Найти тему
Евгений Трунов

Проблемы с дефекацией и мочеиспусканием у детей с ОВЗ.

В основном проблемы выглядят так (могут наблюдаться комплексно или раздельно):

  1. Облегчается исключительно в памперсы.
  2. Не ходит в туалеты в незнакомых местах или ситуациях.
  3. Провоцирует запоры, так как сильно "зажимает" кишечник.
  4. Ходит в туалет только в каких-то специфических условиях. Например, стоя и\или в определенных местах.
  5. Не способен попроситься в туалет или не умеет вовремя "почувствовать" момент.
  6. Принципиально не садится на стульчак или горшок.

Плохая идеи - идти сразу же за туалетным тренингом к ABA-специалистам. Хорошая - отправляться к гастроэнтерологу, проктологу и неврологу (урологу, как вариант). Если вам кажется, что подход через навыки не дает особого результата, то вам не кажется. Скорее всего дело в физиологии, поэтому так туго происходит обучение. Вспомните: у здоровых малышей приучение к горшку происходит естественным бытовым путем, без всяких танцев с бубнами.

У детей с нарушениями развития преимущественно беда с запорами. Приём слабительных далеко не всегда решает проблему. Некоторые даже под действием слабительных умудряются спазмировать кишечник.

Отдельно хочу сказать по неврологии - существуют препараты, которые улучшают работу вегетативной (органной) нервной системы. Не обязательно бесконечно всё сводить к "Атараксу". Лечат же как-то энурез и энкопрез далеко не первый год в истории медицины.

Главная идея: если есть подозрение на нарушения развития, то надо сразу постараться озаботиться вопросами пищеварения и питания. Ограниченное питание=проблемы с пищеварением=проблемы со стулом.
Очень важно не допускать негативного или мало адаптивного опыта, связанного с туалетом. Стараться как можно раньше начать приучать к стульчаку, унитазу, а мальчиков - ходить по малому стоя.
В противном случае очень вероятен вариант развития событий: ученик испытал неприятный опыт- пытается сходить как-то иначе или
(что ещё хуже) не сходить вообще. Второй вариант самый плохой, потому что из-за задержек и спазмов процесс выделения будет гарантировано болезненным и неприятным.

Если заметили, что начались странности с туалетом, то надо сразу же принять какие-то меры. Хотя бы дать обезболивающее (или спазмолитическое или нормализующее моторику кишечника, что то ещё), так как пока вы дойдете до врача - нежелательное поведение может успеть закрепиться. И тогда у вас будет проблема на месяцы, если не на годы. Только не увлекайтесь самолечением - ведь главная заповедь: не навреди.
Пусть ребёнок в итоге лучше боится редких медицинских манипуляций (гастроскопия, колоноскопия, забор крови), чем ежедневного похода в туалет. Сейчас есть уйма объективных лабораторных исследований, которые способны дать качественную информацию о здоровье. И быстро, а не путем прямого изучения непосредственных симптомов при осмотре\опросе.

Ещё один важный вопрос. А умеет ли ребенок тужиться? Чтобы уметь тужиться, надо быть способным напрягаться всем телом. Это называется иррадиация мышечного напряжения. Так происходит тогда, когда вы выполняете мощную работу большим количеством мышц. Тогда вам приходится напрягать даже глубоко запрятанные мускульные пучки.
Я заговорил про иррадиацию по той причине, что вы не сможете словесно объяснить как это - "тужиться". Надо как-то косвенно заставить ученика так сделать, чтобы он потренировал нужные мышцы.