Всем привет!
Сегодня, 1 октября, отмечается День сухопутных войск. В связи с этим я решил внести разнообразие на канал и посвятить этот рассказ первому советскому бронетранспортеру – БТР-40.
История нашего героя началась в 1947 г. До этого подобной техники на вооружении СССР не было: в годы Великой Отечественной войны хорошо показали себя бронеавтомобили, на которых ездили в основном разведчики, и грузовики, на которых перевозили солдат и боеприпасы. Тем не менее, уже тогда военные стали понимать, что нужна особенная техника, которая могла бы перевозить небольшой десант и при этом защищать экипаж от пуль и осколков.
Родиной бронетранспортера стал Горьковский автозавод, при этом некоторые элементы конструкции были взяты у американского «прообраза бронетранспортера» М3А1 Scout, но при этом корпус был тщательно доработан, а толщина брони была увеличена до 15 мм. Шасси первый БТР получил от полноприводных горьковских грузовиков, от них же перекочевал и доработанный мотор мощностью 78 л. с. Экипаж же состоял из двух человек, а сзади помещалось до 8 бойцов десанта. При этом вооружение было довольно скудным – единственный пулемет калибра 7,62 мм, и то не на всех машинах.
Уже в 1948 г. новый бронетранспортер был оценен, однако доработки конструкции затянулись, в результате лишь в 1950 г. вышли и отправились на службу первые серийные БТР-40. Примечательно, что служить они стали параллельно с другим отечественным бронетранспортером – БТР-152, о котором я писал здесь и который был вместительнее. Как и в случае с БТР-152, главный недостаток БТР-40 вскрылся в 1956 г. во время конфликта в Венгрии: кузов машины был открытым сверху, и это делало экипаж незащищенным от атак с воздуха и верхних этажей зданий.
К тому же нарастала угроза ядерной войны, поэтому в том же 1956 г. появился БТР-40 с закрытым кузовом. После этой переделки бронетранспортер выпускался до 1960 г. За 10 лет производства было выпущено около 8500 этих машин, и за это время они сумели найти новые применения. Если изначально их предполагалось использовать лишь для транспортировки десанта, то позже на них стали ставить зенитные орудия:
Существовала и версия для железнодорожных войск:
Немало машин ушло на экспорт в страны соц. лагеря, а также в Китай и на Кубу. В Китае даже стали выпускать собственную версию этого бронетранспортера, названную Type 55.
В СССР же военная техника стремительно развивалась, и на смену первым бронетранспортерам пришли БТР-60, конструкция которых хорошо прижилась не на одном поколении БТР. Но несмотря на это, БТР-40 продолжал нести военную службу, и по некоторым данным лишь в 1993 г. был снят с вооружения. Верится в это с трудом, но тем не менее, многие экземпляры дожили до наших дней и используются по-разному. Некоторые без вооружения и спец. оборудования выставлены на продажу, но в основном они или стоят в качестве памятников:
Или содержатся в музеях:
БТР-40 – советский бронетранспортер, ставший первым в своем роде. Хотя ему было еще далеко до привычных сегодня бронетранспортеров, он сумел показать эффективность, и сегодня этот тип военной техники продолжает развиваться.
Есть ли памятники БТР-40 в ваших городах? Пишите в комментариях, буду рад обратной связи.
А у меня на этом все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и до новых встреч!