Greg Osby «St. Louis Shoes» (Blue Note, 2003)
*****
2003 — тоже уже история! Двадцать лет назад в московском журнале Stereo & Video главный редактор «Джаз.Ру» Кирилл Мошков опубликовал рецензию на новейший для того момента альбом, который на влиятельном джазовом лейбле Blue Note выпустил интереснейший музыкант-экспериментатор — саксофонист Грег Осби. Название альбома — любопытная игра слов, на расшифровку которой в рецензии для «Стерео и видео» не хватило места: рецензии в бумажном журнале должны были быть строго определённого объёма. С одной стороны, в истории джаза есть мелодия, которая ещё лет сто назад стала одним из первых «джазовых стандартов», т.е. музыкальных тем, которые знали и без дополнительной подготовки могли сыграть все музыканты — «St. Louis Blues» Уильяма Кристофера Хэнди, первого профессионального композитора-афроамериканца, создавшего ещё в 1910-е гг. мелодии со словом «блюз» в названии. «Сент-Луис Блюз» буквально значит «тоска в городе Сент-Луис». С другой стороны, Луис — полная форма имени Луи (в русской традиции Людовик), имени, которое носил не только Людовик XII Святой, в честь которого назван Сент-Луис и во имя которого освящён католический кафедральный собор в Нью-Орлеане, но и один из самых известных уроженцев Нью-Орлеана — джазовый трубач Луи Армстронг, первопроходец искусства джазовой импровизации. А с третьей стороны, в английском языке есть идиома «to fill someone’s shoes» — буквально «влезть в чьи-либо ботинки», то есть занять чьё-то место. Так вот эта игра слов — буквально «Ботинки Святого Луи» — подразумевает не только созвучие с названием мелодии «Блюз Св. Луи», но и готовность занять место этого самого Луи, то есть пойти по следам великого Армстронга. Ну и, наконец, есть и четвёртая нота в этом трезвучии: саксофонист Грег Осби родился именно в Сент-Луисе!
Один из ведущих джазовых мыслителей в своем поколении примерно сорокалетних (то есть теперь уже 60-летних. — Ред.), альт-саксофонист Грег Осби может быть назван самым выдающимся математиком среди джазовых музыкантов наших дней. Его игра всегда основана не на интуиции, а на концепте, на расчете, на точно выстроенной и глубоко подготовленной модели — идёт ли речь о его ранней работе в рамках сугубо математического экспериментального движения M-Base (см. нашу более раннюю публикацию об этом движении. — Ред.), или о попытках преодолеть неджазовую природу струнного квартета в альбоме двухлетней давности («Symbols Of Light (A Solution)», Blue Note, 2001. — Ред.), или о глубочайших гармонических изысканиях в дуэте с ещё одним примечательным нью-йоркским «математиком» — пианистом Джейсоном Мораном.
При этом Осби — один из глубочайших знатоков истории джаза, который не отталкивается от наследия титанов прошлого, а базируется на них. Он, если можно так выразиться, знаток джазовой текстологии — и текстологическая сторона поначалу кажется превалирующей в этом альбоме, наполненном в основном великими джазовыми сочинениями не просто прошлого, а иногда очень далекого прошлого — 20-х или даже 10-х годов прошлого века. В альбоме присутствуют, страшно сказать, такие монструозные по хрестоматийности и заигранности темы, как «Summertime» Джорджа Гершвина и «St. Louis Blues» У.К. Хэнди! В сочетании с присутствием второго основного солиста — трубача Николаса Пэйтона — ожидаешь ужасно серьёзного прочтения замшелой классики... и ошибаешься.
С первых же звуков эллингтоновской «East St. Louis Tooddle-Oo» и экспериментатор Осби и, что самое неожиданное, традиционалист Пэйтон сталкивают лбом ранне-свинговую природу исходного текста и свой собственный головоломно постбоповый импровизаторский язык с его неожиданными альтерациями и инвертированием гармонических структур — аж дух захватывает, а уж когда они всаживают прямо в середину эллингтоновского текста головоломный, почти авангардный унисонный ход длиной в полкилометра, живо вызывающий в памяти аж самого Энтони Брэкстона периода 1970-х — приходится признать, что мы имеем дело с одной из самых любопытных работ в современном акустическом джазе, в которой столь долго изыскиваемая связь между давней, хрестоматийной историей джаза и его напряжённой борьбой за творческое выживание в современности наконец не то чтобы найдена — находили-то её многие — но более или менее убедительно доказана.
Ошеломляет лаконичностью и мощью версия «Bernie's Tune» Либера и Столлера, в которой заявленная Джерри Маллиганом и его квартетом в 1952 г. идея гетерофонного, одновременного (как в раннем джазе) развития двух свободных импровизационных линий представлена не просто в развёрнутом, но в сокрушительно убедительном виде.
А завершает альбом тот самый «St. Louis Blues» — такой исконно-посконно блюзовый по духу (при своей не очень-то блюзовой форме: в оригинале Хэнди форма была намного сложнее, чем традиционный 12-тактовый блюз!), такой современный, такой неожиданно страстный и в то же время насквозь интеллектуальный, что рецензенту ничего не остаётся, как снять перед Грегом Осби шляпу.
© Кирилл Мошков для Stereo & Video, 2003