Найти тему
ГРОБОВЩИК

Грустная старушка и разбалованный сын (Захватывающая жизненная история)

Если бы Пелагею спросили, сколько лет она живет одна, то женщина вряд ли смогла дать вразумительный ответ. Наверное, большую часть своей сознательной жизни.

Родителей своих, она не помнила. Воспитанная троюродной бабкой, Пелагея рано узнала цену семейной теплоте и ласке. Девочка с ранних лет уходила одна в тайгу, собирая грибы, ягоды и лечебные коренья. У приезжих они пользовались бешенным спросом, особенно морошка и клюква. С плетеным лукошком, она дни напролет бродила по лесным дебрям и чащам, в поисках вожделенной добычи. Значительную часть вырученных от продажи ягод денег, баба Зина забирала себе.

Девочке перепадали крохи, но она не унывала и была с природой на Ты, легко ориентируясь в зеленом море тайги. Незаметно для самой себя, Пелагея превратилась в настоящую красавицу. Никанор, местный сорвиголова, сватался к ней три раза, дважды получив отказ. Но парнем он был упрямым и волевым, поэтому рано или поздно, добился своего. За то, чтобы бабушка Зинаида стала благосклоннее к нему, он отвалил ей дюжину соболиных и песцовых шкурок, высочайшего качества выделки. Охотничал парень с детства и с расстояния в сто шагов, легко попадал белке в глаз. Никанор считался завидным женихом и бабка раздумывала недолго.

- Стерпится - слюбится, - сказала она Пелагее и выдала ее замуж, едва той исполнилось семнадцать.

Свадьбу сыграли просто, без привычного городского лоска и суеты. На выделенной поселковым советом делянке, молодожёны поставили сруб и стали жить-поживать, да добра наживать.

Спустя два года, на свет появился Димка. Никанор души не чаял в первенце и с нетерпением ждал, когда малец подрастет, чтобы брать его с собой на охоту, обучая таёжным хитростям и премудростям.

Но его ожиданиям не суждено было сбыться.

Однажды, преследуя по пятам кабана секача, он наткнулся на палатку, разбитую у ручья. Там, воровато озираясь, орудовала троица, одетых в тулупы людей. У них в руках были лотки для мытья золота и крохотные холщовые мешочки для сбора руды. Это были черные старатели, нелегально ведущие промысел по добыче драгоценных металлов.

При виде стоящего, с карабином наперевес Никанора, они испугались и заискивающе улыбаясь, предложили ему войти в долю. В голове у парня заиграли радужные образы при мысли о несметном богатстве.

- Вот теперь-то мы с Пелагеей заживем , как люди! Купим зимние сани и лодку с мотором, а еще пальто Димке справим ,- рассуждал охотник.

Супруга не разделяла его радости по поводу нового занятия.

- Нехорошо это милый! Не доведет золото до добра, уж поверь мне на слово!,- уговаривала она мужа, но тот и слушать не хотел. В мозгу парня засела мысль о богатстве и не существовало в мире такой силы, чтобы убедить его в обратном. Он стал пропадать на прииске сутками и даже неделями, а после очередного рейда, и вовсе пропал…

Пелагея ждала его месяц, слезно опрашивая промысловиков, не видел ли кто-то из них её мужа. Но его, вопреки стараниям девушки, так и не нашли. Покой свой Никанор нашел у чахлой осины, не поделив с компаньонами крупный самородок…

Сердце девушки знало, что мужа уже нет в живых. Воспитанная в суровых таежных обычаях, она привыкла доверять интуиции, никогда ее не подводившей.

В лесной чаще, подальше от людских глаз, она водрузила на пригорке деревянный крест и каждый год в июне, аккурат в День Рождения Никанора, приходила водрузить венок на импровизированную могилу мужа.

Люди крутили пальцем у виска, считая ее полоумной.

- Негоже при живом-то муже хоронить его,- шептали за спиной злые языки.

Но девушка чувствовала свою правоту и давно уже смирилась с утратой. Так, в 20-ть лет она стала вдовой. Предложение выйти замуж вторично, она решительно отвергла, так как до конца своих дней намеревалась хранить верность любимому и дорогому сердцу мужу. Всю не выраженную ласку и нежность, она дарила сыну Диме, единственной своей отраде. Молодая мама не могла налюбоваться своим чадом и с детства баловала его, не скупясь на дорогие подарки . Мальчик рос капризным и внешне был как две капли воды похож на отца.

Он редко помогал матери по хозяйству и учился из рук вон плохо, с ранних лет пристрастившись к игре в орлянку. Став постарше, он уже не выпускал из рук колоду карт, совершенствуя новые трюки и фокусы. Игра стала его страстью и вскоре, он дни и ночи напролет резался в преферанс в притонах и кабаках, где собиралась самая разномастная публика, пытавшаяся поймать фортуну за ускользающий хвост.

Когда долги стали значительно превышать выигрыши, нерадивый сын вынес все ценное из дома и подался на вольные хлеба, решив попытать счастья в большом городе.

- Прощавай, мамаша! Поеду в город! Мне нужна большая игра, понимаешь? А не эти вшивые кабаки и забегаловки, в которых невозможно взять крупный куш. Ну, не поминай лихом! При случае, черкну тебе письмецо по прибытию,- сказал Дмитрий и приобнял мать.

Пелагея, украдкой смахнув слезу, сунула ему в карман пачку сторублевок и собрала котомку с провизией и вещами в дорогу.

Смотря вслед, стремительно уходившему в даль сыну, женщина не знала, что больше не увидит его никогда..

Год спустя, он прислал открытку из Магадана, по случаю её Дня рождения.

Писал, что у него всё хорошо и он намеревается жениться на невесте богатого и состоятельного золотопромышленника. На свадьбу просил не приезжать, чтобы не позорить его. В конце просил выслать ему денег и теплых вещей.

После прочтения письма, Пелагея Никифоровна проплакала весь день…

- Что же я, Никанор Евстафьевич сделала плохого нашему сыну, что он теперь чурается меня,- жаловалась женщина, мысленно обращаясь к погибшему супругу.

Так и жила несчастная женщина одна-одинешенька. Кормилась, как и раньше от сбора ягод и кореньев. Заказчиков на ее товар было много, но возраст давал о себе знать и Пелагея уже не могла проводить много времени в лесу, среди лесных полянок и чащоб.

Однажды, она случайно наткнулась в овраге на щенка. У него, очевидно с рождения было что- то с лапкой и он хромал, если опирался на нее при ходьбе. Хозяин пса наметанным взглядом увидел паршивую овцу среди помета и решив избавиться от него, бросил того в реку. Но щенок, вопреки всему, выжил. Кружась в бурлящем потоке речных синих вод, он прибился к берегу и жалобно скуля, бродил по берегу, пока не свалился в овраг. Там то его и обнаружила Пелагея. Женщина забрала его домой, отмыла и обработала его лапку, наложив на нее шину из еловой ветки.

- Как же мне назвать тебя, - задумалась Пелагея, подперев рукой подбородок.

Внезапно, за окном раздался раскат грома и воздух наполнил запах озона.

- А давай-ка ты будешь зваться Громом?,- весело сказала женщина, обращаясь непосредственно к щенку. Тот благодарно завилял хвостом и облизнулся, словно давая согласие быть повелителем молний.

Гром быстро пошел на поправку и вскоре, уже вовсю скакал по двору, гоняясь за воробьями и прочей живностью. Он стал верным и надежным другом и помощником для Пелагеи, превратившись в огромного белого пса.

Теперь, она уже не боясь ходила в глухие таежные места, зная, что в случае чего, собака сможет найти дорогу домой.

Однажды, с лукошком морошки наперевес, Пелагея брела по лесной тропинке. До дома было еще далеко, но пес уверенно вел свою хозяйку, доверявшую ему на все 100.

Вдруг, Гром зарычал и шерсть на его загривке моментально встала дыбом.

- Ты чего, Громушка! Кто там зверь лесной или человек?,- спросила пожилая женщина, умевшая понимать своего питомца с полувзгляда.

Пес, возбужденно рыча, бросился в ближайшие кусты и спустя минуту, ухватив незнакомца за рукав телогрейки, выволок его на полянку.

Старушка с тревогой уставилась на оборванного измученного парня в лагерной робе. Таежный край всегда славился исправительными учреждениями, поэтому каждый житель поселка умел отличать сидельца по затравленному взгляду и поводкам, характерным для мест лишения свободы.

- Умоляю, уберите собаку, пожалуйста! Я зла Вам не причиню, - взмолился обессилевший парень.

Был он немощен и худ, а взгляд блестел лихорадочным блеском.

- Милок, ты беглый что ли? Куда ж это ты путь держишь? Все равно ведь поймают,- резонно возразила женщина.

- У меня не было выбора! Мать старушка, умерла два дня назад. Я к начальнику, отпусти мол, проводить матушку в последний путь, а он ни в какую. Не успеешь все равно, говорит, да карантин этот так некстати… Вот я и сбежал. Дороги не зная, заблудился и плутаю вот уже третьи сутки подряд. А вообще, я не душегуб какой, не подумайте. Живу на поселении, полгода оставалось,- горестно вздыхая, поведал молодой арестант.

- Так, давай ка я тебе помогу подняться. Отлежишься у меня в избушке, придешь в себя, а там уж сам решай, что тебе делать дальше: бежать куда глаза глядят или идти сдаваться властям,- сказала Пелагея и подставив плечо под обвисшую руку парня, заковыляла в сторону дома.

По дороге, парень то терял сознание, то приходил в себя, в бреду повторяя : мама, мамочка…

Наконец, они добрались до жилища старушки. Сняв с беглеца бушлат и ботинки, Пелагея уложила его в кровать, укрыв овечьим тулупом, оставшимся от мужа.

Парень, не приходя в чувство, проспал почти сутки. Все это время, пожилая женщина кормила его с ложечки бульоном и поила отваром из целебных трав.

Наконец, на второй день, он открыл глаза и с удивлением осмотрелся.

- Где это я?,- спросил он.

- В хорошем месте, не переживай, милок. Приходи в себя и восстанавливай силы,- ответила Пелагея.

К невольнику вернулась память и он поведал, что зовут его Егор и сидит он за то, что сбил человека на пешеходном переходе.

- Вернее сказать, сбил-то не я! А моя невеста, которая в тот день едва ли не впервые села за руль. Папаша у неё большая шишка в местной управе…На носу выборы и все дела. Скандал и шумиха в прессе ему была совсем ни к чему. Вот и посулил мне солидный куш после освобождения, обещая помогать матери все время, пока я буду находиться в колонии. Я наивный, конечно поверил и взял все на себя. Пошел «паровозом» за чужие грехи. А олигарх то этот, про свои обязательства сразу забыл, бросив мою больную матушку на произвол судьбы,- печальным голосом пояснил Егор.

- Знаешь что, парень. Послушай мой старческий совет. Не бери лишнего срока на душу и пойди с повинной. Я лично за тебя похлопочу перед участковым и объясню ситуацию,- участливо предложила Пелагея Никифоровна.

Егор замялся и ушел от ответа, а рано утром, стал собираться в дорогу. Старушка не стала мучать его распросами, а лишь собрала ему харчей в дорогу и одела в старенькую одежонку сына.

На прощание, она отдала ему остаток своей пенсии и перекрестив его и обняв, пожелала доброго пути.

Фигура парня вскоре растаяла в дымке утреннего тумана и Пелагия Никифоровна, горестно вздохнув, потрепала по холке Грома. Тот, словно понимая тягостность ситуации, бродил по двору понурив голову.

Старушка, теперь взяла за правило, каждый день ходить на почту, ожидая какой-либо весточки от Егора. Но писем все не было и ее сердце не находило покоя, разрываясь на части от неизвестности.

Но видимо в тот год, случайности и неожиданные встречи для Пелагеи только начинались.

Как-то рано утром, в дверь избы постучали. Встревоженная старушка сразу же открыла, даже не спрашивая, кто за дверью.

На пороге стояла симпатичная девушка, лет двадцати пяти с узелком в руках и начинавшим круглеть животиком.

- Здравствуйте, Пелагея Никифоровна! А я жена Вашего сына, Дмитрия. Вернее сказать, бывшая жена,- пояснила незнакомка.

- Ну проходите, что в дверях-то стоять, - предложила Пелагея.

Девушка радостно согласилась. Как выяснилось, добиралась она издалека и провела не одни сутки в пути.

Напоив молодую женщину чаем, хозяйка приготовилась слушать ее.

- Меня зовут Наташа…С Димой мы познакомились два года назад. Он вскружил мне голову и у нас закрутился бурный роман. Парень он неплохой, но при всем при этом, он нигде не работал и вел праздный образ жизни, посещая игорные дома и кабаки.

Как выяснилось позже, я была у него третьей женой…Предыдущие бросили его, не в силах больше терпеть его выходки.

А полгода назад, он сильно заболел…Пьяным упал на морозе и застудил легкие. Врачи сделали всё, что могли, но спасти Диму не удалось.

В память о себе он оставил мне кучу долгов и ребенка, которого я нашу под своим сердцем,- сказала девушка, понурив голову.

Пелагея Никифоровна, не таясь, дала волю слезам…Уж какой-никакой, а сын всё таки! Кровиночка родимая!

Наталья обняла несостоявшуюся свекровь, пытаясь её утешить.

Старушка, с радостью согласилась разделить с невесткой кров.

- Что нам, места не хватит что ли?,- задорно сказала хозяйка.

Вместе, женщинам жить стало гораздо легче. Наташа оказалась на редкость хорошей и покладистой девушкой, помогая свекрови собирать ягоды и вести хозяйство. Она делала это истово, словно замаливая грехи ее нерадивого сына.

Прошло полгода и в один из дней, когда снега намело почти по крышу, залаял Гром, радостно повизгивая и махая хвостом.

Это был Егор. В вольной одежде и меховой шапке, с сумкой в руках и радостной улыбкой.

- Вот Пелагея Никифоровна! Я вернулся! Данных Вами денег, мне как раз хватило, чтобы успеть провести маму в последний путь. Потом я обратился в ближайшее отделение полиции и сдался с повинной. Там приняли во внимание мои обстоятельства и добровольную сдачу властям. За попытку побега, я отделался лишь пятнадцатью днями карцера. Отсидел положенные полгода до конца срока и всё, я свободен!,- радостно прокричал бывший арестант.

- Ну проходи, милый! В тесноте, да не в обиде,- сказала Пелагея и проводила его в дом.

Наталья с интересом уставилась на гостя и мило улыбнувшись, предложила ему испить чаю с дороги.

Зиму они решили провести вместе. А весной, Егор пообещал поставить рядом новый сруб, вдвое больше старого.

Узнав о положении Натальи, он, недолго думая, предложил девушке дать ребенку свою фамилию.

- У малыша должен быть отец, да и перед Пелагеей Никифоровной, я в неоплатном долгу.

А вообще, я давно мечтал о ребенке и с радостью стану отцом.

Наташа задумалась…Парень ей откровенно нравился, но она страшилась неизвестности. Но, поддавшись уверенному напору Егора, согласилась.

Весной, как и обещал, он поставил просторный и уютный сруб.

Спустя месяц, на свет появился мальчик, которого, в память об отце, назвали Димой.

Егор, за это время, очень привязался к Наталье и со свойственной ему дерзостью, предложил ей руку и сердце. Девушка была рада, а Пелагея Никифоровна одобрив его выбор, благословила их брак.

Так, к закату жизни, у старушки появилась новая семья и дом наполнился веселым детским смехом, эхо которого слышится там и по сей день.

***

Вы прочитали рассказ под названием “Старушка и зек”. Обязательно прочтите и другие, не менее захватывающие рассказы на канале!

НАВИГАЦИЯ КАНАЛА