2010 год. За прошедшие полвека первый раз "откатал" весь отпуск. Сразу и полностью.
Маршрут далеко не экстремальный, но тяжелый: Н-ск - Питер - Москва - Владимир - Суздаль - Саки - Евпатория - Севастополь - Балаклава - Судак - Москва - Питер - Н-ск.
Пока впечатления "свежи", хочу ими поделиться. И с фото. Их есть у меня.
Итак, поехали:
Суздаль.
Москва горела. Жители бежали…
Дочка Полина (она же Полясик) решила побаловать папку и показать ему русские красоты "Золотого кольца". И мы поехали! Так и хочется написать про Наполеона на Воробьевых горах. Но, скорее всего, он бы тоже бежал. +40 днем в тени (я бы даже сказал сильнее – во мгле!) и запах гари везде: в метро, в квартире, в магазине.
Полясик учит меня пользоваться навороченным респиратором известной американской фирмы «3М»: «снизу под подбородок поглубже, чтобы воздух не подсасывало, а сверху, вот так, прижать к носу». И она прижимает своими пальцами респиратор к моему носу так, что зажимом залепляет обе ноздри.
Дома пьём со льдом всё, начиная от мохито и заканчивая арбузным соком. Ближе к вечеру интервалы моих посещений холодного душа сокращаются до 20 минут. Вчерашняя прохладная ночь в Питере с ее +25, вспоминается почти как тундра с вечной мерзлотой. Сон аккуратно укладывается в график: с 8 часов вечера до 6 утра с пятью забегами в холодный душ. Британские ученые доказали: что на голову человека приходится 80% теплопотерь, а на тело остальные 20. Лично я очень плохо переношу жару. По мне лучше минус 30, чем плюс 30. Поэтому летняя прическа у меня традиционная - под Котовского. Вода из лейки душа вытекает прохладная и к ногам стекает уже кипятком. Получается в среднем на одно «погружение» около 2 часов. Из них добрая половина уходит на мучительное засыпание в духоте, но под вентилятором. Температура в запертой квартире зашкаливает – за окном вонь и такой смог, что сосна в 50 метрах за окном выглядит как на полотне Рериха дальняя туманная даль. Поэтому пытаться приоткрыть окно не стоит. Запах гари сразу вызывает головную боль и кашель.
В бреду, на мокрой от пота простыне, являются недавние видения родного Н-ска. Днём 22, ночью + 10 с открытым балконом, чистым после дождя, воздухом и вторым одеялом…
Утром по телефону, еще раз уточняем, что в Суздале «воздух чист и прозрачен, а температура смешная – каких-то жалких 30 градусов». И трогаемся на Курский вокзал.
Воскресенье. Уже уехали из Москвы все, кто мог передвигаться сам. Остальных вывезли жалесные родственники. Москва бежит не хуже чем от Наполеона. И мы туда же. Берем билеты в Суздаль, в колыбель России и поднимаемся на второй этаж Курского вокзала в трактир с чисто русским названием «Планета суши», где совмещаем поздний завтрак с ранним обедом.
Я бы поправил владельцев сего заведения и назвал бы его – «Планета Великой Суши». И не надо меня разубеждать! Уверен, что заказчиками невиданной жары в Москве со всеми ее рекордами были вражеские пивзаводы, незаметно окопавшиеся на нашей территории. Они же по ночам развозили по окрестным торфяникам и лесам диверсантов-поджигателей. Т.к. только литр пива может смыть в гортани липкую гарь и сушь. А остальные литры минуют почки и напрямую пролетают, журчащим звонко, потом.
И вот мы в поезде! Наш расейский «Сапсан» - это вам не евро-экспресс. Фирменная марка РЖД (для новичков: «Российские железные дороги») чувствуется в традиционной заботе о пассажирах. Как на самом вокзале из каждых восьми дверей на улицу открывается только две, но с разных сторон тамбура, так и в фирменном поезде пассажиров запускают через два вагона в третий. Простояв перед своим родным вагоном с запертыми дверями, мы с узлами и кутулями двинулись за более опытными клиентами РЖД к открытым (пока) дверям дальнего вагона.
В целом я согласен с железнодорожниками! Это ж сначала надо столько дверей открыть, а потом их еще закрывать. А так народ с детскими колясками и огромными котомками плавно перетекает по древним кочевым маршрутам, для верности помеченными веками вышарканными желобами в гранитных плитах. Стоунхендж, блин…
Но, вернёмся, таки, к нашему «Сапсану». Он же одновременно «Буревестник». Последнее название мне особо понравилось своей честностью. Короче, в билетах заглавными буквами было прописано «САПСАН», но мы сидели в обычной электричке с мягкими креслами. Уже не совсем сапсан. Я бы сказал – кречет. «Хай будэ Рабинович» - как говорят в Одессе. Эти два стервятника с аппетитом склевали наши денюжки и за два часа домчали нас до Владимира как на незабвенной электричке «Москва – Петушки».
Видимость за окном удручает. Плотный туман подступает к путям. Лес и дома на обочинах проглядываются метров на 50, не более.
Владимир от Москвы, в плане погоды, ничем не отличается. Такие же удушающая жара и жаркое удушье, кому как больше нравится. Те же смог, гарь и вонь. Пересаживаемся на международный автобус знаменитой на весь мир марки «ПАЗ».
Чем же эта марка отличается от любой другой, типа разных Мерседесов и Вольво? Конструкцией и современными инновациями! Вы знаете, что такое «кондиционер наоборот»? Прааавильно – обогреватель. Автобусы марки «ПАЗ» работают не на святом духе, а на двигателе внутреннего сгорания. Этот самый двигатель сжигает кучу топлива и катит наш автобус куда ему надо. От всяческих сжиганий двигатель греется сам. И его очень рекомендуют остужать, чтобы не заклинил.
Зимой легко совмещают приятное с полезным: тепло от двигателя греет нутро автобуса и людей, которые смогли в него залезть.
Поэтому вся конструкция (я бы даже сказал сильнее – концепция!) предназначена для сохранения тепла. Зимой. А летом… Ну, не будет же водитель «ПАЗа» из-за каких-то жалких двух-трех теплых месяцев рушить своими руками то, что долгой зимой ему так надо и что он своими собственными руками выстрогал, выгнул и пришурупил?! Одним словом, в салоне было теплее, чем на улице. Напомню: на улице +40 и где-то местами хилый ветерок. В автобусе, как в любом, уважающем себя, транспорте все окна закрыты наглухо. Наверное - чтобы не дуло. Или не воняло...
До Суздаля мы ехали чуть дольше, чем я писал про нашего сокола автомобильных дорог. И сокол оправдал надежды, домчав нас за 50 минут до автовокзала Суздаля, расположенного на самой его окраине.
Мы – опытные путешественники и не ринулись на выход вместе с половиной пассажиров. Водитель собрал со всех терпеливых еще по червончику и за 4 минуты домчал нас в самый центр города. Забыл сказать, что еще на подъезде к Суздалю из смога в большом количестве торчали маковки церквей и соборов с крестами по верхам. Видимость примерно та же что и в Москве, но гари чуть меньше.
Полясик уверенно вела меня по местным тропам. Судя по лирической мгле (солнца в небе было совсем не видать), время катилось к вечеру. Коробейники перед собором, в историческом центре города, мощеном даже не брусчаткой, а булыжником, уже сворачивали свои шатры с местным колоритом. Если бы не шныряющие туда-сюда немногочисленные машины, то можно было ждать, что из-за угла вылетит пролётка с барином Паратовым…
Спустились от центральной площади мимо истомленных осликов и одров лейб-гвардии гусарского полка, забытых в Суздале в 1812 году рассеянными гусарами, как под седлом, так и запряженными в трофейную карету в золотой парче.
Миновали собор, луг и по деревянным мосткам, через заросшую ботвой и камышом речушку, пришли к своей гостинице. На зеркальной вывеске «Отель Кремлёвский» скромно уместились 4 звезды.
Предупреждаю сразу – я не отельер. Я скромный пользователь. Юзер по-нашему. И потому, касательно звезд, могу высказать только своё субъективное мнение. Дык вот:
В пяти звездАх не бывал ни разу. Четыре с плюсом – был грех. Австрия, Тироль, город (село по-нашему) Вальш-Зее, отель «Панорама».
Рекомендую, между прочим. Альпы – одним словом. От одного вида на озеро, горы с ледниками и искрящимся майским снегом, аккуратные домики, зеленые поля и прочую лабуду – балдеешь, как от крэка. Внутри отеля «Панорама» плюнуть некуда: везде бассейны, спа, бары-рестораны. Ах! Остановите меня…
Из нашего Кремлёвско-Суздальского четырехзвездатого тоже была видна колокольня в 100 метрах. И судя по ее состоянию, Андрей Рублёв (кстати, свой фильм Тарковский снимал именно в Суздале, надо бы еще раз посмотреть) собственноручно украшал ея. И "Женитьбу Бальзаминова" с незабвенными Вициным и Мордюковой, якобы тоже снимали в Суздале.
Но, за последние лет 800-900 ни капитального, ни даже текущего ремонта там не было. А время ничего не пожалело. Только зарешеченные на первом этаже оконные проемы смотрели на нас своими пустыми глазницами.
Зато через дорогу от отеля был прекрасный вид на две придорожные лавки: «Анюта-продукты» и просто, но со вкусом «магазин Суздаль продукты» с дежурным набором советских сельских гастрономов-"бутиков".
Я бы на месте владельцев отеля добавил скромно «Парк-отель». Т.к. на задворках, сотках на трёх, располагались две беседки с барбекюшней, один столетний дуб и большая клеть под ёлкой с домиком для белки. Поля говорила, что лично видела прошлый раз ее живой и здоровой. Но, по причине сильной жары белка забила на всех и вся и жила монахиней-затворницей. Песни не орала. Орехов не грызла.
Бог с ним, с отелем. Четыре – не четыре, а отель хороший, уютный и даже с континентальным завтраком. Может для Альп и не 4 звезды, так для нашего Суздаля запросто. Хоть пять.
Полясик была в сём славном городе бессчетное количество раз и знала все соборы, монастыри и колокольни в лицо и по имени-отчеству. Надеюсь, что меня простят за незнание родимой истории. На то есть свои причины: привезите меня в Суздаль осенью. Ну, или хотя бы зимой. Чтоб мозги не плавились в черепушке аки в кастрюльке серым варевом. Тогда я точно запомню, где женский монастырь, а где мужской. Где Кремль, а где Александровский собор.
Не взирая на смог, жар, вонь, дым, мне понравилось. Понравились храмы с наивной росписью стен. Понравилось то, что их пытаются сохранить, а местами так даже и реставрируют. Понравилось, что с любого места города видно как минимум 4 купола с крестами в разных местах. Понравился водитель супер»ПАЗа» своим володимирским говорком, бородатый мужик с гармошкой на обочине.
Едва завидев нас, он бодро заводил революционные песни или просто «Серегу Панина», что спели мы дуэтом, за что получал от Полясика немалую мзду. А то, что такси по городу, в любую сторону стоит 50 рублей, вам бы понравилось?
Особо должен отметить кафе с оригинальным названием «Лосось и кофе», что на той самой исторической центральной площади. (Прошу не путать с площадью где памятник Володе Ульянову брезгливо повернут к местным властям задом и зорким взором упирается во всё те же колокольни и соборы).
Дык вот, кафе: пиво «Паулайнер» - свежайшее! Согласитесь, что при температуре окружающего воздуха в +40 градусов – это здорово. Наличие кондиционера тоже важно. Нестандартный антураж располагал к пытливым вопросам – что за название такой чуднОе?
- А вы попробуйте! Предложили нам. Признаюсь, лосося едал в разных сочетаниях и в итоге предпочитаю сырого. А вот с кофе, как-то не доводилось. Стали выяснять – какой у них лосось: размороженный или охлажденный? Дева за стойкой упорно утверждала, что рыбка норвежская и прямиком из Скандинавии, минуя шоковую заморозку. Чутка поспорив, просто по инерции, я таки согласился потому, как достоверно знал, что нет прямого рейса Осло-Суздаль, по причине отсутствия аэропорта в последнем.
Короче, попробовать – так пробовать. Официантке мы растолковали, что порция сырого лосося должна оставаться сырой и надо добавить только дольку лимона. Нас поняли с первого раза. Хотя у шеф-повара рука не поднялась выставить просто кусок рыбы. Веточка зелени и 2 маслинки скрасили нарезанное филе, уложенное розочкой. Что может быть вкуснее свежего норвежского лосося с лимоном, солью и черным перцем?! За этот вопрос, заданный натощак, я убивал бы на месте.
Сиротская порция ушла со свистом. Мы поняли, что норвеги контрабандой сбрасывают рыбу в кафе на парашюте с пролетающего в Эмираты самолета. Вопрос о цене блюда смутил деву за стойкой. Начались консультации с поваром, клацание на калькуляторе и нам было объявлено, что одна порция стоит 45 российских рублей! (Напоминаю: это был 2010 год). Моя дочь умеет себя вести в экстремальных ситуациях. Но, здесь она разнузданно заявила, что хочет еще три таких порции. Я скромно предложил ограничится четырьмя… К празднику души мы взяли еще по пиву. День явно удался. И не только этот, потому как все дни нашего пребывания в старинном городе Суздале мы отмечали посещением кафе «Лосось и кофе». Нас принимали, как родных и не задавая лишних вопросов, выносили нам "сиротские" порции.
Несправедливо будет не отметить, что отъетые там же роллы и суши были достойного качества. На кофе мы так и не сподобились… Должно же что-то остаться незавершенным, чтобы хотелось вернуться сюда еще раз!
Музей деревянного зодчества был сразу за углом.
Главный собор и замануха как всегда не работал. Реставрация. Порадовала пара в лаптях и народном одеянии.
Парень играл на гуслях, а дева пела. Я бы даже сказал: пела лучезарно.
8 августа. г. Королев. 40 минут на вот этом "Спутнике" до Ярославского вокзала.
Смог увидеть можно. Вонь от гари уже не покажешь...
Сосна. Шишкин бы плакал со всеми своими медведями от такой сосны!
9 августа. Суздаль. Полдесятого утра. Это не луна...
Собор рядом с гостиницей.
Из кирпича выложены даже не узоры, а кружева. Почему-то мне при слове "Собор" вспоминается не вот этот храм Христа-Спасителя в Москве
А вот этот суздальский в незалеченных ранах. Как старый дуб, врос корнями в родную землю и всеми оставшимися силами сопротивляется Времени и пытается донести до нас частицу истинной веры, а не показушно-лубочной. Толковал я с одним стариком-каменщиком про такие узоры. Думал, что формуют нужной конфигурации кирпичи и потом их выкладывают. Ан, нет! Все кирпичи стандартные были. Просто у мастеров руки золотые. Из стандартного кирпича обстучать нужной формы камень - это нужно время. А главное - умение!
Понедельник - день тяжелый. Напротив сего храма, под уютным забором, в духмяной траве-мураве разместился былинный богатырь земли русской. Сразу видно, что ночь была очень тяжелой...
Зато ночи теплые, хочь и вонючие. Мужичок отдыхал в 10 утра на соседней улице от гостиницы.
Фото еще много. Особо надо отметить монастыри, храмы, выставки. И степенный, патриархальный уклад самого города. Без московской суеты и питерского "богемства".
Ежели у народа будет желание - он вскинется и потребует продолжения банкета. А уж я расстараюсь. Т.ч. откликайтесь лайками, а лучше словами. Подписывайтесь и будет всем нам "щастье".
Друзья! Если вам нравится то, что я пишу, можете простимулировать автора. Потому как "монетизация" Дзена - это уже не слезы, а воспоминания о них. Вот номер моей карты Сбера: 2202 2063 7801 0149. Буду рад и признателен любой копеечке.