Найти тему

Самостоятельное путешествие на Алтай

Алтай давно уже находился в нашем списке мест, обязательных для посещения. И вот наконец-то наша мечта сбылась.

За 2 месяца до путешествия (02.09.23-13.09.23) составили маршрут, распланировали каждый день, купили билеты, арендовали машину и заказали еду в Горно-Алтайск. Сейчас поподробнее про каждый пункт.

  • Аренда авто

После долгого поиска и сравнения цен, отзывов была выбрана компания Алтай-Авто Прокат. Для нашего маршрута лучше всего подходил полноприводный кроссовер, дабы не было страшно (за машину) ездить по горам и бездорожью. Чем подкупила данная компания:

+ нет ограничений на маршруты и, соответственно, доплат;

+ залог возвращается сразу же после сдачи авто;

+ нет вычетов из залога за небольшие сколы и царапины;

+ новые авто;

+ подходящее ограничение по пробегу (250 км в день);

Выбор пал на Renault Duster 2021 года. Аренда на 10 дней вышла 43 000 руб. + 7 000 руб. – залог. Автомобиль забирали не в офисе компании, а где живет один из сотрудников, Виталий (в Горно-Алтайске). Автомобиль был в отличном состоянии. В договоре были зафиксированы все малочисленные повреждения. Виталий нас предупредил о большом количестве камер на скорость на дорогах, а также о рогатом скоте, который любит внезапно выходить на проезжую часть, поэтому посоветовал соблюдать везде скоростной режим, чтобы потом не удивляться внезапным штрафам.

  • Билеты

Билеты вышли на двоих 36 268 руб. из Москвы: туда - прямой рейс, а обратно - с пересадкой в Новосибирске. Летели без багажа: все уместилось в два небольших рюкзака.

  • Проживание

Номера/квартиры забронировали на Островке, а домик в кемпинг-базе "Улаган-Ичи" через WhatsApp, связавшись с администратором.

  • Еда

Питаться решили готовой консервированной едой в фольге от компании "Кронидов" и батончиками (например: мюсли, "Wagon Wheels"), ну и на месте покупали фрукты и другие перекусы в магазинах. Заказали за 3 недели на "Wildberries" еду (и не только) в Горно-Алтайск, чтобы не везти всё из Москвы. Всё пришло вовремя в пункты выдачи.

2 сентября - перелет в Горно-Алтайск

Вылет должен был быть утром 2 сентября, но наш рейс задержали и вылетели мы на 2 часа позже. Летели 4.5 часа, а учитывая еще, что время +4 часа от МСК, то мы приземлились в Горно-Алтайске около 19:00. А нужно было успеть забрать машину, забрать вещи с "Wildberries" и ключи у хозяйки.

Решил с утра из аэропорта позвонить администратору квартиры, чтобы убедиться, что наша квартира ждет нас. Но внезапно оказалось, что квартира занята какими-то гостями хозяйки. Никто нас, конечно, заранее не предупредил. Администратор предложил нам 2 варианта на замену, которые выглядели хуже: пришлось брать лучшее из худшего. Мы решили, что всего одна ночь: можно и потерпеть.

3 сентября - "Чёртов палец"

На этот день было запланировано посещение скалы "Чёртов палец" и переезд до поселка Анос.

Оставили машину перед шлагбаумом и поднимались пешком, проезд на машине платный (300 руб. с авто). Виды открываются по пути обалденные. Все портят машины, которые носятся по скале взад-вперед и от которых летит постоянная пыль, и приходится уходить в сторону. Пеший маршрут занимает 40 минут в одну сторону.

Вид с тропы, ведущей к скале "Чертов палец"
Вид с тропы, ведущей к скале "Чертов палец"

Нам очень повезло, что было немного людей, и мы спокойно пофотографировались, полюбовались видом. Даже урвали момент, когда никого не было, и перекусили, вдвоем наслаждаясь красотами. Проход к самому Чертову пальцу закрыт забором (но через него можно легко перелезть, и никто не следит), т.к. участились случаи падения людей.

Вид на реку Катунь и село Соузга
Вид на реку Катунь и село Соузга
Скала "Чертов палец"
Скала "Чертов палец"

Дальше нам предстоял переезд до мини-отеля "Медовуха", который находится в селе Анос. Вся дорога пролегала вдоль изумрудной Катуни.

Отель "Медовуха" находится в очень красивом месте! Отсюда удобно добираться до острова Патмос, скал "Зубы дракона" и урочища Че-Чкыш. На территории отеля есть баня, бассейн под открытым небом, беседки с мангалами. У номера на крыльце есть столик со скамейкой, чтобы кушать на свежем воздухе и наслаждаться видом. В номере есть все, что нужно: могут выдать фен, есть конвекторы, т.к. ночью становилось прохладно. У домика, где живут администраторы, есть большая веранда - общая кухонная зона, где всегда есть свежий заваренный алтайский чай, чистая посуда, холодильники для еды гостей, кипяток. Номер очень аккуратный и чистый. Администратор Ксения - очень гостеприимная, вежливая и всегда готова помочь.

4 сентября - скалы "Зубы дракона", остров Патмос, Че-Чкыш

Единственный полностью пасмурный и дождливый день в нашей поездке: вот и пригодились наши дождевики. Дождь шел мелкий и противный, но это не испортило наши планы на день. Первый пункт остановки были скалы "Зубы дракона". Проезд по мосту платный: 100 руб. с машины в одну сторону.

Хоть народ и пишет в отзывах к этому месту, что можно пешком пройтись по мосту и сделать фотографии (хотя при въезде на мост установлен знак "Движение пешеходов запрещено"), но мы не пошли.

Чуть проехав поодаль, мы спустились на берег Катуни, откуда открывается красивый вид на реку, мост и сами скалы.

Берег рядом со скалами "Зубы дракона"
Берег рядом со скалами "Зубы дракона"

На мосту к острову Патмос можно сделать красивые фотографии.

В урочище Че-Чкыш местные продают вкусную халву и медовуху собственного производства. Проход к водопаду и смотровым площадкам платный: 150 руб. с человека. До водопада нужно пройти в гору 650 метров.

Урочище Че-Чкыш
Урочище Че-Чкыш
На тропинке к водопаду Че-Чкыш
На тропинке к водопаду Че-Чкыш

Сам водопад Че-Чкыш маленький, но под него можно зайти и получить красивые фотографии.

Водопад Че-Чкыш
Водопад Че-Чкыш

5 сентября - переезд из Аноса в Акташ

День переезда в село Акташ, поближе к новым местам. Путь неблизкий - 5 часов дороги. Дорога с постоянными изгибами, подъемами и спусками.

Таким образом мы добрались до перевала Чике-Тамань. Но стоит оговориться, что, чуть-чуть не доезжая до перевала, мы нашли обзорную площадку с очень красивым видом, который не уступает виду с самого перевала.

Смотровая площадка 662-м километре
Смотровая площадка 662-м километре

На самом перевале очень много припаркованных машин и место надо искать вдоль дороги. Но нужно быть осторожным, т.к. со склонов иногда падают камни (на обратном пути попали в пробку: расчищали дорого от последствий камнепада). Много разных ларьков с сувенирами и продуктами от местных. Долго мы не задерживались здесь.

Перевал Чике-Тамань
Перевал Чике-Тамань

По пути останавливались на перекус на площадке, с которой открывается вид на слияние 2 рек: Чуи и Катуни. На фотографиях плохо видно, что цвет воды разный.

Слияние рек Чуи и Катунь
Слияние рек Чуи и Катунь

А вот и наш автомобиль:

Наш трудяга-автомобиль
Наш трудяга-автомобиль

Мы сначала планировали, что перед Акташем заедем и на Большой Уларский водопад, но выяснилось, что до него пешком путь неблизкий, и было решено перенести посещение этого места на следующий день.

В Акташе мы остановились в гостинице "Горный орел", которая представляет из себя два двухэтажных домика. Мы занимали 1 этаж одного из домиков. Вокруг горы, покрытые густым лесом. Хоть вокруг и полно других отелей/домиков, но все соблюдают режим тишины, и вы не услышите орущих людей или громкой музыки (по крайней мере, в период нашего проживания было так). В номере было все необходимое для проживания. Рядом есть огороженная парковка, дабы не беспокоиться о том, что рогатый скот заденет ваш автомобиль. Единственный минус - суперслышимость, особенно, когда на 2-ом этаже кто-то живет.

Вид с территории нашей гостиницы "Горный орел"
Вид с территории нашей гостиницы "Горный орел"

6 сентября - Большой Уларский водопад, Чуйские меандры

Другое название у водопада - Нижний Карасу. Проезд на автомобиле до водопада платный: 3 000 руб. (с ума сойти!). Путь в одну сторону спокойным шагом занимает 1.5 часа, но это того определенно стоит! Виды на горы по пути открываются удивительные.

Сам водопад крупный и мощный, впечатлений от него получили больше, чем от Че-Чкыша.

Чуйские меандры - первый (но не последний) наш промах. Доверились мы Яндекс Картам и поехали на точку, которая прям так и называлась "Чуйские меандры". Подъехав, мы увидели дорожку ведущую в гору и подумали, что надо всего лишь забраться и перед нами откроется тот самый вид с фотографий. Но как же мы ошибались. Узкая горная тропинка оказалась настоящим испытанием из-за своей крутизны и отсутствия во многих местах чего-либо, за что можно ухватиться. С трудом поднявшись наверх, мы увидели не то, что ожидали: вид кардинально отличался от фотографий в Интернете - мы находились намного ниже, чем нужно.

И нам предстоял обратный спуск, а спускаться, как известно, тяжелее, чем подниматься. Посещали даже мысли, что мы не сможем спуститься. Поиск другого возможно пути для спуска завершился неудачей, и было решено спускаться тем же путем, что и поднимались. Спускались, нам казалось, целую вечность. Пару раз соскальзывали ноги, ломались ветки в руках, за которые мы держались, а вещи из открытых карманов летели быстрее нас вниз. В конце концов мы спустились: ноги ныли от напряжения, но наступило облегчение.

Поэтому не повторяйте нашей ошибки и езжайте сюда, чтобы увидеть полностью меандры.

Изрядно намучавшись, мы поехали в наш номер отдыхать.

7 сентября - Гейзерное озеро, 820 км Чуйского тракта, Курайская степь

На самом деле Гейзерное озеро совсем не гейзерное. Причина незамысловатых узоров на дне - подземные источники, а удивительного цвета - синий цвет глины на дне и прозрачность воды.

Проход к Гейзерному озеру платный (100 руб.). В отличие от всех посещенных мест здесь подход к озеру хорошо оборудованный, и действительно понятно: на что уходят деньги за вход. Поток туристов тут солидный, и поймать удачный кадр нужно постараться.

Вид сверху на Гейзерное озеро
Вид сверху на Гейзерное озеро
Гейзерное озеро
Гейзерное озеро

Проезжая каждый день десятки километров по Чуйскому тракту, мы убеждались, что не зря эта дорога - самая живописная в России и входит в 10-ку самых красивых дорог в мире.

Перед селом Курай мы свернули с дороги и нашли место, где открывается просто потрясающий вид на Курайскую степь и горы со снежными шапками. От таких природных картин тяжело оторваться: можно просидеть весь день, любуясь ими.

Здесь мы вдоволь пофотографировались и перекусили.

Нам показалось, что вид на Чуйский тракт и снежные горы намного лучше с 830 км нежели, чем с 820 км.

830 км Чуйского тракта.
830 км Чуйского тракта.

8 сентября - Марсианские горы

Когда съезжаешь с Чуйского тракта, то дорога ужасная до самих гор: крупный и мелкий камень, вкатанный в землю. 30 минут постоянной тряски (в одну сторону) до "Марса 1". Следует также учитывать, что если были дожди, то реки Кызылчин и Чаганузун становятся полноводнее. Нам повезло, и Кызылчин пересохла, и нам не пришлось пересекать ее вброд. Если переживаешь за свою машину, то можно заплатить местным за заброс до "Марса 3" или "Марса 1" на "Буханке". Цена удовольствия - соответственно. Проезд к "Марсу 1" и "Марсу 2" на своем авто (вход один) - 300 руб. с человека. Человек на входе спрашивает: "Местные ли Вы?". Если отвечаешь "Да", то бесплатно проезжаешь:) Классное разделение!

На что идут деньги, взимаемые за въезд, непонятно: благоустройства ноль, помимо кафе.

Нас не так сильно впечатлили красные горы. Поэтому мы ограничились только "Марсом 1", т.к. пешком до "Марса 2" идти около 1 часа.

Мы на "Марсе")
Мы на "Марсе")

9 сентября - долина реки Чулышман, перевал Кату-Ярык

С утра нас ждал переезд до кемпинг-базы «Улаган-Ичи» (между селом Улаган и Балыктуюль). По пути мы остановились около красивого озера Киделю.

Дорога переменчивая: то положен свежий асфальт, то ее вовсе нет - гравийная.

Выбрали "Улаган-Ичи", так как нужно было место отдыха для поездки до долины реки Чулышман, перевала Кату-Ярык. Место очень тихое - вдалеке от сёл. Встретила нас администратор Наталья - очень общительная, гостеприимная и милая женщина. Печка была натоплена к нашему приезду, поэтому ее хватило до утра, хоть и были заморозки ночью.

Так как переезд занял мало времени, мы решили сразу поехать на перевал. Дорога ужасная, щебень и камни крупные, постоянно трясет: намного хуже дороги на "Марс". И так около 3 часов. Но вид на долину того стоит!

Я такого размаха еще ни разу в жизни не видел. Вид вниз, в саму долину, завораживает.

Вид на водопад Карасу и долину реки Чулышман
Вид на водопад Карасу и долину реки Чулышман

Еще одна фотография с завораживающим видом!

Долина реки Чулышман
Долина реки Чулышман

А это уже мы на перевале Кату-Ярык, откуда открывается такие же волшебные виды на долину.

Обратно было решено поехать не по основной дороге, а по полевой, которая проходила рядом, дабы не трястись всё оставшееся время. И по пути случился второй наш промах: в 2-ух местах дорогу пересекал широкий и сильный ручей. С виду первый брод был неглубокий, и поэтому мы на небольшой скорости через него проехали. Убежденные, что и второй будет таким же, мы пересекли и его, но оказалось, что он глубже, и из-под капота сразу повалил пар. Мы остановились. Я очень переживал, что мог случиться гидроудар у двигателя. Я заглушил двигатель, открыл капот и каково было наше облегчение: причина пара была в том, что вода попала только на радиаторную решетку; все остальные механизмы были сухие. Оставшуюся часть дороги мы доехали без происшествий.

10 сентября – переезд до отеля «Чемал»

Сначала мы планировали, что проведем 2 ночи в кемпинге "Улаган-Ичи", но, так как удалось посмотреть все в один день, да и нам такой вид жилья не по душе оказался, то поэтому утром мы уехали. Было решено, что арендуем жилье по факту, какое нам понравится.

Вернулись в Акташ – искали другой свободный домик/кемпинг: ни один не приглянулся. Поехали в Курайскую степь, чтобы найти домик с красивым видом на горы со снежными шапками, но везде было полно мух в домиках. Нас убеждали, что в это время везде так, хотя это вообще не так!

Очень много домиков, которые издалека кажутся жилыми, но на деле они забиты досками, и на них забили хозяева. Решено было ехать в "Медовуху" (нам там очень понравилось) или искать место по пути. Дорога оказалось очень долгой обратно, около 5 часов. По пути видели страшную аварию с участием фуры и легковушки: сидящие в шоке молодые люди на асфальте. Ближе к селу Элекмонар бензина осталось мало: стали искать заправку. В итоге, одна заправка еще не построена, но Яндексу плевать на это, на другой – только начался прием топлива. В конце концов, мы все-таки заправились.

Мы, голодные, уставшие и злые, решили останавливаться в первых попавшихся гостиницах. В итоге: в первом – нет мест, во втором - нам не открыли, третьим был эко-отель «Чемал». Цена за ночь обескураживающая – 10 000 руб. Но после увиденного номера, мы решили заночевать тут.

11 - 13 сентября - Горно-Алтайск

Эко-отель порадовал нас бесплатным завтраком, большой территорией с качелями, выходом на берег реки Катунь, сауной и бассейном. Выспавшиеся и хорошо отдохнувшие, мы двинулись в Горно-Алтайск. В этот раз с квартирой никаких проблем не было, и нам досталась та, которую мы бронировали и в первый раз (похоже самая лучшая квартира в Горно-Алтайске). Отобедали в кафе "Натали" пельменями с вкусным мясом марала.

12 сентября отобедали в кафе "Фортуна" блюдами из фермерских продуктов и сдали машину. Машину решили не мыть и просто заплатить 1 000 руб., так как комплексная мойка с багажником на нормальной автомойке стоит 800 руб. В общем, бензином АИ-95 заправились на сумму 7 600 руб.

13 сентября только в аэропорту вспомнили, что забыли купить значок (мы собираем значки из каждого города/места). Были только просто и дешево сделанные. Странно, что на заправках мы видели необычные и красивые значки, а в аэропорту - настолько безвкусно сделанные.

И на последок

За раз посмотреть Алтай не удастся, да и такое удовольствие хочется растянуть. Поэтому я советую разделить посещение этого прекрасного места на 2 поездки (как мы и сделали): в 1-ой поездить по моему маршруту, а во 2-ой воспользоваться уже услугами местных по забросу на удаленные точки, куда не доедешь сам на автомобиле из-за слишком сложных и плохих дорог. Большинству таких мест необходимо уделять целый день, например: перевал Актру + Голубое озеро.

Мы ждем возвращения на Алтай с нетерпением!

-31

P.S. Как нам показалось, начало сентября – лучшее время для поездки на Алтай: туристов меньше; больше свободных домиков/кемпингов; на многих локациях бывали моменты, что находились лишь мы одни; нежарко и еще не холодно.