На Кузнецком Мосту, прямо по соседству с доходным владением братьев-банкиров Джамгаровых, с которым мы познакомились в прошлой заметке, стоит еще один торговый дом, которому больше ста лет.
И это еще одно здание, которое я помню с детства. В пасмурную, хмурую погоду оно может показаться гнетущим и мрачным, нависая над улицей серой шестиэтажной громадой. Но если подойти к нему в солнечную погоду, дом выглядит совсем по-другому и вызывает совершенно другие эмоции.
Для тех же, кого и в хорошую погоду, и в ненастье по какой-либо причине отталкивает или настораживает то, что дом принадлежит Центральному аппарату Федеральной службы судебных приставов, предлагаю сосредоточиться на его Истории.
И, что интересно…
…Предыстория этого места еще богаче, чем его история
Кузнецким Мостом эту улицу назвали благодаря тому, что в старину здесь стоял каменный мост через реку Неглинку. Вот так он выглядел в конце восемнадцатого века, согласно рисунку-реконструкции художника и архитектора Карла Карловича Лопяло.
В левой части и по центру, позади трехпролетного сооружения, возвышаются колокольни Заиконоспасского и Николо-Греческого монастырей на Никольской улице и часть Кремля, а справа, позади сгоревшего в 1812 году и упраздненного храма Воскресения Словущего, красуется здание Петровского театра – предтечи Большого.
Мост был шестнадцати метров в ширину и такой длины, что почти соединял Петровку с Рождественкой.
А Кузнецкий – оттого, что с еще двенадцатого века здесь располагалась слобода, в которой селились новгородские кузнецы пушечники. И лишь во второй половине восемнадцатого столетия по соседству с кузнецами начали строить дома купцы и «московские иностранцы» – преимущественно германцы и французы.
Там, где сейчас стоит дом №16, в восемнадцатом веке располагались дворы кузнеца Григория Мосягина и пушечного ученика Ивана Артемьева, от которых земля перешла к неким иностранцам, между которыми какое-то время кочевала от одного к другому.
И была среди них…
…Одна любопытная особа по имени Мари-Роз Обер-Шальме
Владелица двух модных магазинов (один здесь, на Кузнецком, второй в Глинищевском переулке) и маленькой фабрики по производству игральных карт, которую за глаза называли губительницей карманов и сердец, а злые языки переименовали в Обер-Шельму. У нее закупалась даже Надежда Осиповна Пушкина, когда ее сын Саша и дочка Оля начинали учиться танцам.
А Лев Николаевич Толстой писал о ней в «Войне и мире»:
«На другой день утром Марья Дмитриевна свозила барышень к Иверской и m-me Обер-Шальме, которая так боялась Марьи Дмитриевны, что всегда в убыток уступала ей наряды, только бы поскорее выжить ее от себя. Марья Дмитриевна заказала почти все приданое. Вернувшись, она выгнала всех, кроме Наташи, из комнаты и подозвала свою любимицу к своему креслу…»
Да и помимо вышеуказанного дамочка была непростая. Как о ней говорили – возможно, одна из давних секретных агентов-лазутчиц Наполеона в довоенной Москве.
«Эта обирательница русских барынь заведовала столом Наполеона и не нашла ничего лучше, как устроить кухню в Архангельском соборе. Она последовала за остатками великой армии и погибла с нею»
(Петр Иванович Бартенев, русский историк и литературовед, директор Чертковской библиотеки)
После ее бегства и гибели на пути во Францию, граф Ростопчин приказал:
«Магазин Обер-Шальме… конфисковать и продать с публичного торгу, вырученные же деньги употребить на вспоможение разоренным московским жителям»
Владение на Кузнецком Мосту перешло в руки купчихи Христианы Беккерс, а от нее – к наследникам-сыновьям.
Они также устроили здесь магазин, в котором торговали посудой из глины и фаянса, цветочными горшками и карикатурными фигурками известных артистов и писателей. И, кстати сказать, они были первыми, кто в Москве начал продавать гениальное изобретение (еще одного) француза, Луи Жака Манде Дагера – прообраз современного фотоаппарата, делавший снимки на светочувствительной амальгаме из йодистого серебра.
Первые дагерротипные снимки с видами Москвы были выставлена в витрине их магазина на всеобщее обозрение в качестве рекламы.
В 1876 году архитектор Петр Сантинович Кампиони выстроил на этом месте новое здание. А спустя два года его…
…Приобрел Торговый дом «И.В. Юнкер и Ко»
Тот, который в 1916 году был преобразован в Московский Промышленный банк.
В 1900 году новые владельцы пригласили Адольфа Эрнестовича Эрихсона перестроить здание. Тот преобразовал фасады в стиле модерн. Оформил парадный вход в виде портика, устроил широкие витрины справа и слева от него.
Но результат его работы не понравился тогдашним критикам, и в 1908 году Адольф Эрнестович снова попытался приступить к дому, но кончилось все тем, что еще пять лет спустя, в 1913-м заказчик собрал коллегию из архитекторов Василия Ивановича Ерамишанцева и братьев Весниных, чтобы те создали новый проект (4 фото).
В результате дом получил неоклассический облик. С глубоким арочным порталом и головой Меркурия прямо над входом, коринфскими полуколоннами и интересными миниатюрными колоннадами на уровне шестого этажа (9 фото).
Кстати, тот фасад, что выходит на противоположную сторону, к Пушечной улице, имеет всего четыре этажа.
И уже об этой версии здания специалисты и критики отзывались, говоря, что это – одна из лучших построек в стиле московского неоклассицизма (7 фото).
После революции здесь расположилась контора Госбанка, издательство ОГИЗ, Центральный комитет Обществ Красного Креста и Полумесяца, отделение Госстраха и другие конторы. А после Великой Отечественной войны и вплоть до 1990-х годов – Банк внешней торговли, на смену которому пришел Внешторгбанк.
А сейчас в нем, как и было упомянуто, расположен Центральный аппарат Федеральной службы судебных приставов России.
* * *
Мои дорогие подписчики и случайные гости «Тайного фотографа»! Большая и искренняя благодарность каждому из вас, кто дочитал рассказ до конца.
У меня к вам большая просьба: подумайте, кому из ваших друзей была бы интересна моя страничка, кому вы могли бы ее порекомендовать? Давайте вместе увеличим число друзей, кто любит гулять по Москве, изучать историю ее улиц и обсуждать эти истории друг с другом!
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует.