Найти в Дзене
DM_812

Три главных проблемы российской рыбной промышленности.

Продолжаю небольшую серию статей по итогам прошедшего в Петербурге Международного Рыбопромышленного Форума (МРФ). В предыдущей части, которая получилась довольно объёмной, я рассказал о ситуации в целом и о многогранности самой структуры Росрыболовства. Некоторых не самых заметных и очевидных сторонах данного вопроса.
В этой части поговорим о трёх главных проблемах с которыми столкнулась отрасль в 2022 году и о том, как они решаются в 2023.

Итак, внимательный читатель уже знает, что вся рыбная промышленность сформирована из разных направлений. Но, если заострить внимание лишь на том которое даёт конечный продукт (рыбу, морепродукты), то он в свою очередь сочетает в себе: сам промысел, переработку, аквакультуру.
Каждая из этих составляющих испытала на себе серьёзное давление западных санкций. Возможно, гораздо более, чем в большинстве других областей. Настолько, что некоторые участники рынка или знающие его подноготную, год назад были преисполнены скепсиса и негативных ожиданий. Прогнозируя не только замедление темпов развития, но возможно и более плачевные последствия.
Обо всём по порядку.

-2

После 2014 года многие процессы стали происходить по другим сценариям. Особенно сильно это коснулось рыбопромышленной отрасли. Тема запрета на ввоз "норвежской сёмги" долгое время крутилась в СМИ. Но это лишь даже не вершина, кончик айсберга.

Те из вас, кто прочёл первую часть уже знают, что текущие объёмы находятся в районе 5 млн. тонн и Россия уверенно входит в пятёрку крупнейших рыбодобывающих стран мира. А в 2008 этот показатель был 3,2 млн. Сразу на 12,5% вырос объём в 2009 до 3,6 млн. В 2014 Россия уже добывала 4.1 млн. тонн, но находилась лишь на девятом месте. Уступая в этом показателе: Японии, Филиппинам, Перу, США, Вьетнаму, Индии, Индонезии и Китаю. Лишь три страны из этого списка обходят сейчас Россию.
Однако рыбопромышленники уже почувствовали финансовые перспективы, а в бизнес пришли действительно большие деньги. Деньги пришли, а вот флот безнадёжно устарел. Что помимо вопросов безопасности, сказывалось на эффективности и себестоимости улова, а значит и конкурентных преимуществах. Не только в части экспорта, но и на внутреннем рынке, где так же присутствовала продукция иностранного происхождения.
Рыбопромышленные компании озаботились вопросом обновления флота. Но тут возникла проблема. Российские верфи в принципе не имели подобных компетенций. А Российские банки не были готовы финансировать дорогостоящую постройку судна на верфях за пределами России. Тем не менее некоторые такие проекты удалось реализовать.

-3

Ещё в 2016 заговорили о так называемой "Программе инвестквот". Скажу коротко. Помимо стратегической задачи наращивать добычу и занять достойное место на мировом рынке, руководство страны стремилось обрести компетенции в части строительства современного рыболовного флота. Тем самым оживив и другую важную, энергоёмкую отрасль российской экономики - судостроение.
Но, как заставить копании размещать заказы внутри страны? Особенно, если наши верфи не имеют опыта строительства таких судов? Разумеется, за счёт субсидирования и софинансирования. Так и появилась эта программа, в рамках которой государство осуществляет половину финансирования постройки судна.
Верфи получают заказы и возможность наращивать компетенции. А российский рыболовный флот обновление. А в конечном счёте, более эффективное и экономичное орудие лова.

Посещение трулера-процессора произвело на меня большое впечатление. Позволив совершенно иначе взглянуть на отрасль. МРТК "Норвежское море"
Посещение трулера-процессора произвело на меня большое впечатление. Позволив совершенно иначе взглянуть на отрасль. МРТК "Норвежское море"

В рамках первого этапа предполагалось построить порядка 105 новых судов. Первые ласточки с Выбооргского судостроительного завода и Адмиралтейских верфей полетели в 2020 году. Тогда заказчику был передан траулер-процессор "Белое море". А в 2021 следующее судно этого проекта "Норвежское море". К слову, с посещения этого траулера и началось моё "глубокое погружение в мир большого промысла".

-5

Всё достаточно неплохо, но серьёзная уязвимость была очевидна уже тогда. Вся начинка судов - импортного происхождения. И речь не только о двигателе, навигации, навесном оборудовании, но и рыбоперерабатывающей линии. Поскольку внутри каждого такого судна находится свой рыбный завод безотходного производства. Увы, но даже сети (трал, ярус) имели иностранное происхождение.

Конечно, в момент, когда западные компании стали рвать отношения с Россией, вопрос достройки судов встал особенно остро. Импортозамещать необходимо было, если и не всё, то очень многое и большинство из того в чём российские корабелы не имели опыта и компетенций.
Здесь стоит отметить, что ещё в Советском Союзе была заложена мина против российских корабелов, поскольку заказы на постройку новых траулеров тогда размещали на верфях Финляндии, Польши, ГДР и некоторых других. Мы не просто утратили компетенции. Мы их и не имели. Впрочем, тот разрыв, который случился в период с 1993 по 2014 (когда вопрос восстановления отрасли остро возник) в любом случае стёр бы все наработки, которые были актуальны для своего времени.

-7

Было бы не правдой, скажи я, что всё у нас в этом деле хорошо и мы легко и быстро справились с проблемами. Далеко не все ещё задачи решены и многое предстоит решать. Надеюсь, что события связанные со сменой управления в ОСК (именно эта корпорация отвечает за постройку рыболовецких судов) поспособствуют скорейшему решению этой задачи. Ведь конечная цель не только обновить рыболовный флот, сделав его самым современным, а значит и эффективным в мире. Но и обрести те самые компетенции на десятки лет вперёд. За счёт имеющихся в стране ресурсов и энергии реализовывать подобные проекты и для других, дружественных стран.

Современный пост управления уже российского производства. Где не только материальная часть наша, но и техническая начинка. С нетерпением жду, когда эти наработки найдут применение и в любительском рыболовстве.
Современный пост управления уже российского производства. Где не только материальная часть наша, но и техническая начинка. С нетерпением жду, когда эти наработки найдут применение и в любительском рыболовстве.

На выставке МРФ целый павильон отведён под это направление. Были представлены, как различные конструкторские бюро, так и компании предлагающие готовые решения в самых разных областях. От систем управления и контроля. До силовых и энергетических установок. Ощущение "свежего воздуха" не покидало меня от изучения экспозиции. Словно находящиеся в полусонном состоянии компании вдруг почувствовали момент. Особо широко представлены те, кто занимается разработкой и проектированием. Пожалуй, это сегодня первоочередная задача.

-9

Что касается программы Инвестквот. По ней уже переданы заказчикам порядка 25 новых судов различного назначения. Но главное, подписано соглашение о втором этапе, где речь идёт уже не только о рыболовных судах, но и портовой инфраструктуры и рефрижераторном флоте.

Один из двух десятков построенных в разных частях страны новых рыбоперерабатывающих заводов.
Один из двух десятков построенных в разных частях страны новых рыбоперерабатывающих заводов.

В значительной степени всё сказанное выше можно отнести и ко второй проблемы - переработке. В былые годы мы хвастались тем, что на заводе стоит "шведская", "немецкая" или иная линия переработки. Собственных в этой области у нас попросту не было.
Сейчас и эта задача вынужденно решается. Как я уже говорил в первой части, одной из основных целей модернизации всей отрасли является развитие глубокой переработки и производства готовой продукции с более высокой добавленной стоимостью. Это касается и экспорта, и внутреннего рынка.
Для реализации этой задачи тоже требуются современные технологии и системы. Некоторые из них были представлены на выставке.

-11

Кроме того, выступавшая на пленарном заседании заместитель председателя правления Россельхозбанка Ирина Жачкина отметила инвестиционную привлекательность отрасли и готовность банка участвовать в финансировании подобных проектов. Итогом которых должно стать появление собственного оборудования, размещённого не только на современных судах, но и береговых рыбоперерабатывающих заводах.

-12

Что касается третьей не очевидной для рядового потребителя проблемы, то она связана с самым динамично развивающимся направлением - аквакультурой. За 10 лет развития российские рыбоводы научились эффективно выращивать рыбу. Противостоять заболеваниям, выявлять и купировать угрозы. Хотя, некоторые риски сохраняются.
Развивается и отдельное направление аквакультуры - УЗВ комплексы.
УЗВ - установка замкнутого водоснабжения. Когда рыбу выращивают в закрытых цехах, а не садках в естественных водоёмах. Одно из крупнейших таких предприятий в стране недавно запущенный в Вологодской области комплекс по выращиванию атлантического лосося.
Но была одна серьёзная проблема. В России не развита инкубация икры (
главным образом форели) и поэтому "посадочный материал" (это либо инкубированная икра, либо уже мальки рыбы) преимущественно завозилися из стран Запада.
Скажем, для Ленобласти и Карелии это Финляндия и Эстония.
Второй пробел касается кормов. Задача которых обеспечить быстрый и устойчивый рост рыбы с хорошим и равномерным набором массы и качественным мясом. И, если в первом случае вопрос не в знании (
как инкубировать мы знаем хорошо), а в отсутствии мощностей для таких процедур. Просто в этом не было необходимости и в тему не вкладывались.
То с кормом всё несколько сложнее. С точки зрения технологии производства.
При этом это финансово ёмкий рынок. Один из основных поставщиков кормов в одну только Ленинградскую область имел выручку в сотни миллионов рублей. Для них потеря российского рынка это болезненно. Но нам нет дела до их проблем, у нас есть свои.

Если в общероссийском масштабе промысел в разы обходим аквакультуру, то в Ленобласти разрыв не так уж велик. Так за 8 месяцев текущего года рыбаки региона добыли 17,7 тыс. тонн рыбы (+120% к 2022), а рыбоводы уже вырастили 10,4 тыс. тонн (+104% к 2022). Весь этот объём рыбы требует ежедневного питания. "Рыбстандарт" - одно из ведущих предприятий региона.
Если в общероссийском масштабе промысел в разы обходим аквакультуру, то в Ленобласти разрыв не так уж велик. Так за 8 месяцев текущего года рыбаки региона добыли 17,7 тыс. тонн рыбы (+120% к 2022), а рыбоводы уже вырастили 10,4 тыс. тонн (+104% к 2022). Весь этот объём рыбы требует ежедневного питания. "Рыбстандарт" - одно из ведущих предприятий региона.

И нынешняя выставка показала, что и они всего за год нашли решение. Во всяком случае на выставке было представлено несколько производителей кормов. Каждый из которых предлагал несколько вариантов с разной рецептурой. В любом случае, это отдельное направление бизнеса, потребляющего большие объёмы сырья, создающее рабочие места и тд.

-14

Преждевременно говорить о решении всех задач, но очевидно, что весь тот скепсис разбился о предприимчивость и готовность заместить освободившиеся ниши. А значит отрасль не только имеет возможность развиваться и дальше. Отрасль выходит на совершенно иной уровень развития.

-15

В следующей части я расскажу о том, как меняется продукт и отношение к нему. Какие задачи ставятся. Как и за счёт чего может быть увеличено потребление рыбы. Как уже сейчас производители отвечают на все эти вызовы.

Будущие специалисты в отрасли.
Будущие специалисты в отрасли.

Спасибо всем, кто дочитал до конца.
Жмите палец вверх. Делитесь своими мыслями в комментариях.
Подписывайтесь, если ещё нет!
Ещё больше новостей и событий в новом блоге "Новости DM_812".

Дмитрий Матвеев || DM_812 - A posteriōri
В ВК vk.com/dm_812