которая стал «не той» | Фото: Челгид

«БАБАйки» — история, создаваемая актерами прямо на глазах у зрителей и вместе с ними, и вроде бы адски смешная, но... Каждый раз, когда в поисках единственной и неповторимой клоуны вскрикивают: «Не то, не то!», становится... грустновато: в наш-то век бесконечных приложений и сайтов знакомств, свайпов влево и не-мэтчей поиск женщины может превратиться в довольно нервный и печальный квест. Опять не то! Все не то! Где же ОНА?

— Мы делим спектакль на две части: первая — развлекательная, чтоб публику развеселить и удержать внимание; а вот во второй уже философствуем и задаемся разными вопросами. Но всегда оставляем какой-то просвет, надежду, — говорит Никита Манылов.

— Как только зритель заходит в зал, мы уже должны видеть, кого можно взять на сцену для импровизации, а кого нет, — делится нюансами работы Станислав Хомков. — Вот, например, женщина сидит в первом ряду и просто ухахатывается — живой теплый зритель, можно работать. Есть люди, которые пришли посидеть в стороночке — их, как показывает практика, лучше не трогать. А есть такие, которые сами рвутся на сцену — вот с ними тоже надо быть осторожнее, чтобы их не стало слишком много.

Прообраз самой важной женщины в жизни любого мужчины | Фото: Челгид
Прообраз самой важной женщины в жизни любого мужчины | Фото: Челгид

Но при всей импровизации у спектакля «БАБАйки» есть четкая схема: в финале мужчины припадают к манекену в белом халате, который символизирует материнскую фигуру, и приглашают всех зрителей в прямом смысле взглянуть на себя. Отмечу, что импровизированный зал к концу спектакля покинули всего-то пара человек. У остальных — влажные, задумчивые глаза.

...И по-другому сделан и совсем иные чувства заряжает и ответно вызывает спектакль «Momento Mori» (16+). Это новая работа Duet NEBOLET, восьмой по счету показ, и его удалось посмотреть в рамках театральной лаборатории для режиссеров и актеров, которая проходит сейчас в Челябинске. Площадка, можно сказать, намоленная: знаменитый подвальчик театра-студии «Манекен». Здесь зритель тоже очень близко. А сам эскиз ближе к лирике, чем к комедии, и у актеров здесь другие образы.

Внешне дуэт контрастен настолько, насколько это вообще возможно — судите сами.

Станислав Хомков — мужчина роскошной фактуры, высокий и заметный. Типаж — русский барин или ирландский контрабандист. Размашистый, плавный, добрый.

Станислав Хомков | Фото: Андрей Ткаченко
Станислав Хомков | Фото: Андрей Ткаченко

Никита Манылов — совсем другой, миниатюрный и крепкий, как пружина, с заметной долей отрицательного обаяния. Без грима похож на молодого Олега Янковского.

Никита Манылов | Фото: Андрей Ткаченко
Никита Манылов | Фото: Андрей Ткаченко

— В клоунаде герои всегда создаются от себя самого, — говорит Никита Манылов. — Какие-то гэги подворовываешь на улице, бывает, замечаешь какие-то нелепые ситуации с людьми, их тоже берешь на заметку. Но и в этом пространстве — как бы себя в предлагаемых обстоятельствах — у тебя все равно всегда есть маневр от забавного до печального. На это работают и твоя собственная природа и, конечно, в некоторой степени грим.

— Мы не только клоунаду делаем, мы артисты драматического театра и, разумеется, умеем работать и со словом. А какие-то элементы невербалики очень нам помогают при работе в театре «Манекен», мы используем это, если так считает возможным сделать режиссер, — добавляет Станислав Хомков.

От этой сцены вы можете заплакать | Фото: Челгид
От этой сцены вы можете заплакать | Фото: Челгид

«Momento Mori» — как известно, крылатое выражение: помни о смерти. Но, как хорошо знают любители и знатоки комедийного жанра, знаменитая троица советского кино, умыкнувшая на Кавказе красавицу и комсомолку Нину, перевела выражение по-другому: моментально в море. Вот в этом спектакле — сплошное море. Житейское. Даже вода в нем будет настоящей (правда, тут ей не брызжут в лицо, а просто льют на голову). И все мы в нем вечные пассажиры. В вечной качке и морской болезни.

В «Momento Mori» слов нет вообще — только музыка и образы | Фото: Андрей Ткаченко
В «Momento Mori» слов нет вообще — только музыка и образы | Фото: Андрей Ткаченко

Кто эти два клоуна в черном и белом? Кажется, первый что-то вроде наставника, а вот второй — как новорожденный. Ему все в кайф — первая поездка, первый танец, первая любовь и все остальное. Никита Манылов тут в полной мере демонстрирует пластический дар и витальность, снося и без того условную четвертую стену и буквально катаясь в зрителях. Вот она, та самая смешная клоунада.

Элементы иммерсивной клоунады | Фото: Андрей Ткаченко
Элементы иммерсивной клоунады | Фото: Андрей Ткаченко

Бумажные кораблики под потолком — как нежные воздушные мечты. Гудок парохода — как сигнал к долгой счастливой жизни — не опоздать бы к отплытию! Вода — жизнь, а затычка для ванной — злой метроном, отсчитывающий утекающие драгоценные капли...

О неизбежном, порой вневременном финале каждого из нас и всех, кто нам дорог, с середины спектакля начинают напоминать песни: то причудливо перепетая «Я хочу быть с тобой» «Наутилуса», то очень страшненькая «Его здесь нет» группы «Мегаполис» («И тянет холодом из вскрытых жил»).

Минимум реквизита, максимум визуальной выразительности | Фото: Андрей Ткаченко
Минимум реквизита, максимум визуальной выразительности | Фото: Андрей Ткаченко

Вторая часть, в свойственной дуэту манере, получается лирическая и грустная. Почти безысходная история — жизнь порой такая хрупкая, как меловая черточка на портфеле, забытом у кромки воды. Но... все же «почти» — как выше обещали актеры, надежда есть всегда.

Владимир Филонов | Фото: Андрей Ткаченко
Владимир Филонов | Фото: Андрей Ткаченко

— Я считаю, что Станислав и Никита, их дуэт, в настоящий момент наиболее перспективные ребята в данном жанре в нашем городе, — говорит Владимир Филонов, художественный руководитель студии-театра «Манекен» ЮУрГУ, член Союза театральных деятелей Российской Федерации. — Да, в Челябинске есть еще коллективы с клоунадой, но они работают в более легком жанре — анимации, развлекаловки, за их постановками не стоит какой-то большой и сложной истории. А здесь я вижу театр, настоящий. На визуальное воплощение сейчас большой спрос в обществе — так уж получилось, что мы сегодня не сразу и не полностью верим слову. Оно перестало быть весомым. А вот тело, взгляд, пластика, жизнь в движении — это то, во что я верить продолжаю и никогда не перестану.

*Дуэт НЕБОЛЕТ

-13
-14
-15
-16
-17
-18
-19
-20
-21
-22
-23
-24
-25
-26
-27
-28
-29
-30
-31
-32
-33
-34
-35
  • Подписывайтесь на наш канал, а также на группу «Челгида» ВКонтакте — еще больше событий, развлечений, полезной информации!