Найти тему
Мужские Мысли

Монастырь на Исети

Оглавление
Успенский Далматовский мужской монастырь
Успенский Далматовский мужской монастырь

Введение

1645

Далмат Исетский

Шёл напряжённый 1645 год. Вооружённый татарский отряд, возглавляемый тюменским атаманом Игилеем двигался к Белому городищу. Ясатчий татарин Игилей, уверенной поступью хозяйствующего субъекта, целенаправленно вёл свой отряд через свои обширные и богатые земли к берегу реки Исеть. Целью этого похода являлся не контроль состояния дел в своих угодьях и не сбор налога от сдаваемых в аренду земель, а гораздо более глобальная задача — противостоять распространению православия на татарской земле. На его земле, на высоком берегу реки Исеть, в месте, которое называлось Белое городище поселился один отшельник, которому будет уготовано судьбой основать монастырь — могучий центр православия. Отшельника этого звали Далмат. Игилей, будучи настроенным решительно, собирался погубить отшельника.

Уставшие от длительного пути, Илигей, вместе со своим отрядом, разбили лагерь на берегу реки Исеть, поодаль от пещеры Далмата и заночевали. А ночью, во сне татарину Илигею явилась Богородица и повелела ему: "Старца Далмата не убивать, зла слова ему не произносить и отдать ему всю вотчину с угодьями".

Утром, впечатлённый увиденным и твёрдо отказавшись от своих изначальных помыслов, Илигей явился к Далмату и рассказал ему о чудесном явлении. После, они много говорили и подружились.

Эта легенда должна была внушать верующим силу и праведность православной веры, а также святость старца Далмата — основателя монастыря на Исети.

В 1644 году, в месте своего отшельничества, в устье рек Исеть и Теча, инок Далмат основывает монастырь.

В продолжении этой библейской истории, они крепко подружившись, Далмат и Игилей простили друг другу все обиды и впредь, зла друг на друга не держали. Илигей стал часто посещать своего друга Далмата, всячески оберегал его и снабжал дарами. А через пару лет, в 1646 году, когда кончился договор с арендаторами, Илигей прибыл на Белое Городище со своими детьми и родственниками, взял с собой Далмата, обошёл с ним вокруг своей Приисетской вотчины и, исполняя повеление Пресвятой Богородицы, отдал всю свою землю во влад Далмату. Тем самым став первым благотворителем обители. А в знак особой любви и почитания Илигей подарил ему свои доспехи — шишак и кольчугу, ныне почитаемые как святыни (в настоящее они выставлены в Далматовском монастыре на длительное экспонирование).

Так гласит легенда.

Успенский Далматовский мужской монастырь, монастырь, Советская ул., 174, Далматово — Яндекс Карты
Слушай Смотри Молчи. Проект 2.1. Канал об истории, событиях и людях
Слушай Смотри Молчи. Проект 2.1. Канал об истории, событиях и людях

Становление

1774

Монастырь

-3

Основатель монастыря инок Далмат (Дмитрий Иванович Мокринский) родился в городе Берёзове в 1594 году. В возрасте 48 лет он уходит в монахи и поселяется в Невьянском Спасо-Богоявленском монастыре Верхнетурского уезда. Затем он начинает жить отшельником в пещере на берегу реки Исеть, в месте, которое называлось Белое Городище. Позже в 1644 году в этом месте инок Далмат обустроит монастырь, который будет называться Успенский Далматовский мужской монастырь в честь иконы Успения Пресвятой Богородицы — главной святыни, которую Далмат принёс с собой из Невьянского монастыря.

Первым и самым верным спостником Далмата стал старец Иван из Нижнего Новгорода. Вместе с ним они, одними из первых, поселились и начали обживать Исецкую пустынь. Позже к ним стали присоединяться и другие христиане. Со временем община стала прирастать всё бо́льшим числом сподвижников. Следует отметить, что Исецкая пустынь стала первым русским поселением в долине реки Исеть.

Ольга Юрьевна Красношеина (28.05.1976) — художник-скульптор, член Московского союза художников. Автор скульптуры Далмату Исетскому
Ольга Юрьевна Красношеина (28.05.1976) — художник-скульптор, член Московского союза художников. Автор скульптуры Далмату Исетскому

Тобольский архиепископ Герасим (Кремлёв) благословил строительство первой часовни в монастыре. Которую монахи возвели из дерева.

В 1649 года в монастыре поселился и долгое время жил Тимофей Невежин — основатель города Кургана (подробнее в «Курган. Начало»)

С самого основания монастырь испытывал многочисленные набеги кочевых племён и разорялся. Но всегда восстанавливался.

В сентябре 1651 года произошёл крупный набег войска сибирского царевича Давлет-Гирея. Который был ярым борцом против власти русского царя. В результате все строения были сожжены, многих сподвижников Далмата убили, остальных угнали в плен. По счастливому стечению обстоятельств, преподобному Далмату удалось спастись, его не было в монастыре в это время, а вернувшись, он обнаружил на месте сожжённого монастыря чудным образом сохранившуюся и неповреждённую икону Успения Пресвятой Богородицы. Это был уже второй случай божьего проявления в обители, после этого вера подвижников только окрепла. К Далмату стали приходить всё новые и новые последователи и монастырь вновь был восстановлен.

Алексей Михайлович (1629—1676) — русский царь (1645—1676)
Алексей Михайлович (1629—1676) — русский царь (1645—1676)

Однако становилось очевидным, что монастырю была нужна защита. И в 1651 году монахи обители обращаются к царю Алексею Михайловичу с прошением о защите монастыря и передаче ему прилегающих земель. Через долгих 8 лет, 17 мая 1659 года царской грамотой поселение Исецкая пустынь была переведена в состав земель монастыря, а тобольскому воеводе была предписана охрана монастыря. К этому времени сын Далмата Исаак, приняв монашеский постриг, становится первым игуменом монастыря.

В период с 1662 по 1664 годы монастырь претерпевал неоднократные набеги кочевых племён и разорялся. Особенно яростно разоряли земли монастыря вооружённые отряды знаменитого предводителя башкирского восстания Сары Мергена. Однако укрепительный пункт они взять не смогли.

В период с 1705—1719 годы, при игумене Исааке, был возведён каменный Успенский собор с придельной Димитриевской церковью и колокольней. Позднее, к 1763 году вместо деревянной, была возведена каменная стена монастыря с башнями. Которая значительно укрепила оборонительный потенциал. В результате монастырь смог выдержать осаду восставших крестьян, так называемая «Дубинщина» (1762—1763 годы) и штурм трёхтысячного отряда Емельяна Пугачёва в 1774 году («Пугачёвщина»). По свидетельствам летописцев эта осада длилась около 20 дней. Этому событию русский писатель Дмитрий Мамин-Сибиряк посвятил свою повесть «Охонины брови», которая была опубликована в 1892 году.

Развитие

1994

Возвращение к устоям

XVIII век ознаменовался развитием естественных наук. В период после кровавых бунтов и многочисленных пожаров в монастырь приходит образование. С этого момента наступает особый этап духовного развития монастыря. Обучение принимает системный характер

В 1761 году открывается первая духовная семинария, а в 1816 году — уже уездное духовное училище. В 1884 году открывается полноценная церковно-приходская школа со своим книгохранилищем.

В Далматовском духовном училище в разные годы воспитывались:

  • начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин;
  • русский поэт, доктор философии, декан отделения словесных наук Московского университета, домашний учитель М.Ю. Лермонтова А.Ф. Мерзляков;
  • русский физик и электротехник, профессор, изобретатель в области радиосвязи (изобретатель радио), почётный инженер-электрик, статский советник А.С. Попов;
  • русский врач и писатель, организатор Томского университета, потомственный дворянин, почётный гражданин Томска В.М. Флоринский;
  • русский полярный исследователь, путешественник, этнограф, писатель, журналист, основатель «Общества правильной охоты» К.Д. Носилов.

В период с 1871 по 1881 годы в монастыре строится церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» , к которой в 1896 году, над могилой преподобного Далмата, пристраивается каменная часовня-усыпальница.

Успенский Далматовский мужской монастырь. Воспитанники Далматовского духовного училища
Успенский Далматовский мужской монастырь. Воспитанники Далматовского духовного училища
Успенский Далматовский мужской монастырь. Церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» и часовня-усыпальница над могилой преподобного Далмата
Успенский Далматовский мужской монастырь. Церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» и часовня-усыпальница над могилой преподобного Далмата
Успенский Далматовский мужской монастырь. Церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость»
Успенский Далматовский мужской монастырь. Церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость»
Успенский Далматовский мужской монастырь. Церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость»
Успенский Далматовский мужской монастырь. Церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость»
Успенский Далматовский мужской монастырь. Церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость»
Успенский Далматовский мужской монастырь. Церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость»

Кроме основателя, в монастыре похоронены сын Далмата архимандрит Исаак, дядя архимандрита Антонина (Капустина) епископ Екатеринбургский Иона (Капустин), зауральский краевед, просветитель и писатель А.Н.Зырянов.

После Великой Октябрьской революции, в начале 20-х годов, монастырь был переоборудован в музей, службы прекратились с церкви снесли купола. Главная святыня — чудотворная Далматская икона Божией Матери была утрачена и по сей день не найдена.

В годы Великой Отечественной войны в корпусах монастыря был расположен госпиталь и учебный центр усовершенствования командного состава.

В 1945 году, в послевоенное время, на территории святой обители создаётся завод «Молмашстрой». И монастырь начинает стремительно менять свой облик. Для обустройства проезда была разобрана часть стены рядом с северными воротами. А при строительстве нового цеха были разобраны северо-западный бастион и зубцы с северо-западной и восточной стен монастыря. На месте монастырского парка был построен механосборочный цех. А в 1988 году завод «Молмашстрой» переименован в завод «Старт».

6 мая 1992 года монастырь, после долгих лет забвения, вновь открылся, начались проводится службы. На Священном Синоде, одновременно с решением о возобновлении духовной жизни монастыря, утвердили его наместником игумена Василия (Ожерельев).

В 1994 году в результате очередного пожара, в монастыре сгорели юго-западные корпуса. Но монастырь вновь восстановили.

Архитектура

2012

Реставрационные работы

Изрядно потрёпанная годами лихолетий архитектурное убранство монастыря в настоящее время представляет собой довольно убогое состояние

Фундаменты стен и башен разрушены, крыши и отмостки в неудовлетворительном состоянии. Юго-восточная башня сильно накренилась. В настоящее время в монастыре проводятся вялотекущие восстановительные работы. Но для должного восстановления архитектурного ансамбля этих тщедушных усилий явно недостаточно.

Святой источник

2014

Возрождение души

История монастыря окутана легендами — легендами о преподобном Далмате. Существует легенда об основании монастыря, о божественном проявлении его главной святыни и о чудесных свойствах источника святой воды тоже есть придание

По приданию, сразу после основания монастыря, в середине XVII века, в месте, где располагалась землянка Далмата пробился родник — чудотворный источник святой воды. Народная молва приписывает чудотворные свойства этой воды — она дарует людям долголетие. Источник этот долгие годы был популярен у паломников. И, якобы, сам Далмат пил воду из этого родника, потому и прожил более 100 лет.

В годы лихолетий и гонений люди утратили веру забыли господа. И родник угас, перестал бить и приносить людям долголетие. Но стоило возродиться вере человеческой, стоило только возродиться монастырю, как святой источник вновь пробился.

Так гласит легенда.

Успенский Далматовский мужской монастырь. Святой источник
Успенский Далматовский мужской монастырь. Святой источник

В настоящее время над Святым источником обустроена деревянная часовня с купелью. А вода стекает ниже, образуя небольшое болото, откуда далее попадает в реку Исеть.

Заключение

2021

Святыни

Главной святыней монастыря являются мощи преподобного Далмата Исетского. Дополнительно к ним, в специальной раке с сенью, размещены 100 частиц мощей угодников Божиих

Главная икона монастыря — икона «Торжество Пресвятой Богородицы». Кроме того в монастыре храниться шлем и кольчуга Далмата Исетского, подаренная ему его другом — тюменским татарином Игилеем.

Ежегодно с 29 июля — 6 августа проводится традиционный крестный ход Курган-Далматово, посвящённый годовщине обретения мощей Далмата

Это история монастыря — история возрождения, протяжённостью более 300 лет. Иносказательная история возрождения духовности как символа бессмертия.

Успенский Далматовский мужской монастырь. Цитата Н.В. Гоголя
Успенский Далматовский мужской монастырь. Цитата Н.В. Гоголя

Материалы по теме