Знаю людей, у которых кладбища рождают суеверный ужас и они стараются всячески избегать тем смерти. Если это про вас или если у вас есть аэрофобия, то лучше не читайте данную статью. Меня же всё это не пугает. Более того, когда нападает уныние, то созерцание могил и чтение эпитафий вдохновляет жить и творить дальше.
У меня почему-то никогда не было желания подробно исследовать наше местное кладбище, расположенное буквально в пяти минутах ходьбы от моего дома. "Ну что там может быть интересного?" ‒ думала я, проходя мимо. ‒ "Это же не Смоленское в Питере и даже не Ивановское в центре Екб ‒ ни тебе старинных семейных склепов, ни знакомых имен..."
Но недавняя поездка в Билимбай заставила взглянуть на это место по-новому, и вчера мы с младшим сыном отправились искать памятник отважному летчику-испытателю Григорию Яковлевичу Бахчиванджи. Но я даже не предполагала, сколько всего интересного откроет мне небольшое поселковое кладбище, мимо которого я хожу практически каждый день.
Герои-испытатели
Нормальные люди прежде чем что-то искать, сначала заглянут в интернет, а уж потом отправляются на поиски. Но то нормальные. Я же додумалась до этого простого шага только через полчаса скитаний по узким кладбищенским дорожкам, которые местами заканчивались то тупиком, то деревом, выросшим в аккурат в просвете между оградками. Зато у меня была уйма времени, чтобы проникнуться атмосферой этого места.
После включения головы мы быстро нашли искомый обелиск. Оказалось, что рядом с Бахчиванджи похоронены ещё два летчика-испытателя ‒ Груздев Константин Афанасьевич и Чигарев Трофим Константинович. Их фамилии были мне незнакомы и, разумеется, по приходу домой я первым делом полезла в поисковик.
Знаете, я много лет живу на улице Испытателей, и её название никогда не отзывалось в моем сердце. В нашем поселке, который находится возле аэропорта, почти все топонимы тем или иным образом связаны с авиацией: Ракетная, Спутников, Авиаторов, Дельтаплан и так далее. Разумеется, есть и улица Бахчиванджи и площадь его имени. Но после того, как я прочитала какие герои обрели здесь место вечного упокоения, я однозначно буду произносить название "Испытателей" с гордостью.
Вот всего лишь несколько сухих сведений о героях, но только Бог знает сколько за ними стоит напряжения, пота и крови...
Подполковник Груздев Константин Афанасьевич (02.05.1908‒09.02.1943)
Родился в Москве, воспитывался в детском доме. В Красной Армии с 1928 года. Во время войны совершил 261 боевой вылет, сбил 15 вражеских самолетов. Командир полка. С июля 1942 года лётчик-испытатель в НИИ ВВС. Погиб, выполняя испытательный полёт по программе изучения штопорных характеристик "Аэрокобры".
Награждён орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, медалью «ХХ лет РККА». На момент смерти летчику было 34 года.
Майор Чигарев Трофим Константинович (06.10.1906‒11(13?).10.1941)
Родился в Харьковской губернии. Окончил 5 классов школы. Работал на Харьковском паровозостроительном заводе, учился на рабфаке. В армии с 1928 года. Служил в строевых частях ВВС лётчиком истребительной авиаэскадрильи. Участвовал в съёмках художественных фильмов «Истребители» и «Валерий Чкалов». С октября 1940 – лётчик-испытатель 3-го отдела (испытания опытных самолётов) НИИ ВВС. Погиб в испытательном полёте на самолёте Ме-109Е.
Награждён орденом Красной Звезды. Майор Чигарев погиб спустя несколько дней после своего 35-летия (даты на сайте и на могильной плите отличаются).
Капитан Бахчиванджи Григорий Яковлевич (20.02.1909‒27.03.1943)
Родился в станице Бриньковской Краснодарского края. В рядах Красной Армии с 1931 года. Во время пребывания на фронте провел 65 боевых вылетов, 26 воздушных боев, уничтожил лично 2 вражеских самолёта и 3 в группе (по другим сведениям 5 и 10 соответственно). В середине августа 1941 года был отозван с фронта на испытательную работу. 15 мая 1942 года выполнил первый в мире полет на БИ-1, открыв тем самым эру реактивной авиации в СССР. Юрий Гагарин сказал про него: "Без полета Григория Бахчиванджи, может быть, не было бы и 12 апреля 1961 года".
Герой Советского Союза (посмертно). На момент гибели ему едва исполнилось 34 года.
Только вдумайтесь: на момент гибели летчикам было 34, 35 и 34 года. Всего. Полковник, майор и капитан. Асы. Герои. Упокой, Господи, их души.
Забытая братская могила
Я слышала, что на нашем кладбище похоронена какая-то спортивная команда, но не более того. А ещё я слышала громкую историю о расследовании причин гибели команды хоккеистов, которых курировал сын Сталина. Но только вчера я поняла, что речь об одних и тех же людях ‒ о хоккейной команде ВВС МВО, погибших в авиакатастрофе в 1950 году.
Это была первая в истории советского спорта катастрофа, когда погибла почти вся команда, которая на момент трагедии была одной из сильнейших в стране по хоккею с шайбой.
Об этом событии тогда не написала ни одна газета. Впервые о трагедии заговорили лишь в 1969 году, когда в еженедельнике "Футбол-Хоккей" опубликовали небольшую заметку Владимира Пахомова, где журналист отвечал читателю на вопрос о "турнире-мемориале хоккеистов ВВС" и впервые рассказал о погибших игроках (источник: https://sport-strana.ru/70-let-nazad-razbilas-hokkejnaja-komanda-vvs/). Но прошло еще двадцать лет, прежде чем силами ХК "Автомобилист" захоронение привели в порядок, поставили там каменную стелу с памятной табличкой и установили гранитные надгробия.
У этой истории много вопросов и мало ответов, начиная с даты авиакатастрофы (в одних источниках указывается 5 января, в других ‒ 7). В Сети много статей об этой трагедии, поэтому не буду повторяться. Упокой, Господи, их души.
Смерть на взлете
Это случилось 16 ноября 1967 года. Ил-18В Уральского УГА аэропорта Кольцово должен был выполнять рейс по маршруту Свердловск-Ташкент, но по достижению высоты 140-150 метров, лайнер неожиданно резко развернулся вправо и понёсся к земле.
Через 500 метров при скорости 440 км/ч самолет врезался во вспаханное поле в 2900 метрах от торца полосы (5300 метров от старта), а затем полностью разрушился и загорелся. Погибли все 99 пассажиров (включая 12 детей) и 8 членов экипажа.
На тот момент это была крупнейшая авиакатастрофа в СССР. К сожалению, из-за полного разрушения всех узлов и агрегатов самолёта комиссия так и не смогла установить причину катастрофы.
Да, истории невеселые, но именно они, как ни странно, рождают уважение к тому месту в котором ты живешь. Любить свой край можно только если его знаешь. Ведь то, что персонифицировано, выделено из безликого фона, только это и есть твое. А к своему всегда относишься по-другому. И когда я в очередной раз проходя мимо кладбища, снова помолюсь об усопших здесь людях, это будет совсем другая молитва, чем была до вчерашнего дня. Упокой, Господи, их души.
По кладбищам, могильным плитам и эпитафиям можно судить о нации, ее невежестве или благородстве. Джозеф Аддисон (1672 ‒ 1719)
Еще почитать: