"Милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умершего не лишай милости." (Сир. 7: 36).
7 октября в этом 2023 году, в последнюю субботу перед праздником Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября) Церковь поминает усопших. Поминовение усопших и посещения кладбищ в субботу перед праздником Покрова распространено лишь в некоторых местностях. В Русской Православной Церкви традиция поминовения усопших и посещения кладбищ в субботу перед праздником Покрова распространена в ограниченном ареале — на территориях епархий в Поволжье, Прикамье, Урале и Сибири, вошедших в состав России после 1552 г. В настоящее время Покровская родительская суббота совершается в Казанской, Вятской, Ижевской и Екатеринбургской епархиях.
"В основе обычая поминать усопших в субботу перед Покровом лежит история взятия Казани. Именно на Покров 1552 года войска царя Ивана IV Грозного захватили город, бывший тогда столицей Казанского ханства. После взятия города по его улицам и стенам был совершен крестный ход, а затем на месте ханской ставки заложен православный храм — ныне Благовещенский собор. Спустя несколько десятилетий после этого митрополит Казанский Гермоген (будущий Патриарх Московский) задался вопросом о молитвенной памяти воинов, погибших при штурме города. 9 января 1592 года он отправил грамоту Патриарху Иову с просьбой установить день их поминовения. С учетом того, что город был взят на Покров, предлагалось сделать это в субботу (традиционный день особых молитв о упокоении близких), ближайшую к празднику. Патриарх Иов поддержал намерение митрополита и 25 февраля 1592 года подписал указ, в котором предлагалось «по всем православным воинам, убитым под Казанью и в пределах казанских, совершать в Казани и по всей Казанской митрополии панихиду в субботный день после Покрова Пресвятой Богородицы». Со временем к этому поминовению присоединились и некоторые соседние регионы. Правда, сейчас Покровская родительская суббота отмечается до, а не после праздника." https://foma.ru/. Если вы живёте в вышеназванных регионах, то можно помянуть усопших вместе с Церковью, а если нет, то можете просто помолиться об усопших особенно в этот день дома. А вообще поминовение усопших предусмотрено каждый день в молитвенном правиле.
Следует напомнить о важности молитв об усопших. Ведь после окончания земной жизни уже нет покаяния. А некоторые умирают, даже не успев покаяться в грехах. И им ничего не поможет, как только молитвы родных и близких. Да и тем, кто посещал храм, молился нужны молитвы. Ведь даже великие святые, умирая, говорили о недостаточности покаяния. Сисой Великий, когда пришло ему время умирать, сказал: "Поистине не знаю о себе, положил ли я начало покаянию". "Усопшие нуждаются в наших молитвах, как бедный в куске хлеба и чаше воды." Святитель Феофан Затворник. Как написано: "не одним хлебом живёт человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа, живёт человек;" (Втор. 8: 3). Молитва - это слово, данное Духом Святым, она необходима усопшим. Ещё Евангелие и Псалтирь можно читать за усопших. Также и милостыню можно подавать за усопших, милостыня склоняет Творца к милости.
Молитвы и милостыни, творимые за усопших умилостивляют Бога и могут изменить посмертную участь души, облегчить страдания, или даже по молитвам Церкви, родных, благодаря милостыням, совершаемым за душу, душа может быть выведена из ада. А если человек находится в раю, то он может молиться за вас. Вот некоторые истории о том, как необходимы наши молитвы усопшим.
"Инок, именем Иуст, живя в монастыре, где братья имели все общее и ничего собственного, скрыл у себя три золотые монеты, и за то после смерти брошен был в помойную яму и зарыт в ней с найденными у него монетами. Но спустя тридцать дней после его смерти, братья, сжалившись над ним, начали совершать за упокой его литургию и совершали тридцать дней. В последний из этих дней умерший Иуст явился родному брату своему Копиозу, даже не во сне. Копиоз с любопытством спросил его: “Что, брат? Каково тебе?” “Доселе худо было мне, но теперь хорошо”, — отвечал умерший."
"Преподобная Афанасия, когда, в сороковой день по кончине ее, сестры, обсчитавшись днями, забыли попросить священника совершить за упокой ее литургию, вечером того же дня явилась в сонном видении игуменьи и обличила ее, как за то, что она забыла сороковой день по смерти ее, так и за то, что она раздавала милостыню за упокой ее не сорок дней, как она завещала, а только девять. И в заключение сказала: “Да будет вам известно, что творимая за душу милостыня и иерейские молитвы умилостивляют Бога: если души усопших грешны, то через это они получают от Бога прощение грехов, а если чисты и праведны, то творящие поминовение сами на себя через это низводят милости Божии”."
"О послушнике, жившем в беспечности"
"Один из богоносных отцев, говорит св. Иоанн Дамаскин, имел ученика, жившего в беспечности. Когда сей ученик в таком нравственном состоянии застигнут был смертью, то человеколюбивый Господь после молитв, принесенных старцем со слезами, показал ему ученика его, объятого пламенем до шеи. Когда же старец его много подвизался и молился о прощении грехов усопшего, то Бог показал ему юношу, стоящего в огне по пояс. Потом, когда благостный муж приложил к трудам своим новые труды, то Бог в видении явил ученика старцу совершенно избавленным от мучений («Слово о почивших в вере» — Хр. чтение, 1827, ч. 26)."
Проявляйте милосердие к усопшим родственникам, друзьям, усопшим, тогда и к вам будет милостив Господь. "Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут." (Мф. 5: 7). А что мы можем? Это поминать усопших родственников, друзей, знакомых в домашних молитвах, читать за них Псалтирь, например, подавать записки на проскомидию, панихиду, участвовать в панихидах, проводимых Церковью, в заупокойных службах, молиться за усопших вместе с Церковью, подавать милостыни за них. А представьте, как будут благодарны вам усопшие, о которых вы молитесь, и которые получают облегчение страданий, или вообще их вывели из ада по вашим молитвам, да и те, кто находится в раю, что помните и любите их, возможно ваши молитвы тоже помогают им совершенствоваться и приближаться к Богу. Не забывайте об усопших родных и близких.
"Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним." (1-е Фес. 4: 13-14).
Источники: https://foma.ru/, https://ru.wikipedia.org/https://koritsa.mybb.ru/viewtopic.php?id=2, https://bible.by/.