«Не стреляй в воробьев, не стреляй в голубей,
Не стреляй просто так из рогатки своей…»
(с) Ю. Шевчук, «Не стреляй»
Дисклеймер — все рассуждения относятся только и исключительно к пятисерийному фильму Павла Арсенова «Гостья из будущего», снятому в 1984 году. Но не к книге Кира Булычёва «Сто лет тому вперёд» 1977 года, и в целом не к так называемому «Алисаверсу».
В советском детском кинобоевике «Гостья из будущего» положительным персонажам противостоят злые космические пираты. Они настолько круты, что даже без оружия, одним взглядом, в бестелесной форме (когда они только появились из контейнера на складе в Космопорте) мгновенно укладывают двух взрослых здоровых мужчин. Весельчак У в том же Космопорте, опять же, одним только взглядом парализовал деда Павла. А уж когда пираты берут в руки бластер, то начинается пальба направо и налево. Однако многих ли людей эти ужасные пираты убили в этом фильме?
На экране происходит только одно безусловное убийство — робота Вертера в Институте времени. Возможно, именно потому, что перед ними всё-таки не живое существо, а машина, пираты стреляют в него из бластера и в конечном итоге убивают. Стоит заметить, что другого разумного нечеловека, говорящего козла в Космозоо, они не убили. Да и робота Вертера сперва уговаривали отойти с дороги, затем пытались пройти не применяя оружия, и только убедившись, что робот их не пропустит, они стали в него стрелять. Это притом, что в тот момент пираты очень торопились догнать Колю, унёсшего с собой миелофон. Любой бандит в подобной ситуации начал бы палить в ставшего у него на пути человека (не говоря уже о какой-то говорящей железяке) без тени сомнений. Но не эти пираты.
В людей пираты за все пять серий не выстрелят ни разу. Остаётся только подозрительный случай с двумя служащими Космопорта. Неизвестно, убили их пираты или только парализовали. Учитывая общий модус поведения пиратов, а также плавное падение этих двоих (совершенно не похожее на падение безжизненных тел и напоминающее то, как плавно опустился парализованный дед Павел), скорее всего они остались в живых.
Когда пират в облике маленькой девочки пришёл к бабушке Юли Грибковой, он и вовсе ограничился только угрозами, не став применять силу. Весьма показателен допрос Коли Герасимова, когда тот наконец-то оказался у них в руках. Пираты знают, что за ними гонятся, так что времени у них мало. Им нужны сведения, которые есть у Коли. Последний совершенно беззащитен, они могут делать с ним что захотят. Что же они делают? Уговаривают и запугивают, притом не слишком убедительно. И только через какое-то время применяют к нему некий вроде бы негуманный метод, который, однако, не помогает — во всяком случае Коля утверждает, что ничего пиратам не сказал.
Главным свидетельством гуманизма пиратов является их поведение в школе, в которой учится Коля Герасимов. Когда в класс вошла учительница и пират, принявший её облик, понял, что его разоблачили, что он делает? Берёт в заложницы Алису. Учительница падает в обморок, он прыгает из окна. А что бы сделал любой настоящий бандит? Взял в заложники весь класс, разумеется. И принудил Алису и Колю (который тоже в тот момент находится в классе) отдать им миелофон или по крайней мере рассказать, где тот спрятан. Угрожая убивать детей одного за другим, пока не получит требуемое.
Заметим, что Алиса совершенно не боится как самих пиратов (возможно, у неё есть от них какая-то защита или же она просто бесстрашная), так и той угрозы, которую пираты, вооружённые бластером, несут этим детям. Она не боялась этого ни в школе, ни после, во время поиска пиратов. К этим поискам она привлекла одноклассников, то есть была уверена, что если они пиратов найдут, те не станут в них стрелять. И ведь в самом деле не стали. Уже в подвале, убедившись что доступ к машине времени для них перекрыт, они стреляют только по стенам и колоннам. Возникает резонный вопрос — почему Алиса была настолько уверена, что пираты не будут стрелять в людей?
Возможный ответ кроется в словах Полины, которая пришла арестовывать пиратов. Она произнесла: «Именем закона Галактики…». Именно Галактики, а не Земли, Человечества, людей и т.д. Её родное время отстоит от времени Коли Герасимова всего на сотню лет. Допустим, в той реальности земляне изобрели некий сверхсветовой двигатель уже к 2000-му году. Допустим, вскоре началось активное освоение Галактики. Сколько космических кораблей в нём примут участие и сколько планет люди откроют? Допустим, кораблей десятки тысяч (каждый такой корабль заведомо сложнее современной космической станции, так что эта цифра скорее всего сильно завышена) и иных звёздных систем за последующие десятилетия люди посетили… ну, миллионов десять. В нашей Галактике по современным данным около 400 миллиардов звёзд. То есть люди за столь короткий срок (около 80-ти лет) заведомо не смогут даже просто посетить хотя бы одну десятитысячную её часть. О каком же «законе Галактики» при этом можно говорить?
На этот вопрос тоже существует вполне логичный ответ. Люди пришли в цивилизованную Галактику, в которой уже был порядок и закон. Внеземные расы задолго до людей установили в нашей Галактике весьма гуманные по нашим меркам правила, которым подчиняются даже пираты. Пираты в фильме наглядно демонстрируют , что убийство разумного (роботы, похоже, таковыми не считаются) даже для них, казалось бы, стоящих вне всяких законов, заведомо неприемлемо. А люди (то есть некоторые из людей, вроде Полины), были приняты на службу в Галактическую полицию и не более того.