Учебный год только начался, но в СМИ уже появляются сообщения о рукоприкладстве в отношении школьников со стороны учителей.
20 сентября, Красноярский край. Во время урока школьный психолог, которая ведет уроки у начальных классов, кричит на четвероклассника: «Закрой рот, придурок!» В ответ она, предположительно, слышит грубость, разобрать слова сложно, а затем ударяет школьника рукой по голове и толкает его. СК по Красноярскому краю возбудил уголовное дело.
27 сентября, Владивосток. Педагог не смогла справиться с шестиклассником, который мешал вести урок, поэтому она решила позвать на помощь учителя физкультуры и по совместительству классного руководителя школьника. Возникла перепалка, затем 61-летний преподаватель ударил ученика, схватил его за шею и повалил на близстоящую парту, на этом видео обрывается. СК по Приморью возбудил уголовное дело.
К сожалению, такие случаи не редкость, причем не только для регионов, но, в том числе и для Москвы. Вопрос в том, почему они происходят?
Во всем виноваты учителя?
Причин может быть масса, одна из них – неудовлетворенность педагогов своей работой. Большая загрузка, стресс, бесконечные отчеты, необходимость непрерывного самоконтроля и маленькие зарплаты, которые, кстати, согласно данным статистики, в 2022 году устраивали лишь 8,8% учителей.
Более того, по результатам опроса от аналитического агентства A2:Research, накануне нового учебного года 70% опрошенных учителей заявили о своем нежелании возвращаться на работу. Это ли не показатель?
Человеческий фактор играет огромную роль, исключить его в такой профессии нельзя, но ведь далеко не все учителя решают вопросы с проблемными школьниками с помощью рукоприкладства. Почему одни справляются с хулиганами, которые ведут себя так в силу своего возраста и воспитания, а другие переходят на жесткие методы, недопустимые в подобной профессии?
Возможно, проблема глубже, чем кажется на первый взгляд, возможно, будущие учителя выбирают профессию не потому, что она им действительно интересна, а потому что просто нужно получить какое-то образование? Возможно.
Ангельское поведение
И все же в конфликтах, как правило, виноваты обе стороны. Поэтому обвинять учителей и повально оправдывать школьников нельзя. Дети не ангелы, порой они могут быть очень жестокими, даже слишком… Иногда школьники придумывают довольно хитрые козни, которые могут поставить в тупик даже их одноклассников.
Например, ситуация, которая произошла в прошлом учебном году в Санкт-Петербурге. Ученица одной из гимназий обратилась к врачам и рассказала, что ее избила преподаватель геометрии, и медики действительно диагностировали у нее легкие ушибы.
Вот только показания одноклассников такой версии противоречат. Они заявили, что на протяжении всего урока 15-летняя школьница хамила учительнице и нагрубила ей, когда та попросила показать тетрадь. Конец истории.
Авторитетность и полномочия
В ситуациях с рукоприкладством нужно отталкиваться от того, у кого из участников конфликта больше знаний, жизненного опыта и полномочий. Если учитель считает, что дети должны относится к нему, как к авторитету, с почтением и уважением, то и он должен относится к ним соответствующе.
Участники конфликта – в таких случаях это ребенок и взрослый – изначально находятся в неравном положении. Причем не важно говорим ли мы о физической составляющей, ментальной или эмоциональной. Когда взрослый мужчина или женщина поднимают руку на ученика, то последний просто не может ничем ответить.
Школа – царство ненависти и страха
А что мы в итоге получаем после подобных конфликтов? Дети, которых избили учителя, начинают ненавидеть школу. Начинают ненавидеть одноклассников, которые в силу своего «большого ума» снимают такие инциденты на видео и при этом смеются.
Учителя начинают ненавидеть детей, работу, от которой их в большинстве случаев все же отстраняют, школу в целом. Некоторые дети, на глазах которых все это происходит, возможно, неосознанно, где-то на подкорке считывают, что в какой-то момент им ровно также могут отвесить оплеуху или унизить перед всем классом. Очевидно, что любви к школе от этого тоже не прибавляется. Получается, что такие примеры и ситуации порождают лишь ненависть и страх.
Кто-то скажет, проблема в воспитании. Не отрицаю, но в этом случае можно лишь добавить, что это проблема в воспитании не только детей, но и учителей.
Как вы считаете, какие меры позволят уменьшить вероятность таких конфликтов в школах?
Автор: Екатерина Стогова, независимый автор медиагруппы Хакнем