В большинстве статей, посвященных истории села Тургиново, можно прочитать о том, что в начале 16 века оно принадлежало князю Семену Ивановичу Глинскому. Это следует из писцовой книги Тверского уезда 1539/40 г.
Но как бы вы ни старались найти информацию об этом человеке, у вас ничего не получится.
Это имя встречается в работах историков конца 19- начала 20 вв. В «этюде по истории» Ивана Ивановича Лаппо «Тверской уезд в XVI веке. Его население и виды земельного владения», изданном в 1893 году, князь С.И. Глинский назывался владельцем тургиновского поместья.
А вот, что было написано в книге М.Н. Покровского «Русская история с древнейших времен»:
«В Тверском уезде мы встречаем помещика, значит, не наследственного, а вновь возникшего собственника, Семена Ивановича Глинского, владевшего кроме того села, где была его усадьба, 65 деревнями и 61 починком, в которых было в общей сложности 273 крестьянских двора, а при них более полутора тысяч десятин пашни и луга, дававших до десяти тысяч копен сена. Глинский был важный барин, родственник самого великого князя…»
Кем же был этот «родственник великого князя»? В родословии литовских князей Глинских было как минимум два Семена Ивановича. Один из них был внуком основателя рода, татарского князя Алексы из Орды, приехавшего на службу к литовскому князю Витовту и получившему в крещении имя Александр. Этот князь Семен Иванович, живший в 15 веке, стал родоначальником младшей, черкасско-смоленской ветви рода. Он никак не мог быть владельцем Тургиново в 1539 году.
Внуки родного брата Семена Ивановича Иван, Василий, Федор и Михаил Львовичи Глинские в 1508 году после поднятого ими в Литве и окончившегося поражением мятежа перешли на московскую службу к великому князю Василию III Ивановичу. Мать Ивана Грозного, Елена Васильевна, была дочерью Василия Львовича.
Главой рода Глинских был князь Михаил Львович (1470-1534), военачальник и государственный деятель сначала Великого княжества Литовского, а потом Московского княжества. Он владел Малым Ярославцем и Боровском. По другим сведениям, ему принадлежала Медынь, но она могла быть и вотчиной его брата Ивана Львовича. В 1514 году Михаил Львович Глинский был уличен в измене и арестован. После этого Иван Львович утратил политическое влияние. Его сын Александр и другие дети умерли в молодости. Сына Семена Ивановича, владевшего в 1539 году селом Тургиново, у него не могло быть.
Имя еще одного князя Семена Ивановича Глинского можно встретить в книге «Описание документов и бумаг, хранящихся в Московском архиве Министерства юстиции. Книга двадцать первая» 1916 года издания. В ней упоминается документ 1514 г. «Подтверждение князю Семену Ивановичу Глинскому на земли, куплю его у бояр жомойтских Мацка Будревича с сыновьями и Гойлюса Довговиловича, на вечность».
В книге «Акты, издаваемые Виленской комиссией для разбора древних актов. Том XXI. Акты Гродненского земского суда», изданной в 1894 году, в одном из документов говорится о князе Семене Ивановиче Глинском, опекуне и дяде Елены Михайловны Грибовской и Александра Михайловича Глинского. Князь С.И. Глинский отказал в приданом своей племяннице, вышедшей повторно замуж против воли родственников.
Упомянутый Семен Иванович был землевладельцем в Великом княжестве Литовском и не мог состоять на службе у великих князей московских. Вероятнее всего, он был сыном князя Ивана Семеновича Глинского, получившего в 1503 году от польского короля на хлебокормление двор Побоево в Волковысском повете Новогрудского воеводства Великого княжества Литовского, и внуком первого князя Семена Ивановича Глинского.
Отметим, что поместье в те времена было участком государевой земли, которая давалась во временное владение и пользование за службу и на время службы. Служба продолжалась бессрочно, до полной потери трудоспособности из-за ран, увечий или старости. При отставке от службы помещик имел право получить небольшую часть поместья в «прожиток», т.е. в пожизненное владение, также «прожиток» получали вдова и сироты помещика, пожизненно или до выхода вдовы или дочерей замуж. Владелец Тургиново, будучи в 1539 году помещиком, должен был быть еще на государственной службе.
Тургиновское поместье было одним из самых больших в Тверском уезде, его можно было сравнить с владениями тверских наместников, бояр и воевод. Князь Глинский, получивший его, не мог быть неизвестным, ничем не отличившимся человеком, не оставившим о себе никаких сведений. Но имя князя Семена Ивановича Глинского не встречается ни в разрядных книгах, ни в списках бояр. В «Разрядной книге 1475-1605 гг.» из Глинских упоминаются только боярин и воевода князь Михаил Львович, воеводы князья Юрий и Михаил Васильевичи, а также воевода, костромской наместник князь Иван Васильевич.
Все сказанное выше позволяет усомниться в том, что владельцем Тургиново был князь из рода Глинских.
Как такое возможно? Ведь это имя взято из писцовой книги. А действительно ли это так? Давайте разберемся!
Писцовая книга Тверского уезда 1539/40 г. начинается именно с записи о тургиновском поместьи в Захожском стане. Эта книга сохранилась в виде списка (копии) 1570 года, была объединена со списком дозорной книги Тверского уезда 1551-1554 гг. и подлинником писцовой книги владений великого князя Симеона Бекбулатовича в Тверском уезде 1580 года.
Впервые эти рукописи были напечатаны в 1877 году с сокращениями в сборнике «Писцовые книги Московского государства. Писцовые книги XVI века» под редакцией Н.В. Калачова. Полный вариант вышел в 2005 году под редакцией А.В. Антонова в сборнике «Писцовые материалы Тверского уезда XVI века».
И в том, и в другом издании село Тургиново значится владением князя Семена Ивановича Глинского.
А теперь давайте обратимся к рукописи.
К сожалению, список писцовой книги Тверского уезда 1539/40 г. дошел до нашего времени в плохом состоянии. Часть текста первого листа была утрачена, отсутствует правый нижний угол. В настоящий момент в рукописи с трудом можно разобрать: «За князем Семеном» (л.1 об.) «линским село Тургиново…» В сборнике 2005 года читаем: «За князем Семеном [Ивановичем] (Л. 1 об.) Глинским: село Тургиново…», т.е. слово «Ивановичем», взятое в квадратные скобки, считается утраченным, а фамилия – полностью сохранившейся и написанной на обороте листа. Если же внимательно изучить рукопись, видно, что на обороте первого листа четко написано только окончание фамилии - «линским», ее начало – буква «Г», по мнению составителей сборников, – должно было быть написано именно на первом листе и не сохранилось. Документ выложен на официальном сайте Российского государственного архива древних актов (РГАДА) в открытом доступе.
Сейчас, согласно писцовой книге, можно утверждать только то, что владельцем Тургиново был князь Семен «..линский».
Предполагаю, что в издании 2005 года эта часть текста была заимствована из сборника 1877 года. В свою очередь, при подготовке к печати в 19 веке текст первой страницы писцовой книги был неправильно понят. Начало слова «Ивановичем» тогда, вероятно, еще читалось, но была ли в сохранности та часть страницы документа, где была написана первая буква (или буквы) фамилии?
Историки И.И. Лаппо и М.Н. Покровский в своих работах использовали калачовский сборник писцовых книг. Так, И.И. Лаппо отмечал, что его исследование было «основано на изучении трех писцовых книг XVIст. Тверского уезда, напечатанных … с рукописей, хранящихся в Мос. Архиве Министерства Юстиции…», т.е. автор не работал непосредственно с самими рукописями.
Но кем же, кроме князя Глинского, мог быть человек, получивший большое поместье в Тверском уезде, сравнимое с поместьями известных военных и государственных деятелей?
Его имя часто встречается в разрядных книгах. Князь Семен Иванович МИКУлинский (1509-1559) (Пунков-Микулинский), боярин и выдающийся полководец, старший брат князей Дмитрия Ивановича и Ивана Ивановича Микулинских.
О том, кем был этот человек, и почему именно он мог быть владельцем Тургиново в начале 16 века, будет рассказано в следующий раз.