Найти в Дзене
Даниловский краевед

История села Середа. Троекуровы

Даниловское село Середа (бывшее Фёдоровское) впервые упоминается в 1595 году. В этом году ему таким образом исполняется 430 лет. Историю села обычно начинают с Троекуровых. Мол, вот у них тут была вотчина на берегах реки Касть – село Фёдоровское, потому что князь Фёдор Иванович Троекуров владел этими землями. У князя было имя Фёдор и село Фёдоровское – вроде бы всё сходится. Всё это, конечно, интересно, но, к сожалению, никак не достоверно. В письменных источниках нет никаких упоминаний о какой-либо причастности князей Троекуровых к селу Фёдоровскому-Середе или каким-либо иным владениям в Северном Заволжье. Трудно определить сейчас, откуда взялась эта тема «Середа и Троекуровы», но она настойчиво копируется в краеведческих очерках и публикациях. Вероятно, по той простой причине, что иная полезная информация об истоках населённого пункта отсутствует. Попробуем разобраться в этом вопросе с учётом массива архивных документов, ставших более доступными в последнее время. Князья Троекуровы,
Оглавление

Даниловское село Середа (бывшее Фёдоровское) впервые упоминается в 1595 году. В этом году ему таким образом исполняется 430 лет. Историю села обычно начинают с Троекуровых. Мол, вот у них тут была вотчина на берегах реки Касть – село Фёдоровское, потому что князь Фёдор Иванович Троекуров владел этими землями. У князя было имя Фёдор и село Фёдоровское – вроде бы всё сходится.

Село Середа. Вид со стороны бухаловской дороги
Село Середа. Вид со стороны бухаловской дороги

Всё это, конечно, интересно, но, к сожалению, никак не достоверно. В письменных источниках нет никаких упоминаний о какой-либо причастности князей Троекуровых к селу Фёдоровскому-Середе или каким-либо иным владениям в Северном Заволжье. Трудно определить сейчас, откуда взялась эта тема «Середа и Троекуровы», но она настойчиво копируется в краеведческих очерках и публикациях. Вероятно, по той простой причине, что иная полезная информация об истоках населённого пункта отсутствует. Попробуем разобраться в этом вопросе с учётом массива архивных документов, ставших более доступными в последнее время.

Хорошёво-Троекурово

Князья Троекуровы, потомки ярославского княжеского рода, в самой ярославской земле не оставили никаких следов в местной топонимике. В Москве, Липецке, Туле есть сёла с названиями Троекурово. Элитное Троекуровское кладбище в Москве – это наследство их подмосковного поместья. Там когда-то было село Хорошёво-Троекурово.

-2

В Ярославле подобных топонимов нет и этому казусу есть очень простое объяснение. Дело в том, что фамилия у Троекуровых появилась сравнительно поздно, когда большинство ярославских ойконимов уже давно оформилось. Ко времени появления новой династии Ярославского удельного княжества уже давно не существовало, а потомки удельных ярославских князей верой и правдой служили Московским государям.

Лев Романович Ярославский

Основателем рода Троекуровых считается потомок ярославских князей Михайло Львович по прозвищу Троекур. Отец его, Лев Романович, принадлежал к другой эпохе. Он являлся удельным князем ярославским, представителем княжеского дома. Свою родословную эти старорусские господа вели от князей смоленских и первых Рюриковичей.

Лев Романович Ярославский принимал участие в Куликовской битве. Он сражался в одном полку с Великим князем Дмитрием Донским. Князя Льва Ярославского тоже причисляют к Троекуровым, хотя в летописях его прозвище не упоминается. Фамилий в те времена (конец 14 века) у князей не было, если не считать их официальный титул – Ярославские. Родовой вотчиной семьи были земли между Ярославлем и Костромой с центром в селе Бурмакино. Это южное Поволжье, нагорная сторона.

Село Бурмакино
Село Бурмакино

Ярославское княжество прекратило своё существование в 15 веке, с ним прервались и княжеские династии ярославских князей, хотя формально титул за ними оставался. Князь Михайло Львович стал зачинателем новой династии в качестве боярина в новой системе координат, центр которой находился в Москве. Соответственно сменилась у них и фамилия, вместо Ярославских они стали Троекуровыми.

«Троерукий Троекур»

Здесь нужно сделать паузу и внимательно посмотреть на это странное прозвище. Что такое Троекур? Три куры? Трое курят? Что курили эти бояре там вообще? Прозвище «Троекур» по всей видимости является вторичным, производным словом. Оно является продуктом остроумного речевого оборота. Языковой финт. Для таких «разовых» выражений в языкознании существует специальный термин – окказионализм.

В русском языке допускается выражение «троерукий». Троерук – что-то вроде ратного прозвища, означающее воина, мастерски владеющего мечом. Так лихо крутит оружием, что кажется у него словно бы три руки.

Единственный пример использования термина "троерукий" в корпусе русского языка – наименование иконографического сюжета Богоматерь "Троеручица"

Предположим, что Троекур – это искаженное «троерук», причём намеренно искажённое, в виде ироничной насмешки. На страницах нашего журнала мы ранее выяснили, что глагол «курить» в допетровскую старину означал не курение табака, которого толком ещё не знали на Руси, а изготовление и употребление алкогольных напитков. Винокурение – процесс изготовления спиртных напитков. Винокурня – заведение для производства самогона и водки.

Для жителя 16-го века прозвище Троекур имело явно выраженную отрицательную коннотацию. Горький пьяница, тройной алкаш! Удивительно, как это слово вообще могло быть использовано в качестве княжеской фамилии. Троеруков было бы гораздо почётнее, ведь оно звучит почти как Долгоруков (были и такие князья).

Герб князей Троекуровых
Герб князей Троекуровых

Можно предположить, что Льва Романовича, участника Куликовской битвы, прозывали «троеруким». Троерук – почётное, славное прозвание, вполне достойное князя. Но вот потомков стали называть Троекурами. В слове переставили две буквы и получился забавный каламбур.

Здесь мог сыграть свою роль эффект метатезы – непроизвольной перестановки звуков. С точки зрения фонетики Троекур произносится гораздо проще, чем Троерук. Два звука «Р» подряд неудобны.

На самом деле двусмысленные, неблагозвучные клички были нередки в удельной княжеской среде. Последнего ярославского князя звали Брюхатый, а его дядья звались – Морда, Бородатый Дурак и Неблагословенный Свистун. У одного из ярославских князьков вообще было крайне неприличное прозвище из шести букв с заглавной буквой "З".

Складывается впечатление, что эти нарочито насмешливые, уничижительные прозвища формировались в Москве. Цель такой стратегии была проста – принизить статус провинциальной аристократии, ослабить удельную независимость и подчинить Ярославль Москве.

Троекуровы

В средневековой Руси прозвища использовалось исключительно в качестве персональных идентификаторов. Передавать их по наследству в качестве фамилии было ещё не принято, это стало более поздней традицией.

Несмотря на свою уничижительную кличку, Михайло Львович «Троекур» прожил долгую жизнь и добился существенных успехов. В отличие от своих предков он сделал карьеру не как удельный князь, а как верный служака московского двора. Именно он заложил фундамент благополучия и успеха семьи в новом Русском государстве на поколения вперёд.

В последующем 17 веке, когда возникла необходимость оформить дворянский титул, представители этого рода стали собирать информацию о предках для внесения сведений в «Бархатные книги». Но достоверные сведения у них были только о прадеде Михайле Троекуре. Потомки предпочли умолчать о своих удельных корнях и в качестве зачинателя фамилии указали московского боярина.

Владимир Самойлов в образе Кирилы Петровича в фильме «Благородный разбойник Владимир Дубровский»
Владимир Самойлов в образе Кирилы Петровича в фильме «Благородный разбойник Владимир Дубровский»

Одновременно с этим к середине 17 века, с появлением на Руси табака, глагол «курить» обрёл иное значение и прозвище стало звучать более нейтрально. При Петре курение табака вообще стало необходимым признаком аристократии.

Так в русской истории появились князья Троекуровы, чью фамилию использовал затем Пушкин в своём произведении «Дубровский». И неспроста. Вероятно она тоже заинтересовала поэта своими богатыми коннотациями. Троекуров у Пушкина был отрицательным персонажем, символом помещичьего произвола. Фамилия вполне оказалась под стать герою повести.

Жары

Вернёмся к даниловскому селу Середа, с которым молва связала династию Троекуровых. В местном краеведении принято считать, что земельные угодья, на которых расположено нынешнее село Середа Даниловского района Ярославской области в 16 веке являлись владением этих князей. Якобы после казни Фёдора Троекурова опричниками в 1565 году его земли были отписаны в Ярославский Спасо-Преображенский монастырь.

Действительно, в архиве главной ярославской обители сохранились документы, согласно которым Троекуров передал в дар монастырю свою вотчину – село с деревнями. Вот только село это отнюдь не Фёдоровское, а Ивановское. Располагалось село Ивановское, по всей видимости, в пределах родовой троекуровской вотчины, на берегу реки Волги (на правом берегу) в районе нынешней Туношны.

Закоторский стан в 1710 г. Реконструкция Дмитрия Вадатурского
Закоторский стан в 1710 г. Реконструкция Дмитрия Вадатурского

Местность, в которой возникло село Середа, входила в состав ярославской волости под названием Жары и являлась старинной вотчиной Ярославского Спасо-Преображенского монастыря. Впервые Жары упоминаются в грамоте конца 15 века, вскоре после официального присоединения Ярославского княжества в состав Русского государства с Москвой во главе. Из документа мы узнаём, что этот небольшой удел, кроме монастырских угодий включал также и княжеские земли. Грамота фиксирует выдачу этих земель в кормление служивому человеку Павлу Люткину. При этом отмечено условие – «под Адашем Шохонским».

Жалованная кормленая грамота великого князя Ивана Васильевича Павлу Васильевичу сыну Люткину на волостельство в волости Жары в Ярославском уезде.
Се яз, князь великий Иван Васильевич всея Русии, пожаловал есми Павла Васильева сына Люткина Жары в коръмление под Адашом под Шохонским.

Князь Афанасий Шохонский по прозвищу Адаш – известный персонаж. Это тоже представитель одной из ветвей ярославских удельных князей. В документе описана типичная схема феодальных связей. Ярославские земли принадлежат великому князю. При этом ими управляет доверенное лицо – местный князь. Затем в непосредственное пользование земли выдаются мелким помещикам, составляющим служивую сотню.

Село Середа, 1970 гг.
Село Середа, 1970 гг.

Это единственное свидетельство о причастности потомков ярославских князей к землевладениям по реке Касть. Адаш Шохонский по статусу был ровня Михайле Троекуру, но это всё же была совсем другая ветвь. Кроме него из князей ярославских в хозяйственных делах Северного Заволжья засветились князья Деевы, Львовы, Засекины, Шаховские, но только не Троекуровы.

Далее монастырская вотчина «в Жарех» упоминается в грамоте 1538 года.

Грамота жалованная великаго князя Ивана Васильевича всея Pycии на деревни и починки новые в волости в Жарех, чтоб они были во владении за Спаским монастырем по старине.

Здесь в явном виде сообщается о вотчине Ярославского Спасского монастыря «в Жарех». А также указано, что это владение идёт «по старине» – значит оно возникло уже много ранее, по крайней мере сотню лет до того. Скорее всего эти владения были унаследованы ещё со времён независимого от Москвы Ярославского Княжества (13 – 15 века).

Захарьино

Административным центром монастырской вотчины в Жарах в середине 16 века было сельцо Захарьино. Сейчас это опустевшая деревня, расположенная между Вятским и Середой. В 1574 году явно упоминается вотчина Спасского монастыря с центром в сельце Захарьине:

Спаскаго монастыря вотчина в Ярославском же уезде за Волгою сельцо Захарьино с деревнями, и то-де их сельцо Захарьино с деревнями приписаны ямскою стряпнею и дворо­вою поделкою к Вокшерскому яму...

Впервые село Фёдоровское (Середа) появляется на страницах грамот в монастырской вотчине в 1595 году. Про Троекуровых там нигде нет ни слова. Никаких следов этой династии в источниках по северному Заволжью не обнаруживается.

Дом жилой со складскими помещениями Чекарёва А.Г., с.Середа, 1910–1917
Дом жилой со складскими помещениями Чекарёва А.Г., с.Середа, 1910–1917

Откуда же в таком случае появилась увязка Середы с Троекуровыми?

На этот вопрос тоже можно найти ответ, и даже не один. В одном из документов 16 века, в котором упоминается князь Фёдор Троекуров, действительно фигурирует некое село Фёдоровское. Но более внимательный анализ показывает, что речь идёт о селе Фёдоровском, расположенным поблизости от Нерехты и родового имения Троекуровых в Бурмакино.

Кроме того, в Московской области в окрестностях города Волоколамска тоже есть своё село Середа (Стратилацкое). В писцовых книгах 17 века указано, что церковь в том селе (кстати, тоже в честь Фёдора Стратилата) построена была по приказу боярина Ивана Борисовича Троекурова. Возможно, одна из подобных записей и породила в среде ярославских краеведов версию о троекуровской Середе.

Царь Фёдор

Возникновение ярославского села Середа следует прежде всего связывать с именем последнего русского царя из рода Рюриковичей Фёдором Ивановичем, сыном Ивана Грозного. Он правил Русским государством без малого 14 лет после кончины своего отца с 1584 по 1598 год.

Это время историки отмечают периодом подъёма и восстановления страны после социально-экономического кризиса, разразившегося под конец правления Ивана Грозного, главной причиной которого стала Ливонская война. Ликвидация Опричнины стала одной из первых мер правления царя Фёдора, она дала существенный толчок для развития заволжской периферии Русского государства.

Портрет Фёдора 1630-х гг. с надгробия в Архангельском соборе Московского кремля
Портрет Фёдора 1630-х гг. с надгробия в Архангельском соборе Московского кремля

К концу 16 века Захарьинский Спасский удел в Ярославском уезде прирос населением и там возникла естественным образом необходимость в создании нового духовно-административного центра в крайней восточной его части на реке Касти.

Вероятно именно в период правления царя Фёдора на месте современного села Середа на земле Ярославского Спасо-Преображенского монастыря было обустроено подворье и возведена деревянная церковь, освящённая во имя Фёдора Стратилата. Этот святой являлся небесным покровителем царя Фёдора. При этом один из приделов первой середской церкви был освящён во имя святой великомученицы Ирины. Это неслучайно, именно так звали и супругу царя.

Село Середа именовалось официально по главному престолу церкви Фёдоровским. В народе его сначала называли Новым, что также подтверждает новизну поселения по сравнению с окружающими сёлами. «Новым» подворье называли по отношению к более древнему центру этой местности деревне Старово и другому селу Фёдоровскому, расположенному на другом берегу Касти (погост Стратилат).

Часовня на месте рождения царя Фёдора Ивановича в урочище Собилка (Переславский м/о)
Часовня на месте рождения царя Фёдора Ивановича в урочище Собилка (Переславский м/о)

Так началась даниловская Середа. Историю о том, как село Фёдоровское стало Середой, и что значит это название, читайте в одном из прошлых выпусков нашего журнала.

Спасибо, что прочитали. Продолжение следует. Ставьте нравлики, подписывайтесь на журнал!

#Троекуров #Середа #Троекур #Жары