Есть в Луховицком районе Московской области местный аттракцион. Точнее, аттракционом его считают заезжие туристы, а для жителей это обычный транспорт. Ну вот как метро для москвичей. Правда, в отличие от проезда на метро паромщики катают желающих бесплатно, чисто на налоговые отчисления. Неслыханная редкость по нынешним временам.
Паромов в районе аж целых 3 штуки, один из них, в Ловцах, считается круглогодичным (вода в том месте не замерзает), по факту же работает как повезёт - то уровень воды неподходящий, то ветер, то паром в ремонте. Два других, в Белоомуте и Дединово, останавливаются, как только начинает идти ледяная крошка. По весне разлив тоже мешает работе.
Графиков несколько. Есть официальный - указанный на информационном щите, с привязкой к приезжающим автобусам. И неофициальный, "по заполнению", т.к. иначе всех желающих на личных машинах не перевезешь. Для белоомутского парома это раз в полчаса днем и раз в час ночью. Иногда могут быть небольшие изменения из-за проходящих по реке барж, сразу вызывающие огромное недовольство местных жителей)
Если условия позволяют, поездка на пароме приятна. Даже в холодную ноябрьскую ночь можно найти в этом некое удовольствие.
Но сейчас еще не ноябрь, а бабье лето, и самовнушения никакого не требуется.
Подходим к парому, на сей раз около поселка Белоомут. Работники что-то делают с электрикой. Кажется, только что опускали пандус. Уровень воды осенью понижается, приходится его регулировать.
Вид на обе пристани. На берегу сохранилась советская еще окраска "под волны". Периодически ее обновляют. Приятно.
Подходит почти пустой (для середины буднего дня это нормально) паром. Грузовики не перевозят, с ними старенькая баржа, толкаемая катером, уже не справляется.
Выгрузка, загрузка, и - обратно. На этом берегу паром не задерживается.
Посередине баржи есть помещение, разделенное надвое. Левая часть принадлежит паромщикам, там они отдыхают, греются, обедают, в картишки ночью играют (наверное). Правая - для пеших пассажиров, приехавших автобусом. Можно спрятаться от ветра или дождя.
Светильник вон повесили. То ли недавно, то ли он в принципе никогда не включается. Сколько не езжу, в каморке темно.
Паромщики обогреваются дровами. Зимой здесь лежит запас поленьев.
Приехали. Кажется, я слишком активно снимала, паромщик решил от греха подальше затянуть все имеющиеся причальные тросы. Или сыграло роль то, что на пароме ждет выгрузки скорая.
Была как-то раз в этом месте история: из-за использования только одной причальной цепи вместо двух грузовик, переезжавший с парома на берег, ухнул в образовавшуюся щель. Но это было давно. С тех пор и тяжелогрузы не ходят, и паромщики о происшествии забыли.
А толкает бывшую баржу вот такой катерок:
С учетом того, что от сноса течением паром удерживает трос, силы катера хватает для перемещения такой махины.
И немного фотографий с других паромов.
Дединовский:
Кстати, Дединово очень интересное село, пожалуй, самый интересный населенный пункт в Луховицком районе. Здесь когда-то во времена Петра I был построен первый русский военный корабль. В селе есть памятник этому событию и полноценный музей. Кроме того, сохранилось много старых домов, некоторые из них имеют статус объекта культурного наследия.
Паром в Ловцах:
А закончу видами с борта белоомутского парома. Днем это просто широкая река:
Вечером же Ока в этом месте - пиршество для глаз. Закаты на реке, особенно когда изгиб ее позволяет смотреть точно на запад, всегда великолепны. Поэтому стараюсь подгадывать возвращение именно к моменту захода Солнца.
Хорошая штука паром. Жаль, непостоянная. В разлив не ходит, зимой в целом тоже.
И если весной вместо парома частично работает катер для перевозки пассажиров, то зимой, увы, альтернативы нет. Переправ на льду уже не делают, боятся.
Так что зимой в эти края ездить из Луховиц не рекомендую. Проще из Москвы или хотя бы Коломны.