Вы наверняка помните курьезную, даже пикaнтную сцену в комедии Эльдара Рязанова «Гусарская баллада», когда Михаил Кутузов, прослышав, что в его полк затесалась девушка, пытался угадать ее пол. Он и так, и этак осматривал делавшего ему доклад гусара.
В кино это выглядело забавно.
А как же было в реальности? Неужто целый полк (практически «эскадрон гусар летучих»…) не увидел подмену? Что, мужским взглядом обладал только великий полководец (даром что всего с 1 глазом...)?
Ведь ситуация происходила на самом деле. У кино-Шурочки был реальный прототип.
И этот прототип… т. е. эта прототип… в мемуарах делилась, что в аккурат в день своих именин решила сменить… нет, не совсем пол, но одежду и в целом жизнь.
Она так вдохновилась идеей защиты Родины от нашествия войск Наполеона Бонапарта, что нашла казачью форму, переоделась в нее, обстригла длинные волосы и ушла от родителей. Точнее, ускакала – на коне Алкиде, на котором уже 5 лет училась кататься.
Никто об этом не знал, кроме самой беглянки. А она обставила дело хитро: собственный наряд – женский – бросила на берегу реки, чтоб уж «концы в воду».
Надо сказать, описанное в ее мемуарах решение «чтоб не искали и думали, что я утонула» было не самым женским. Большинство женщин бы пожалело близких.
Более того, у Надежды был сын. Но и его она оставила на попечение своих родных. Впрочем, не будем слишком корить девицу:
1) в последующем она сыну помогала;
2) в то время вообще было не столь трепетное отношение к детям, как в наши дни. Вспомним хоть жен декабристов, которые смело поехали за своими мужьями в ссылку, а детей... «забыли» дома… (Читайте об этом Дзен-пост «Что стало с детьми декабристок, которые уехали за мужьями в Сибирь, оставив детей».)
Но Шурочка… т. е., простите, Надежда Дypoва, как ее звали на самом деле, была весьма решительной.
Она прискакала в уланский полк, который проходил мимо их усадьбы. Там она записалась Александром Соколовым (впрочем, некоторые историки уверены, что девушка оставила себе свою настоящую фамилию… есть и те, кто называет фамилию как Александров).
В полку она прослужила несколько лет. И ни разу ни у кого не мелькнуло и тени сомнений а-ля «корнет, вы – женщина?!?».
Как такое могло получиться?
1. Надежда попала в полк в 17 лет. В этом возрасте еще не все девушки развиваются физически настолько, чтоб это было уж слишком заметно.
И все время службы она имела фигypу, позволявшую числиться под мужским именем: была хрупкая, но проворная; с тонкой талией; без тех особенностей фигypы, которые так тщательно искал на ней Кутузов в комедии Рязанова.
Больше года (!) Надежда умудрялась скрывать свой пол, служа в регулярных войсках. Она скакала целыми днями на коне, орудовала нелегкой саблей, ночевала где придется и ела что дадут... однажды даже спасла раненого русского офицера.
2. Во многом на руку девушке играло то, что она с детства была не самой женственной, но довольно боевитой и резвой.
Некоторые историки утверждают, что мама внушила дочке, будто та некрасивая. И вот девочка вместо того, чтобы, как ее ровесницы, красоваться перед зеркалом, всеми днями скакала на коне и занималась разного рода физическими упражнениями.
А ведь во многом люди воспринимают нас так, как мы себя подаем. Вот и привыкшей к мальчишескому поведению девушке довелось несколько лет обманывать сотни встреченных ею на войне мужчин.
3. Форма гусаров в начале XIX в. в принципе позволяла скрывать пол.
Другое дело, что никому бы просто не пришло такое в голову. Истории а-ля переодевание древней жительницы острова Родос, которая в мужском наряде прошла на Олимпийские игры, были исключением самым редким.
Помимо кивера, который, в духе Михаила Лермонтова, гусары «чистили весь избитый», эти вояки одевались в меховую накидку, короткий мундир (доломан) и peйтyзы. Ну и, разумеется, в сапоги.
Что до головных уборов и обуви – их небольшие размеры можно было оправдать юным возрастом нашей переодетой девицы. Тут она подозрений вызвать не могла.
Peйтyзы, в принципе, тоже особых проблем не вызывали – привыкшая к физкультуре девушка выглядела подтянуто.
А вот насчет мундира остается лишь предполагать, что Надежда была хрупкой, субтильной и в фигуре не имела «излишеств нехороших»… как, собственно, и сыгравшая ее актриса в комедии Рязанова.
Раскусил Надежду... сам император.
Дело в том, что ее за отвагу в период Прусской кампании произвели в унтер-офицеры и представили к награде. А для того, чтоб всё оформить официально, нужны были документы о дворянском происхождении.
И Надежда отправила своему отцу письмо с просьбой выслать такие документы. Ну, и с просьбой благословить тоже.
Получив письмо, родители возликовали, что дочь не утонула, и решили вернуть ее домой. Для этого они обратились ни много ни мало к самому государю.
Александр I был заинтригован и возжелал собственноручно… пардон, собственнолично познакомиться с этакой необычной особой.
Встретившись с нею, он вручил ей серебряный Георгиевский крест. Историки считают, что император обещал сохранить ее пол в секрете и позволил ей продолжить службу.
Так Надежда стала единственной женщиной – участницей Бородинской битвы и всей войны с Наполеоном.
Целых 10 лет она прослужила в армии, все это время числясь в официальных бумагах под мужской фамилией.
П. с. Между прочим, сыгравшая в комедии Рязанова главную роль Лариса Голубкина дважды была замужем:
1) неофициально – с 1969 по 1974 г. со сценаристом Николаем Щербинским-Арсеньевым. Несмотря на отсутствие регистрации, эта пара имела общую дочку Марию Голубкину, ставшую актрисой;
2) официально – с 1977 по 1987 г. с Андреем Мироновым. А этот один из самых известных в СССР актеров одновременно был и одним из самых больших знатоков слабого пола. Во всех смыслах… Причем у него, по выражению его коллег, был «шампанский темперамент». И отсутствие признака, по которому можно было бы распознать героиню Голубкиной как женщину, вовсе не помешало этому знойному товарищу…
П. п. с. На близкие темы читайте Дзен-посты «Как актеры – мальчики и мужчины играли девочек и женщин раньше и как играют сейчас: сравним» и еще «Как вычислили, что Гек Финн переоделся девочкой. И могли бы его по этим признакам "pacкycить" сегодня», а также «"Джентльмены удачи": почему близкие "друзья"-соучастники не раскусили лже-Доцента». И отвечайте на гусарский тест на знание советского кино.