Французский художник-реалист Эмиль Фриан жил во второй половине XIX — первой трети ХХ веков. Это был период бурного развития новых направлений в изобразительном искусстве, начало чему положил импрессионизм, а затем возникли другие модернистские и авангардные течения. На их фоне творчество Фриана твердо удержалось в рамках реалистической живописи. Художник писал как портреты, так и сюжетные полотна, и я хочу привести четыре из них, где присутствует какая-то драматическая, а то и трагическая, коллизия.
Подписывайтесь на интереснейшие каналы моей жены: Лидия, неисправимый гуманитарий, а также Личное мнение о людях и события
В зловещих красных тонах, намекающих на то, что сейчас будет пролита кровь, написана картина "Казнь". На переднем плане — преступник, дико взирающий на гильотину, к которой его ведут. Через несколько минут его голова отделится от тела. Неизвестно, какое преступление он совершил, его конвоируют солдаты, вокруг много военных. Возможно, это военный преступник. Пожилой священник пытается как-то утешить приговоренного, но тот, кажется, его плохо слушает, все его внимание обращено к зловещему сооружению.
А там его ждут палачи — господа в цилиндрах. Они неукоснительно выполнят волю государства.
А эта картина совсем не кровожадная, но полна внутреннего драматизма. Какие-то мужики спорят о политике. Похоже, это простые крестьяне, но, как видим, живо интересующиеся актуальными событиями. Наиболее активный из них читает газету и пытается убедить своего оппонента в чем-то, а тот даже отвернулся, чтобы показать бессмысленность этих попыток и свою непреклонность.
Очень живая картина, буквально остановленное мгновение. Кстати, Фриан часто использовал фотографии при написании своих картин.
Картина в траурных тонах. Что тут скажешь... Мрачный сюжет. Седая женщина склонилась над только что зарытой могилой. Судя по всему, это мать похоронила своего ребенка, пусть уже и взрослого. Все персонажи в черном, что создает мрачный колорит, передающий трагичную атмосферу картины.
Здесь мы видим рисунок, не картину. Но сюжет уникальный. Дело в том, что изображена на фоне санитарного самолета Мари Марвингт (фамилию произносят еще как Марвэн) — знаменитая француженка, одна из первых женщин-авиаторов, альпинистка, первой покорившая вершины Западных Альп, медсестра и журналистка. Она была одной из организаторов Международного конгресса по медицинской авиации, учредила организацию «Друзья медицинской авиации». На своем самолете, который она превратила в санитарный, Марвэн прилетала к больным и раненым, многим людям так помогла.
Замечательная, конечно, личность. Жаль, что Фриан не написал полноценную картину, а сделал только рисунок.
Читайте еще на моем канале:
"Охотники за искусством": как советские коллекционеры спасали "декадентское" искусство