Наденька Иванова славилась своей красотой на весь поселок. Одна дочь у родителей, те и одевали ее по-городскому, и книжки заставляли читать, и уму-разуму учили. Отец к работе приучал, чтобы белоручкой не росла, а мать о девичьей чести твердила. Важна она для девушки, нельзя ею поступиться. А парень, коли любит по-настоящему, приставать с глупостями не будет.
Парень у Наденьки был. Илюшка Мохов. Она после бухгалтерских курсов работала в поселковом совете, а он строителем. Хозяйство большое, хороший специалист в строительном деле на вес золота. Встречались они вечерами, на танцы в клуб ходили, в город иногда по выходным ездили: кафе, мороженое, кинотеатр.
В темном зале Илья плотно прижимал Наденьку к себе, ласковые слова шептал, мешал кино смотреть. Она была девушкой строгой, отпихивала парня от себя, а потом выговаривала:
- Ведешь себя, как… не знаю кто. Не пойду я больше с тобой в кино! И вообще, Илюша, давай договоримся. Никаких приставаний, ясно! Я до свадьбы не собираюсь свою девичью честь ронять!
Это были мамины слова, но звучали очень внушительно, чем Надя гордилась.
- Ну так давай поженимся! Что за вопрос? – говорил парень смеясь и обнимая девушку.
Красивый у нее жених, ничего не скажешь. Ольга, бывшая одноклассница, все уши Наде прожужжала:
- Если он тебе не нужен, оставь парня. Я люблю его, страсть как. А ты играешься.
Но Надя отмахивалась от Оли, а Илюшке говорила:
- Чтобы я за тебя замуж пошла, ты сначала на семью денег заработай, дом отремонтируй или новый отстрой.
И Илья послушался свою ненаглядную. Только спросил, будет ли ждать его, если он на заработки подастся года на два.
- А мне торопиться некуда, - отвечала Наденька. – И в селе у нас не забалуешь у всех на виду. Да и с кем? Мужички-то все так себе. Так что буду ждать, Илюша, куда я денусь.
И по осени распрощались они. Илья уехал в далекую Сибирь на лесоповал. К пилам и топорам он приучен, сильный, молодой. Денег заработает и вернется. Женится на Наде, родительский дом отремонтирует, и заживут они большой дружной семьей, детки пойдут.
Надя кивала в ответ, что все, мол, так и будет. И ждала Илью, писала письма, получая от него в ответ пылкие признания и рассказы о своем нелегком мужском труде. Писал, что любит, вспоминает, ждет встречи.
Так прошла зима, а весной им из города прислали бригаду строителей, чтобы мост через реку отремонтировать. Старый он совсем стал. Сваи крепкие, а мостки расшатались. Машины боятся по нему ездить, хотя это самый короткий и удобный путь до райцентра.
К середине лета закончить обещали, но работы затянулись. То стройматериалы не завезли, то бетона не хватало. Бригадир у них был в возрасте, а остальные парни молодые, все как на подбор, городские красавцы.
Надя с подружками по выходным на речку купаться ходила, и девушки издалека высматривали городских парней в шортах и с голыми торсами, которые тоже отдыхали на берегу. Парни махали им иногда, а однажды трое подошли познакомиться.
Надя тут же поднялась, быстро надела сарафан и собралась уходить. Но один из них, самый бойкий, пошел следом. Красивый, плечистый. Назвался Игорем. До дома проводил, стал в клуб вечером приглашать. Но девушка отказалась.
А дома весь вечер вспоминала его. И ругала себя за это. У нее же Илюшка есть!
В этот день, придя домой с фермы, мать застала Надю в слезах. Перед ней лежало письмо, которое она быстро прочитала, села рядом, обняла дочь и сказала:
- Надо быть сильной, Надя.
В письме говорилось, что Илья в больнице, сильно повреждена нога бензопилой, врачи делают все возможное, чтобы ее сохранить, но он теперь инвалидом останется.
«Вот, Надюха, и денег толком не заработал, и здоровье потерял. Но я восстановлюсь, даже с одной ногой, все равно. Вот увидишь», - писал он ей.
Потом Илья сообщил, что у врачей хороший прогноз, он им верит, как себе. И ждет не дождется встречи.
А Надя представляла его одноногим, как деда Якова, старожила их деревни, который ногу на войне еще потерял, его жену бабку Наталью, всю жизнь промучившуюся с ним, с пьяницей. И такой участи себе не желала.
Стариков этих давно уж нет, а деду Якову на замену вернется из Сибири Илья Мохов. И все пойдет по кругу. Нет! На это она не подписывалась. И через месяц стала собираться с Игорем в город. Мост достроили, а за это время они уж и сошлись как жених с невестой.
Надя была все так же строга, говорила, что после свадьбы он ей муж, а пока жених. Парень усмехался, но целовал девушку жарко и обнимал крепко. Как тут голову не потерять.
Перед самым отъездом пришла к ним в дом мать Ильи. Она стыдила Надю, говорила, что не достойна она их сына и пусть катится на все четыре стороны. Ушла со слезами и добра ей не пожелала. А, может, и прокляла.
Игорь сначала был и добрым, и ласковым. Расписались они, свадьбу в городе сыграли. Его родители, как напыщенные индюки, смотрели не ее мать с отцом свысока. Не породнились они, так и остались чужими.
Ровно через девять месяцев дочка родилась в молодой семье. Но к тому моменту Игорь уже поостыл к жене. Пока была стройна и длиннонога, он, казалось, души в ней не чаял. И она любила его за красоту, спортивное накаченное тело, городской говор.
Но как-то стало все меркнуть, куда-то исчезать. Надя, располневшая и тяжелая на подъем, дожидалась его вечерами. Порой он приходил не совсем трезвый, разговаривал свысока. И даже когда родилась дочь, ничего не изменилось. Стало только хуже.
Игорь часто оставался ночевать у родителей, а не на их съемной квартире. Говорил, что ребенок много плачет по ночам, он не высыпается, и винил в этом Надю. Она расстраивалась так, что пропадало молоко и уже понимала, что муж ее просто разлюбил. А любил ли вообще?
Часто ей звонила мама. Надя держалась, всей правды не рассказывала. И даже про развод не сообщила. А развелись они, когда дочке исполнился годик. Игорь назвал их брак ошибкой, стал платить алименты и половину стоимости съемной квартиры.
Денег катастрофически не хватало, рассчитывать было не на что, и, наконец, Надя, окончательно загнанная в угол, решила вернуться к родителям. Особенно тогда, когда мама сообщила ей в двух словах, что Илюшка давно вернулся. Хромает, но нога цела.
У Нади сердце зашлось. Она не стала расспрашивать подробности, не могла. Ком стоял в горле. Но именно после этого разговора подумала вернуть свое прошлое.
Она поговорит с Ильей. Покается, объяснит, что ошиблась, наделала глупостей. Попросит прощения, и он простит ее. Конечно. Такая любовь была! Разве она забывается?!
Собрала Надежда свои нехитрые вещички, дочкины принадлежности, оставила бывшему мужу записку на столе. Хозяева квартиры найдут, передадут. Бросила ключи в почтовый ящик и уехала.
Родители встретили на станции, привезли домой. Слух по поселку разнесся, что вернулась дочь у Ивановых, разведенка с ребенком. Ну и пусть! Надя не обращала внимания, она ждала Илью! Раз все знают, значит и он в курсе. Появится, куда денется.
Прошла неделя, другая. Илья не приходил. Мама так и сказала ей:
- Не жди его, дочка…, - хотела еще что-то добавить, но промолчала.
И Надя решилась. Сама пойдет! До этого глаз на улицу не казала, подальше от сплетен и людских пересудов. А тут вдруг подумала, что скрываться ей незачем. Как была красавицей, так и осталась. А в городе просто не прижилась. Вот и весь сказ.
Оделась красиво, платье выше колен, босоножки на каблуке, солнечные очки и отправилась к дому Моховых, ног под собой не чуя.
В поселке мало, что изменилось, даже дом родителей Ильи все такой же низкий, разве, что крыша новая. А вот рядом кто-то отстроился! Не дом, а загляденье, а Илья только языком молоть горазд.
И все же она шла вперед с упорством уверенной в себе женщины. И тут увидела Илью! Он вышел из калитки родительского дома и направился по дорожке. Слава богу, на своих двоих. Но изрядно прихрамывая. Увидел Надю, приостановился.
Она ускорила шаг, сняла очки, чтобы были видны ее глаза, немного виноватые, но счастливые. Илья раздался в плечах, мощный, статный. Настоящий мужчина! Надя подошла почти вплотную и сказала:
- Ну, здравствуй, Илья.
Он промолчал.
- Не держи обиду. Все прошло, туман рассеялся. Прости меня. Ведь каждый имеет право на ошибку.
И тут Надя поддалась порыву. Она прижалась к его мощной груди, обхватила руками и пустила слезу для наглядности. Она ждала его объятий, слов, прощения наконец. Но тут услышала голос сзади:
- А, вернулась, подруга. Не поздновато ли?
Надя резко обернулась и увидела Ольгу с малюткой на руках. Илья отстранил Надежду от себя и со словами «Бог простит» направился к ней. Он взял у Оли из рук ребенка, и они пошли в этот новый красивый дом, весело обсуждая что-то.
Надя стояла, как к месту пригвожденная. Такого позора и унижения она ждала меньше всего. Прибежала домой, разрыдалась, накинулась на мать, почему она ей не сказала, что Илья женился?!
- А ты не спрашивала, Надя, - ответила мать. – Да и расстраивать тебя не хотела. Ты сама узнала, так-то лучше. Расти дочку и не ищи судьбу, не наступай на те же грабли. Пусть судьба сама тебя найдет.
Но от этих слов Наде было не легче. Она чувствовала себя загнанной в капкан, а рядом с ней стояла и плакала маленькая девочка, ее дочь, которая будет расти без отца по ее, Надиной ошибке. Которую теперь так быстро не исправишь.
- Спасибо за прочтение! Буду признательна за ваши комментарии, отзывы и пожелания, дорогие читатели.