Продолжаю небольшую серию статей по итогам прошедшего в Петербурге Международного Рыбопромышленного Форума (МРФ). В предыдущей части, которая получилась довольно объёмной, я рассказал о ситуации в целом и о многогранности самой структуры Росрыболовства. Некоторых не самых заметных и очевидных сторонах данного вопроса.
В этой части поговорим о трёх главных проблемах с которыми столкнулась отрасль в 2022 году и о том, как они решаются в 2023.
Итак, внимательный читатель уже знает, что вся рыбная промышленность сформирована из разных направлений. Но, если заострить внимание лишь на том которое даёт конечный продукт (рыбу, морепродукты), то он в свою очередь сочетает в себе: сам промысел, переработку, аквакультуру.
Каждая из этих составляющих испытала на себе серьёзное давление западных санкций. Возможно, гораздо более, чем в большинстве других областей. Настолько, что некоторые участники рынка или знающие его подноготную, год назад были преисполнены скепсиса и негативных ожиданий. Прогнозируя не только замедление темпов развития, но возможно и более плачевные последствия.
Обо всём по порядку.
После 2014 года многие процессы стали происходить по другим сценариям. Особенно сильно это коснулось рыбопромышленной отрасли. Тема запрета на ввоз "норвежской сёмги" долгое время крутилась в СМИ. Но это лишь даже не вершина, кончик айсберга.
Те из вас, кто прочёл первую часть уже знают, что текущие объёмы находятся в районе 5 млн. тонн и Россия уверенно входит в пятёрку крупнейших рыбодобывающих стран мира. А в 2008 этот показатель был 3,2 млн. Сразу на 12,5% вырос объём в 2009 до 3,6 млн. В 2014 Россия уже добывала 4.1 млн. тонн, но находилась лишь на девятом месте. Уступая в этом показателе: Японии, Филиппинам, Перу, США, Вьетнаму, Индии, Индонезии и Китаю. Лишь три страны из этого списка обходят сейчас Россию.
Однако рыбопромышленники уже почувствовали финансовые перспективы, а в бизнес пришли действительно большие деньги. Деньги пришли, а вот флот безнадёжно устарел. Что помимо вопросов безопасности, сказывалось на эффективности и себестоимости улова, а значит и конкурентных преимуществах. Не только в части экспорта, но и на внутреннем рынке, где так же присутствовала продукция иностранного происхождения.
Рыбопромышленные компании озаботились вопросом обновления флота. Но тут возникла проблема. Российские верфи в принципе не имели подобных компетенций. А Российские банки не были готовы финансировать дорогостоящую постройку судна на верфях за пределами России. Тем не менее некоторые такие проекты удалось реализовать.
Ещё в 2016 заговорили о так называемой "Программе инвестквот". Скажу коротко. Помимо стратегической задачи наращивать добычу и занять достойное место на мировом рынке, руководство страны стремилось обрести компетенции в части строительства современного рыболовного флота. Тем самым оживив и другую важную, энергоёмкую отрасль российской экономики - судостроение.
Но, как заставить копании размещать заказы внутри страны? Особенно, если наши верфи не имеют опыта строительства таких судов? Разумеется, за счёт субсидирования и софинансирования. Так и появилась эта программа, в рамках которой государство осуществляет половину финансирования постройки судна.
Верфи получают заказы и возможность наращивать компетенции. А российский рыболовный флот обновление. А в конечном счёте, более эффективное и экономичное орудие лова.
В рамках первого этапа предполагалось построить порядка 105 новых судов. Первые ласточки с Выбооргского судостроительного завода и Адмиралтейских верфей полетели в 2020 году. Тогда заказчику был передан траулер-процессор "Белое море". А в 2021 следующее судно этого проекта "Норвежское море". К слову, с посещения этого траулера и началось моё "глубокое погружение в мир большого промысла".
Всё достаточно неплохо, но серьёзная уязвимость была очевидна уже тогда. Вся начинка судов - импортного происхождения. И речь не только о двигателе, навигации, навесном оборудовании, но и рыбоперерабатывающей линии. Поскольку внутри каждого такого судна находится свой рыбный завод безотходного производства. Увы, но даже сети (трал, ярус) имели иностранное происхождение.
Конечно, в момент, когда западные компании стали рвать отношения с Россией, вопрос достройки судов встал особенно остро. Импортозамещать необходимо было, если и не всё, то очень многое и большинство из того в чём российские корабелы не имели опыта и компетенций.
Здесь стоит отметить, что ещё в Советском Союзе была заложена мина против российских корабелов, поскольку заказы на постройку новых траулеров тогда размещали на верфях Финляндии, Польши, ГДР и некоторых других. Мы не просто утратили компетенции. Мы их и не имели. Впрочем, тот разрыв, который случился в период с 1993 по 2014 (когда вопрос восстановления отрасли остро возник) в любом случае стёр бы все наработки, которые были актуальны для своего времени.
Было бы не правдой, скажи я, что всё у нас в этом деле хорошо и мы легко и быстро справились с проблемами. Далеко не все ещё задачи решены и многое предстоит решать. Надеюсь, что события связанные со сменой управления в ОСК (именно эта корпорация отвечает за постройку рыболовецких судов) поспособствуют скорейшему решению этой задачи. Ведь конечная цель не только обновить рыболовный флот, сделав его самым современным, а значит и эффективным в мире. Но и обрести те самые компетенции на десятки лет вперёд. За счёт имеющихся в стране ресурсов и энергии реализовывать подобные проекты и для других, дружественных стран.
На выставке МРФ целый павильон отведён под это направление. Были представлены, как различные конструкторские бюро, так и компании предлагающие готовые решения в самых разных областях. От систем управления и контроля. До силовых и энергетических установок. Ощущение "свежего воздуха" не покидало меня от изучения экспозиции. Словно находящиеся в полусонном состоянии компании вдруг почувствовали момент. Особо широко представлены те, кто занимается разработкой и проектированием. Пожалуй, это сегодня первоочередная задача.
Что касается программы Инвестквот. По ней уже переданы заказчикам порядка 25 новых судов различного назначения. Но главное, подписано соглашение о втором этапе, где речь идёт уже не только о рыболовных судах, но и портовой инфраструктуры и рефрижераторном флоте.
В значительной степени всё сказанное выше можно отнести и ко второй проблемы - переработке. В былые годы мы хвастались тем, что на заводе стоит "шведская", "немецкая" или иная линия переработки. Собственных в этой области у нас попросту не было.
Сейчас и эта задача вынужденно решается. Как я уже говорил в первой части, одной из основных целей модернизации всей отрасли является развитие глубокой переработки и производства готовой продукции с более высокой добавленной стоимостью. Это касается и экспорта, и внутреннего рынка.
Для реализации этой задачи тоже требуются современные технологии и системы. Некоторые из них были представлены на выставке.
Кроме того, выступавшая на пленарном заседании заместитель председателя правления Россельхозбанка Ирина Жачкина отметила инвестиционную привлекательность отрасли и готовность банка участвовать в финансировании подобных проектов. Итогом которых должно стать появление собственного оборудования, размещённого не только на современных судах, но и береговых рыбоперерабатывающих заводах.
Что касается третьей не очевидной для рядового потребителя проблемы, то она связана с самым динамично развивающимся направлением - аквакультурой. За 10 лет развития российские рыбоводы научились эффективно выращивать рыбу. Противостоять заболеваниям, выявлять и купировать угрозы. Хотя, некоторые риски сохраняются.
Развивается и отдельное направление аквакультуры - УЗВ комплексы.
УЗВ - установка замкнутого водоснабжения. Когда рыбу выращивают в закрытых цехах, а не садках в естественных водоёмах. Одно из крупнейших таких предприятий в стране недавно запущенный в Вологодской области комплекс по выращиванию атлантического лосося.
Но была одна серьёзная проблема. В России не развита инкубация икры (главным образом форели) и поэтому "посадочный материал" (это либо инкубированная икра, либо уже мальки рыбы) преимущественно завозилися из стран Запада.
Скажем, для Ленобласти и Карелии это Финляндия и Эстония.
Второй пробел касается кормов. Задача которых обеспечить быстрый и устойчивый рост рыбы с хорошим и равномерным набором массы и качественным мясом. И, если в первом случае вопрос не в знании (как инкубировать мы знаем хорошо), а в отсутствии мощностей для таких процедур. Просто в этом не было необходимости и в тему не вкладывались.
То с кормом всё несколько сложнее. С точки зрения технологии производства.
При этом это финансово ёмкий рынок. Один из основных поставщиков кормов в одну только Ленинградскую область имел выручку в сотни миллионов рублей. Для них потеря российского рынка это болезненно. Но нам нет дела до их проблем, у нас есть свои.
И нынешняя выставка показала, что и они всего за год нашли решение. Во всяком случае на выставке было представлено несколько производителей кормов. Каждый из которых предлагал несколько вариантов с разной рецептурой. В любом случае, это отдельное направление бизнеса, потребляющего большие объёмы сырья, создающее рабочие места и тд.
Преждевременно говорить о решении всех задач, но очевидно, что весь тот скепсис разбился о предприимчивость и готовность заместить освободившиеся ниши. А значит отрасль не только имеет возможность развиваться и дальше. Отрасль выходит на совершенно иной уровень развития.
В следующей части я расскажу о том, как меняется продукт и отношение к нему. Какие задачи ставятся. Как и за счёт чего может быть увеличено потребление рыбы. Как уже сейчас производители отвечают на все эти вызовы.
Спасибо всем, кто дочитал до конца.
Жмите палец вверх. Делитесь своими мыслями в комментариях.
Подписывайтесь, если ещё нет!
Ещё больше новостей и событий в новом блоге "Новости DM_812".
Дмитрий Матвеев || DM_812 - A posteriōri
В ВК vk.com/dm_812