Эта статья, как и все в моем блоге, "вдохновлена" историей пациента. Долгое время во всех его выписках стоял диагноз "Рак щитовидной железы", хотя рака никакого, как оказалось, и не было. Он наблюдался у кардиологов с жалобами на нарушения ритма сердца и ему провели обследование щитовидной железы, чтобы исключить её патологию (иногда нарушения ритма сердца происходят из-за проблем с щитовидной железой). На УЗИ щитовидной железы нашли крупный узел, спунктировали - подозрение на рак, надо оперировать.
В хирургической выписке стоял диагноз "Рак щитовидной железы" - его действительно подозревали, с учетом полученной гистологии. Но, после удаления пораженной доли, оказалось, что рака нет: по данным послеоперационного гистологического заключения образование представляло собой онкоцитарную аденому.
Онкоцитарная (оксифильная или Гюртле-клеточная, В-клеточная) аденома относится к доброкачественным опухолям щитовидной железы, но отличить доброкачественную онкоцитарную аденому от злокачественной онкоцитарной карциномы только по пункции (ТАБ) просто невозможно.
Дело в том, что во время пункции мы можем взять клетки щитовидной железы, не видя картину ткани в целом. Доброкачественную онкоцитарную опухоль мы можем отличить от злокачественной только на основании капсулярной и/или сосудистой инвазии - тут уже нужно смотреть ткань железы, а не просто клетки из пункционного материала.
Пропустить злокачественную опухоль - онкоцитарную карциному - крайне опасно. В отличии от многих других опухолей щитовидной железы, онкоцитарная карцинома достаточно агрессивно себя ведет: часто метастазирует и привозит к неблагополочному прогнозу.
Согласно международной терминологии The Bethesda system (TBS), цитологически эти поражения должны быть отнесены к IV категории (фолликулярная опухоль/подозрение в отношении фолликулярной опухоли) без комментариев в отношении аденомы или карциномы. Вероятность злокачественности – 15 – 30%, обычно рекомендуется гемитиреоидэктомия с интраоперационным гистологическим исследованием.
К счастью, у нашего пациента злокачественная опухоль не подтвердилась, и в заключении послеоперационного гистологического исследования стоял диагноз "онкоцитарная аденома".
Снятие диагноза "Рак щитовидной железы" значительно упрощает послеоперационное ведение таких пациентов. Но, почему-то, не смотря на хороший результат гистологии, диагноз "рака" еще долго переносился из одной выписки в другую (пациент продолжал лечение у коллег-кардиологов). Может, название онкоцитарной аденомы смутило коллег? А может, заключение и вовсе затерялось среди горы бумаг, и они ориентировались только на выписки с диагнозом "рак"? Сложно сказать, что было на самом деле. Но все знают, что диагноз "рака щитовидной железы", как правило, требует более низких норм ТТГ после операции (подробнее в этой статье), а значит, и более высоких доз левотироксина (гормона щитовидной железы) для его поддержания.
Возможно, его проблемы с сердцем были связаны с этим "заниженным ТТГ": нарушения ритма сохранялись, и в очередную госпитализации он попал к нам в Центр. Посмотрев все документы, диагноз "рак" я сняла, и в нашей выписке у пациента он наконец-то уже не значился. А это значит, что и тактика послеоперационного ведения стала другая.
Статья носит информационный характер. Для определения тактики лечения и наблюдения обращайтесь к врачу!