Содержание:
- Что такое шаблонное построение рисунка?
- Зачем шаблонное построение детям и взрослым тоже?
- Что общего между традиционным и шаблонным построением.
- Как я пришла к шаблонному построению рисунка?
- Время — главный мой помощник.
- А если дети привыкнут к шаблонному построению?
- Этапы шаблонного построения для детей.
- Маленькая история — Эврика!!!
1. Что такое шаблонное построение рисунка?
Это построение рисунка по готовым шаблонам или трафаретам.
2. Зачем шаблонное построение детям и взрослым тоже?
Сейчас мир скоростей и новое поколение детей тоже живет на скоростях, поэтому они хотят результат сразу, поэтому немного нетерпеливы. Но всё вокруг развивается, происходит стремительный рост цивилизации, прогресс новых технологий, поэтому шаблонная техника рисования ускоряет весь процесс творчества. Дети всё равно с возрастом научатся рисовать овал и круг, обретая крепкую моторику рук и навыки рисования. Но сейчас, только рисуя овал, круг или другие фигуры им приходится совершать очень много неверных действий, они рисуют неправильные линии, делают ошибки в пропорциях и в композиции. Процесс творчества и вдохновения превращается в процесс исправления ошибок, перерисовок, помарок на листе. Время затянуто, результата нет. Полное разочарование и отсутствие желания творить, падает самооценка, уверенность в себе и признание себя, как бездарного.
Используя в рисовании технику шаблонного построения решаем задачи:
1. Композиционное построение рисунка. С готовым шаблоном легко определить место объекта на листе, сравнивая с аналогом.
2. Развиваем глазомер — это способность определять расстояние, не прибегая к помощи каких-либо приборов (кроме собственных глаз).
3. Анализировать аналог рисунка, разбирать его на составные части (фигуры). Учимся видеть в объектах формы, фигуры из которых состоит рисунок, определяя его размер и расположение.
4. Из готовых шаблонов составлять, собирать свой рисунок. Сравнивать постановки своих фигур с фигурами аналога, но при этом передать свой внутренний мир рисунка.
5. Развиваем логическое мышление и учим видеть в окружении всё прекрасное (в облаках лошадок белых, в снежинках узор...)
6. Развиваем у детей уверенность в себе, и эта уверенность у них закрепляется не только в рисунках, но и в жизни.
7. Получаем результат сразу, т.е. доводить дело до конца, не оставлять на потом или не бросать на пол пути.
8. Короткий процесс построения рисунка, помогает решать более важные художественные задачи: передавать светотень, правильное направление кисти, рисовать тонкие линии и т.д.
3. Что общего между традиционным и шаблонным построением.
Любой рисунок начинаем строить с ПОСТРОЕНИЯ, с КОМПОЗИЦИОННОГО расположения объектов в виде фигур на листе – и это закрепление того факта, что рисунок начинается с прорисовки фигур.
В традиционной и шаблонной технике рисования – это одно и тоже. Просто в шаблонном построении этот факт закрепляется быстрее и каждый раз знакомясь с аналогом идет процесс АНАЛИЗА. В традиционной технике – этот процесс гораздо дольше и растягивается на несколько занятий. И иногда не завершается до результата по непредвидимым обстоятельствам.
4. Как я пришла к шаблонному построению рисунка?
20 лет назад, когда я училась в институте и сталкивалась с трудностями при изображении фигуры человека, портрета, рук и ног, я осознала, что мои работы часто имели искаженные пропорции. Хотя, конечно, для улучшения своих навыков мне следовало изучить анатомию, но мне это казалось нудным и скучным, и поэтому я отказалась от этой идеи. Однако, случайная находка книги с другим способом изображения человека полностью изменила мою ситуацию, и мои работы начали становиться идеальными.
После окончания института я забыла об этой технике. Но около 3 лет назад, когда я начала, в качестве хобби, преподавать рисование детям, я вспомнила о ней.
На индивидуальном занятии с девочкой Викой (14 лет) использовали технику шаблонного построения. Ступню с рукой рисовали из треугольника, а две руки — из сердца.
Используя эту технику для обучения детей, я заметила, что она также применяется в других сферах моей жизни, и включает в себя анализ и синтез. Я всегда анализирую свои жизненные ситуации и предлагаю себе несколько вариантов выхода из них - это суть синтеза. Я считаю, что этот процесс является интересным и важным для меня на данный момент в моей жизни.
5. Время — вот главный мой помощник.
На каждое занятие я сама рисую для образца выбранную работу из интернета, чтобы понять, как доступнее донести построение и цветовое решение детям. Рисовала раньше я, конечно же, классическим способом и на это уходило много времени. Упростила весь процесс — это шаблонная технология, которую я и использую теперь в индивидуальной программе для детей.
6. А если дети привыкнут к шаблонному построению?
Думаю последует вопрос, а если дети привыкнут к шаблонному построению и не смогут самостоятельно рисовать?
Отвечаю: Во-первых: Классический способ рисования никто не отменял, его преподают в художественных школах или у меня на курсе "Художественная школа". Кому важно получить знания для будущей профессиональной деятельности или кому процесс досконального построения рисунка просто в удовольствие. Так как одна постановка, например, натюрморта рисуется 3-4 занятия.
Во-вторых: Пусть привыкают. Мир меняется, меняются технологии и новый уровень развития. Раньше мы математические просчеты делали в уме - сейчас на калькуляторе, или информацию собирали в библиотеке, а сейчас в интернете, ну а про телефон мы и так все всё знаем.... Упрощая одно действие, появляются новые возможности к другим изобретениям.
Лично я упростив процесс построения рисунка, всё больше усовершенствую художественные навыки, например, цветового решения…
7. Этапы шаблонного построения для детей.
1. Строим рисунок по готовым шаблонам, дорисовывая детали самостоятельно.
2. Учимся частично готовить шаблон сами.
3. Полностью готовим шаблоны.
8. Маленькая история — Эврика!!!
Летом проходили в моей студии Мастер Классы для детей от 6 лет и однажды попросили принять девочку 4 лет. Радостное удивление — девочка легко составляла рисунок из шаблонов, всё понимала и выполняла, только ручки слабые — вернее слабая мелкая моторика рук. ЭВРИКА! Оказывается, даже маленькие дети могут рисовать школьные рисунки.
(Так у меня появились курсы "Художник Малыш» и "Художник Дошкольник")