Современную русскую женщину отличает от многих иностранок то, что она обильно пользуется косметикой. Не всегда умело, но тем не менее. Корни этой традиции уходят в далекое прошлое.
О том, что на Руси женщины активно пользовались косметическими средствами, писал еще в тринадцатом веке Даниил Заточник в своем «Молении»:
«Дивней дивного, если кто возьмет в жены уродину ради богатства. Видел я жену некрасивую, приникнувшую к зеркалу и мажущуюся румянами, и сказал ей: «Не смотрись в зеркало, ибо, увидевши безобразие лица своего, сильно опечалишься из-за этого».
Особой популярностью у древнерусских красавиц пользовались отбеливание лица и чернение бровей. Однако доподлинно неизвестно, насколько ярким был макияж русских женщин в тринадцатые-шестнадцатые века, так как не сохранилось никаких упоминаний об этом.
Зато о том, чем стали пользоваться женщины в семнадцатом веке, написано достаточно.
Прежде всего это вновь были белила, основу которых составлял свинец.
Свинец – опасный для жизни и здоровья металл, который вызывает медленное отравление всего организма, и как следствие – мучительная смерть.
В большинстве своем белила и румяна привозились на Русь из-за рубежа, однако были у нас в стране и свои умельцы, которые научились изготавливать косметику.
Так, для создания белил брался тонкий лист свинца. Его сворачивали в трубочку, заливали специальным древесным уксусом и оставляли «настаиваться» дней на четырнадцать-пятнадцать. После этого полученную кашицу растирали и смешивали при необходимости с другими красителями.
Например, если в белила добавляли синюю или голубую краску, то ею женщины рисовали на лице тонкие прожилки.
Для чернения бровей также использовали ядовитую сурьму.
Сурьма – это ядовитый полуметалл кристаллической формы, при долгом контакте с которым возникают носовые кровотечения и поражения кожи.
Ну и довершал сей чудный облик еще один отравляющий компонент – киноварь, которая входила в состав румян.
Киноварь – это ртутный минерал красного цвета, отравляющий организм человека при долгосрочном воздействии.
Красота была страшной во всех смыслах. Вот как это описывал в 1647 году в своей книге «Описание путешествия в Московию» немецкий ученый-географ Адам Олеарий:
«… так грубо и заметно, что кажется, будто кто-нибудь пригоршнею муки провел по лиц их и кистью выкрасил щеки в красную краску».
Но самое интересное, что всю эту чудную «ядовитую» заграничную косметику могли себе позволить только богатые женщины. А те, кто победнее или крестьянского рода, пользовались подручными и более здоровыми натуральными средствами.
Сурьму для бровей заменяли углем. Дорогие белила, если удавалось их прикупить, разбавляли с мукой мелкого помола. Ну а румяна делали при помощи свекольного или ягодного сока.
Сразу же вспоминается макияж Марфушеньки-душеньки из сказки «Морозко».
Но с началом правления Петра I Великого наши модницы стали чуть скромнее в попытках сделать себя более привлекательными. В прошлое ушли тонны белил и румян на лице. Зато в моду вошли «мушки», которые помогали скрывать дефекты кожи лица, особенно после перенесенной оспы.
Мушки изготовлялись из кусочков черного пластыря, парчи или бархата.
В моду тогда же в восемнадцатом веке вошли парики, которые необходимо было пудрить. Пудру изготовляли из смеси крахмала и ароматических добавок. Иногда в пудру добавляли и краситель, чтобы добиться необычного оттенка волос на парике.
Особой популярностью стала пользоваться в России французская косметика, особенно духи и саше – небольшие мешочки, куда клали ароматные травы.
При этом мужчины стали пользоваться некоторыми средствами косметики наравне с женщинами.
В девятнадцатом веке качество косметики значительно улучшилось. Ученые выяснили, какой вред наносили свинец, сурьма, киноварь и другие косметические ингредиенты. Поэтому средства для макияжа стали более безопасными.
А в журналах и газетах стали появляться рубрики о том, как ухаживать за лицом и кожей всего тела, чтобы сохранить молодость и цветущий вид.
В конце девятнадцатого – начале двадцатого века производство косметики в России достигло производственных масштабов. На благо красоты трудились рабочие таких заводов, как «Брокар» и «Ралле», которые после Октябрьской революции были национализированы.
Так что красота – это страшная сила…
Пишите свои комментарии и подписывайтесь на мой канал.