Всем известно, что хочешь иметь здоровое тело — ходи в спортзал, на йогу или хотя бы делай утреннюю гимнастику. А вот о том, что чтобы поддерживать в тонусе свой мозг, надо точно так же регулярно его тренировать, человек почему-то забывает.
И напрасно.
Не помню точную цитату, но нейролингвист Татьяна Черниговская говорила что-то вроде этого: лучшее лекарство для мозга — это трудная работа. Пойди поспорь!
Зачем утруждать мозг?
Хорошо, трудная работа.
Но зачем она?
Ведь мыслим же мы каждый день. Что-то читаем, что-то говорим, анализируем события, делаем выводы и т.д. Получается, работает мозг! Работает ежедневно, без передышек.
Зачем его еще больше утруждать?
А ответ прост. Если мы свой мозг не будем периодически встряхивать, то он атрофируется.
Ну то есть не совсем умрет, конечно. Какая-то (сейчас совсем ненаучно, а по-простому) «извилина» будет работать по заученному сценарию, а вот остальные помаленьку будут приходить в негодность.
Отсюда и сужение и круга интересов, и интереса к жизни в целом.
Чтобы не превратиться в Сергея Юрьевича Белякова на диване, нужно тренировать свой мозг. Регулярно и качественно. Прокачивать то одну «группу мышц», то другую. И идеально — разными подходами и способами.
Один из таких способов — стихотворный.
Почему сочинение стихов — это отличная зарядка для ума?
Абсолютное большинство из нас думает и говорит прозой.
Трудная ли это работа? Нет, удобно же, понятно. Знакомо. А значит, легко.
Разумная мысль! А когда «на коне» разум и логика, где-то грустит наше правое, т.н. творческое полушарие. Так вот, чтобы отрегулировать такой дисбаланс, — вы уже знаете — надо время от времени давать второму полушарию нестандартные, необычные задачки.
Вот вам пример такой задачи: попробуйте раз в неделю писать стихи на заданную тему.
Любую. Например, «Что я вижу за окном?».
Вот прямо садитесь, берете лист бумаги и ручку и начинаете складывать увиденное в рифму.
Что я вижу за окном?
Вижу, что уже темно.
Фонари давно горят.
Мне «здорОво» говорят.
(Стих-зарядка, автор я)
Как думаете, где больше трудозатрат?
Там, где вы прозаично заметили «Ну и темнота...» или, пусть и после неимоверных мук творчества, выдали стишок?
Пишите ответ в комментариях :)
Правил в этом задании почти нет: можно писать в любое время суток, можно менять количество строчек, можно вдохновляться всем, чем угодно. Главное, выдавать информацию не шаблонными фразами, а стихами. То есть усложнять работу.
И чем нелепее, нескладнее и смешнее будут рифмы, тем лучше.
Зачем писать смешно и нескладно?
По крайней мере по трем причинам.
- Ну, потому что вы (наверно) будете работать не для конкурса, а для себя, и опасаться, что вас «поднимут на смех», не стоит.
- А еще потому, что этот самый смех продлевает жизнь.
- А еще потому, что мы, взрослые, уж больно любим все усложнять, и, как бы парадоксально это ни звучало, нам так легче жить.
Художники-академисты говорят, что им проще написать вторую «Джоконду», чем повторить каракули годовалого ребенка, и в этом кроется большая беда.
Потому что свобода и любовь к жизни — она как раз в «каракулях». А мы с возрастом обвешиваем их кучей смыслов, ограничений, фильтров, а потом... «Ой, ну какое творчество? Я солидный, взрослый человек, и вообще я математик, некогда мне вашими глупыми стихами заниматься».
И вот говорит так человек, и вроде правда солидный, а глаза-то такие... грустные.
В общем, не ленитесь сотворять стихотворения в любой непонятной ситуации. И чем примитивнее — тем лучше!
Один откровенно тупой стишок — и минус одно ограничение.
Казалось бы, причем тут Пушкин?
Ну а если вы до сих пор считаете, что писать стихи не ваше, ведь это не всем дано, и вы, в конце концов, не Пушкин, то я напомню, что гений Пушкина в том и состоял, что он упростил так называемый «высокий штиль» и сделал русский язык доступным для всех слоев населения.
Другими словами, то, что ранее считалось не то что глупым и смешным, а вообще недостойным внимания, поэт сумел сделать классикой литературы. Так чего же стесняться вам?
Тот парень с бакенбардами, по-детски свободно не стеснялся играть с языком. Вворачивал в свои стихи, поэмы и сказки такие выраженьица, которые до него считались низкими, простонародными, даже унизительными для высших сословий.
Сравните это:
Прибежали в избу дети
Второпях зовут отца:
«Тятя! Тятя! Наши сети
Притащили мертвеца».
«Врите, врите, бесенята, —
Заворчал на них отец. —
Ох, уж эти мне робята!
Будет вам ужо мертвец!»
(Пушкин, 1825)
вот с этим:
Кое трезвое мне пианство
Слово дает к славной причине?
Чистое Парнаса убранство,
Музы! не вас ли вижу ныне?
И звон ваших струн сладкогласных,
И силу ликов слышу красных;
Все чинит во мне речь избранну.
Народы! Радостно внемлите;
Бурливые ветры! молчите:
Храбру прославлять хощу Анну.
(Тредиаковский, 1734)
Есть разница?
Безусловно!
И тем она любопытнее, что предшественник Пушкина Тредиаковский в свое время натурально целовал ручку императрице и был не обижен деньгами и почетом…
А помним-то мы не его, а Пушкина. И не просто помним, он — наше все.
Мы понимаем его спустя 200 лет и вообще-то прямо сейчас говорим на языке, им созданным. При том что когда-то над этим в свете языком и подхихикивали, и не принимали, и все такое прочее.
Подытожим
- Мозг важно и нужно регулярно тренировать, чтобы он оставался живым.
- Один из трудных, нестандартных способов — сочинение стихов.
- Стихи может сочинить каждый, и чем смешнее и нескладнее — тем лучше по целому ряду причин.
Пробуйте рифмовать и делитесь своими шедеврами!
А в помощь вам — классная практика, помогающая расписаться, да еще и поставить на место внутреннего критика:
Спасибо!
Благодарю вас, друзья, за то, что приняли мою просьбу в предыдущем посте и хорошенько подняли активность канала. Вы даже не представляете, как я ценю ваш отклик.
Буду творить для вас и с вами дальше с еще большим воодушевлением.
До новых встреч!