Пизенхолл – тихая уютная английская деревушка. Приветливые жители, ходящие по воскресеньям в церковь, соседи, любящие поболтать и обсудить все и всех, жизнь каждого, как на ладони. Наверное, примерно в такой деревушке могла бы жить мисс Марпл. К сожалению, в Пизенхолле произошло отнюдь не книжное злодеяние, хотя Агата Кристи вполне могла бы им заинтересоваться.
Утром 1 июня 1902 года Уильям Крисп отправился на кухню и с ужасом обнаружил бездыханное тело служанки. Рубашка и нижняя часть тела были обуглены. Всю ночь накануне бушевала гроза, из-за раскатов грома никто ничего не слышал. Прибывшие в особняк, известный как Провиденс-хаус, полицейские сначала на полном серьезе хотели выдвинуть версию о самоубийстве, но в итоге они вынуждены были признать: в идиллической деревне произошло убийство. Жертву избили, затем пустили в ход нож, при этом Роуз оказала активное сопротивление. В английскую историю это преступление вошло под названием убийство в Пизенхолле.
Роуз Харсент была симпатичной девушкой 22 лет от роду, переехала в город несколько лет назад, работала прислугой, в свободное время пела в церковном хоре, явных врагов не имела. Пизенхолл на тот момент стал местом притяжения приверженцев методисткой церкви, а точнее сектантов, последователей учения Якоба Аммана. В США его последователи основали весьма колоритную секту амишей. Все это накладывало отпечаток на местные нравы, которые даже по меркам английской глубинки были очень консервативны. Криспы были как раз религиозными христианами, и им нравилось, что девушка разделяет их взгляды.
Однако медицинская экспертиза неожиданно показала, что незамужняя Роуз была на шестом месяце беременности. Огонь не смог это скрыть. Когда речь зашла о потенциальном отце, то у местных кумушек ответ уже был – Уильям Гардинер, который был известным в городе проповедником, главой церковной общины, учителем и предпринимателем. Когда-то девушка брала у него уроки игры на органе, но, по мнению многих, их общение вышло за дозволенные обществом рамки. За год до этого двое местных жителей, Альфонсо Скиннер и мистер Райт, утверждали, что видели, как Роуз и Уильям Гардинер входили в другую местную церковь, известную как Часовня Доктора. Они заявили, что слышали, как Роуз разговаривала с Гардинером об их отношениях, ссылаясь на 38-ю главу книги Бытия, в которой говорится о сексуальных отношениях. Гардинер был женат, имел 6 детей, и такое обвинение вредило его репутации. Он обвинил Скиннера и Райта в клевете, и на радость обывателей скандал только рос. В итоге был назначен церковный суд, проведенный преподобным Джоном Гаем. Расследование ничего не дало, но Гардинер грозил подать в суд на своих обидчиков за клевету. За время судебного процесса у Гардинера умерла новорожденная дочь, а Роуз бросил жених. Хотя формально вину не доказали, репутация у обоих была подмочена. Со временем скандал утих, и Гардинер вернулся в лоно церкви, да и на девушку показывали пальцем все реже. Казалось, жизнь вошла в обычное русло. Чуть позже жена Гарденира Джорджина получила анонимное письмо о том, что муж продолжил ей изменять, но других свидетельств, указывающих на это, не было. И тут, как гром среди ясного неба, убийство.
Гарденира задержали по горячим следам. Рядом с телом нашли склянку с неким препаратом, некоторые утверждали, что это было средство для прерывания беременности. Препарат был выписан то ли на имя Гарденира, то ли его супруги. По другой версии в пузырьке был просто парафин. Рядом также была газета, на которую не был подписан кто-либо в доме Криспов, зато был подписан Гардинер. Еще одной уликой были любовные письма и стихи. Самым примечательным было следующее послание: «Дорогая Р., я постараюсь увидеться с тобой сегодня вечером в 12 часов у тебя дома. Если ты зажжешь свет в своем окне в десять часов примерно на десять минут, то сможете снова его потушить». Полиция решила, что таким образом убийца назначил встречу. Почерк был похож на почерк Гарденира. В доме подозреваемого нашли одежду и нож со следами крови. Также один из свидетелей заявил, что однажды вечером, около 10 часов вечера, заметил Гардинера, стоявшего возле своего дома и смотревшего на Провиденс-хаус, наблюдая за светом из окна верхнего этажа. Еще один человек утверждал, что видел, как подозреваемый что-то сжигал после убийства.
С другой стороны, жена подозреваемого утверждала, что тот никуда не выходил. Она также сказала, что сама дала девушке пузырек с безобидным препаратом, потому что та пожаловалась на плохое самочувствие. Следы крови на ноже, по ее словам, остались после разделывания кролика. Соседка Гардениров утверждала, что в ту ночь не спала и сидела у окна, и при этом ничего подозрительного не заметила. По ее словам, соседский дом никто не покидал. Нашлись и другие заступники.
Первое судебное заседание прошло в 1902 году. Из 12 присяжных заседателей 11 признали Гардинера виновным, но еще один заявил, что ни одно из доказательств не было достаточно веским. Для вынесения приговора решение должны были принять единогласно. Так как единого мнения не было, расследование продолжилось. Выяснилось, что многие письма и стихи были написаны Джеймсом Дэвисом, соседом девушки. Также этот молодой человек помог девушке искать инструкции по прерыванию беременности. Подозревали также бывшего жениха Боба Керриджа, который якобы хотел помериться с Роуз и возобновить отношения. Также некоторые обыватели указывали на еще одного жителя деревни, который якобы проявлял к Роуз интерес, правда, доказательств не было, а парня этого многие просто недолюбливали за развязанное по меркам консервативных жителей Пизенхолла. Также установили, что анонимное письмо Джорджине написал Генри Русс. Русс был религиозным фанатиком и рассчитывал занять место Гарденира. Некоторые современные исследователи считают, что убийца Джорджина, которая боялась, что муж бросит ее и детей ради беременной любовницы. В 1903 году был повторный суд, и результат был таков: 11 присяжных сочли обвиняемого невиновным, 1 – виновным. Гарденира в итоге отпустили за недостаточностью улик, обвинения сняли. А вот мнения односельчан разделились. Дело широко обсуждалось в прессе, и о том, кто же так жестоко расправился с Роуз, обыватели спорили по всей стране. После суда Гардениры переехали в Лондон.
#история #детектив #преступление #англия #английскийдетектив