Какие они – дети современного мегаполиса? «Мы были совсем другими» говорят их родители. «Мы» читали книжки, гуляли на улице и играли во дворе в футбол. А «они»?
О том, как город влияет на детей, к чему должны быть готовы родители, подкаст «Про Большой город» спрашивал у Катерины Поливановой. Она профессор, научный руководитель Центра исследований современного детства (Институт образования НИУ ВШЭ).
🎧 Слушать подкаст 👉
Почему современные дети другие?
Не нынешние дети отличаются от сверстников предыдущих поколений. Очень сильно изменились обстоятельства их взросления. Любой обыватель вам скажет, что современный ребёнок всё время сидит в гаджетах. Но это только верхушка айсберга. Как правило, малыш растёт в семье один среди взрослых. У него нет рядом сверстников – братьев, сестёр. А вот его связь с матерью и дольше, и прочнее. Раньше ребёнка отдавали в ясли в 2 месяца, и он оказывался на искусственном вскармливании. Сейчас он может оставаться на грудном вскармливании довольно долго, бывает, что и до школы.
Современные родители не хотят слушать мудрых бабушек с их советами по кипячению сосок и преимуществом пеленок перед памперсами. Сегодня молодые мамы воспитывают дитя по Ньюфелду с его теорией альфа-родительства. Они будут развивать привязанность ребенка и не захотят придерживаться режима дня, которые 30-40 лет назад был абсолютной догмой. Бенджамин Спок писал: поцелуй ребёнка на ночь, пусть он поплачет и потом сам заснёт. Сейчас это не проходит. Да и сам Спок в конце жизни извинился перед американцами. При этом все сегодняшние успешные люди воспитаны и по режиму, и по Споку.
Ну и еще одна черта сегодняшнего дня – у современных детей не очень складываются отношения о сверстниками. Все эти детские компании, когда во дворе были и игры в казаки-разбойники и футбол – все это в прошлом. Мы почти не видим детей даже в метро, не говоря о дворах. Очень многих родители возят на машинах – из соображений безопасности. При этом родители очень серьезно вкладываются в развитие детей. Какими будет последствия этого раннего развития? Сказать можно будет только лет через 30, когда мы увидим результат.
Наедине с мегаполисом
Раньше город был средой взросления. Лазанье по крышам гаражей, посещение детской компанией каких-то заброшенных строек, вылазки в центр Москвы – все это казалось родителям кошмаром. Специалисты писали об ужасающем влиянии улицы. Так вот – сегодня всё это исчезло. Для современного ребёнка улица – это просто улица. Он просто по ней идёт из точки А в точку Б. Она не является для него источником интереса, радости, развлечения. Ребенок знает, где живет бабушка, где располагается скалодром или бассейн. Но восприятие города как чего-то цельного у него нет.
Как воспринимается городское пространство? Для дошкольника город – это близлежащая детская площадка, где он играет со знакомыми детьми. А еще различные площадки для игр в торговых центрах, кафе, куда малыши ходят на дни рождения. Магазин, в котором он бывает с родителями.
Школьник не очень сильно отличается от дошкольника, потому что его всё равно до пятого класса везде водят за руку. А вот потом, примерно с 10 лет, ребенок начинает передвигаться по городу сам и как-то его замечать. Для подростка город, так показывают исследования, это торговые центры, фудкорты, «Вкусно и точка». Там они с приятелями сидят, смотрят тик-ток, болтают.
Для детей, которые живут не в центральных районах, освоенная территория, по которой они передвигаются с родителями – это где то в пределах одного километра. Чуть позже, когда начинаются занятия в кружках – это уже 1,5-2 километра. Сначала ребенка возят, потом постепенно он начинает туда ходить сам.
Потом начинаются поездки в центр – в Кремль, в музеи. Все это преодолевается на транспорте. И такое расстояние – мёртвая зона для ребёнка, какое-то серое поле неизвестности. Он не знает названия улиц, даже не очень понимает, в каком он районе. Если не успел выйти на нужной остановке, то на следующей остановке оказался в совершенно другом месте и другом для него городе. Выручает навигатор в телефоне. С точки зрения когнитивной психологии, способность отслеживать маршрут по карте – это очень хорошее упражнение для мозгов.
Дети, которые живут в центре, осваивают пространство иначе. Очень многое – и Кремль, и музеи – находится близко. Поэтому для этих ребят между домом и самыми привлекательными местами в городе нет разрыва, «серой зоны».
«Я за тебя боюсь»
Родители очень боятся отпускать детей одних в мегаполисе. Стоит ли говорить, что тревога взрослых очень преувеличивает те опасности, которые поджидают маленького человека на улице? Объективно большую угрозу для ребёнка представляют знакомые ему люди, а не злые неизвестные на улице.
Родительскую тревогу умело подогревают производители гаджетов, контролирующих передвижения ребенка. И, естественно, пользуются ею – предлагают устройства, которое сделает жизнь взрослого чуть спокойнее. Нравится ли детям неусыпный контроль? Вспомним: у любого из нас в детстве были свои тайны от родителей. Мы бывали там, куда нам не разрешали ходить. У нас, у маленьких, была своя жизнь.
При этом камеры в метро, которые тоже отслеживают каждый наш шаг, помогают в решении сложных ситуаций. Известен случай, когда ребенка кто-то обидел в метро. Так вот его маму быстро нашли по камерам. Другая хорошая история – островки безопасности в метро. Ведь ребенок может оказаться один, выйти не на той остановке, испугаться, расстроиться. Островок – то место, где его заметят и ему помогут.
Бывает ли идеальное детство?
Детство всегда связано с подготовкой к взрослой жизни. Крестьянский ребенок учился доить корову, чтобы потом помочь матери. Сегодня маленький человек учится читать, потому что обществу необходимы грамотные люди. Поэтому оно лишает детей возможности двигаться, сажает за парты и покрикивает, если кто-то отвлекся на уроке.
Представления о том, что прекрасный мир детства – это мир игры и друзей, возникли только в середине XX века, раньше так не думали. Можно ли сказать, что такое идеальное детство сегодня? Сложный вопрос. Для ребенка важно многое попробовать. Нужны разнообразные впечатления, возможность выбора, самостоятельность. И то, что уж совсем не поощряется в школе – возможность ошибки.
Родители, прошедшие через опыт нулевых, очень боятся, что их дети будут «лузерами». «Успешность» – вот заклинание сегодняшнего дня. Надо ли готовить ребенка к встрече с миром, который не ласков, к трудностям впереди? Катерина Поливанова говорит: «Мне кажется, что чем больше хорошего, радостного, доброго будет у ребёнка в детстве, тем легче ему будет встретить трудности. Не надо с пелёнок готовить его к жестокому миру».
Взрослые дети
Часто говорят о более позднем развитии современных детей, особенно в мегаполисах. Да, ребята стали поразвязнее, повеселее, попрактичнее, но при этом они достаточно долго остаются детьми. Даже граница молодежного возраста была поднята до 35 лет.
Но дело в том, что на самом деле граница между ребёнком и взрослым смазана. И проблема не в том, что она сдвинулась на более поздний возраст. Ребенок-тик-токер может зарабатывать деньги, то есть выполнять функции взрослого. А взрослый мужчина сорока лет жить с мамой – и не потому, что он маменькин сынок, просто так удобнее. Или, к примеру, раньше женщина начинала рожать в 18 лет, и вся ее жизнь была посвящена материнству. А сегодня она рожает позже и меньше, у нее огромное количество возможностей. Она может выйти замуж, родить и развестись, вернуться к родителям, пойти учиться – и опять таким образом стать ребенком. ГВсе мы немножко дети, если задуматься.
Согласны с мнением эксперта? Поделитесь мнением в комментариях. Подписывайтесь на наш канал в Telegram – там еще больше интересного 🙌
------------------------------------------
Также может быть интересно: