Взлет
Поражение ланкастерцев при Нортгемптоне 10 июля 1460 года отдало в руки Йорков короля Генриха VI. Однако к этому моменту стало понятно, что даже назначение регентом (протектором) не убережет герцога и его партию от новой потери позиций. И в октябре 1460 года Ричард Йорк делает следующий шаг.
В сентябре он высадился в Англии. 7 октября собрался парламент. 10 октября герцог Йорк вступил в столицу. Здесь состоялось его воссоединение с семьей. Но это не главное. Главное, он протянул руки к трону. Причем в прямом и переносном смысле.
16 октября Ричард Йорк предъявил парламенту свои претензии на трон. Они были неплохо обоснованы. Да и как тут обоснуешь плохо, если Йорки происходили от второго и четвертого сыновей Эдуарда III, а Ланкастеры от третьего?
Что тут началось! С одной стороны, претензии Йорка выглядели убедительно. С другой стороны, и Генрих VI узурпатором не был. Он унаследовал трон от отца. Сидел на нем уже почти сорок лет. Ему присягнула вся Англия и герцог Йорк вместе с ней.
Бедные парламентарии. Несмотря на то, что почти все они были сторонниками Йорков, решиться на свержение короля было трудно. В итоге пришли к компромиссу: Генрих VI остается королем, но его наследником назначается Ричард Йорк. Права королевского сына Эдуарда попросту обходят молчанием.
Это решение Генрих VI утвердил 31 октября 1460 года. Что им двигало – говорить можно до бесконечности. Тут и болезнь, и полная зависимость от Йорка, и желание утихомирить наконец страну – всё может быть. Нам неизвестны мотивы Генриха VI, лишившего своего сына права на трон.
Также нельзя решить, что двигало Йорком, который в принципе уже сейчас мог бы сместить Генриха с трона. Указав при этом на пример, поданный Генрихом Болингброком, сместившим Ричарда II. Но Йорк остался в правовом поле и оформил свое возвышение юридически грамотно – через решение парламента и утверждение действующим королем.
Несгибаемые
Тут бы и сдаться остаткам сторонников Ланкастеров. Но их было слишком много – половина страны. И всех их этот переворот вновь оттер от государственной кормушки. А кое-кого и лишил будущего. Например, королеву Маргариту и ее сына. Ланкастерцы не сложили оружия.
Джаспер Тюдор организовал сопротивление в Уэльсе. Королева отправилась в Шотландию выпрашивать помощи от скоттов. Основные силы ланкастерцев собирались в Йоркшире.
Боевые действия на севере открыл граф Нортумберленд, потерявший в сражении при Нортгемптоне сына. Он принялся разорять владения герцога Йорка и графа Солсбери.
Еще раз стоит вспомнить, что Нортумберленд и Солсбери принадлежали к давно враждующим кланам Перси и Невиллов. То есть в большую гражданскую войну продолжала вплетаться их частная война.
Герцог Йорк, видимо, не смог оценить опасность должным образом. Во-первых, он увлекся переговорами в парламенте и упустил время, дав ланкастерцам собраться с силами. Во-вторых, он разделил свои силы.
Только 9 декабря 1460 года Йорк с сыном Эдмундом и графом Солсбери выступил на север. Старший сын герцога граф Марч отправился усмирять Уэльс. Граф Уорик остался сторожить короля в Лондоне.
Первая серьезная стычка произошла 16 декабря между авангардом йоркистов и отрядом герцога Сомерсета у города Уорксоп приблизительно посередине между Ноттингемом и Йорком. Йоркисты потерпели поражение.
Тут бы, может быть, и остановиться герцогу, вызвать подкрепления. Но он продолжил движение вперед и 21 декабря прибыл в замок Сандал примерно в 40 км на юго-запад от Йорка.
Армия несгибаемых ланкастерцев собиралась по соседству в замке Понтефракт – в 11 км к востоку.
Падение
Численности армий Йорков и Ланкастеров сокрыты во мраке времен. Определенно известно только одно: йоркисты значительно (может быть вдвое) уступали ланкастерцам.
Что там точно произошло 30 декабря 1460 года, опять же неизвестно. Источники разнятся в показаниях. Но усредненная по ним картина сражения вырисовывается следующим образом.
Запертые в замке Сандал йоркисты нуждались в припасах и отправили в окрестности фуражиров. Ланкастерцы атаковали эти разрозненные отряды в местности, называемой Уэйкфилд. Тогда герцог Йорк вывел им на помощь войска из замка.
Тут, видимо, произошли хаотичные схватки, в которых исход дела решило численное превосходство ланкастерцев.
Йоркисты потерпели сокрушительное поражение, усугубленное именами павших. Герцог Йорк пал в бою. Его сына Эдмунда закололи кинжалом на Уэйкфилдском мосту. Ричард Невилл граф Солсбери был захвачен в плен, увезен в замок Понтефракт, где ему отрубили голову.
Вообще с 1460 года головы после сражений рубили направо и налево, без суда и следствия. Ожесточение достигло нового уровня. Казни стали обычным делом. Теперь врагов устраняли физически.
Конкретно головы Йорка, его сына и Солсбери выставили в Йорке. В качестве издевки на голову Ричарда Йорка напялили бумажную корону.
Ох уж этот маятник войн Роз – он вновь качнулся и отклонился до предела, склонившись на алую сторону. Но у Йорков оставались еще графы Марч и Уорик. Они продолжали борьбу.
---------
Все публикации на тему Войн Роз в подборке: