Автор: Крыс Питерский (и Мыська)
Доброго времени суток, друзья! Не изменяя своей традиции - мы с Мыськой пришли к вам на пятничные посиделки.
Вообще-то планировали мы сегодня поговорить о направлениях иудейской религиозной мысли периода Иосифовича. Преинтереснейшая тема, преступно проигнорированная нами ранее в процессе "библеистского месяца".
Но звезды сложились так, что ныне нам приходится лечить последствия предыдущего лечения, так что настроение слегка смазанное и копаться в серьезном не тянет. Зато коллега Всеволод подкинул нам зело благодатную идейку, которую мы с Мыськой одобрили, тщательно выкурили и расширили.
Итак, поболтаем сегодня за разные трансформации и байки христианства на низовом, таксказять, уровне. Да-да, про иудину осину, клестовый клюв и все это. Будет несерьезно - и надеемся, интересно. Ну, а для настроения, вот вам хорошей песни:
Не обойдется без нудного дисклеймера. Среднестатистический обыватель (дзенский в особенности, извините) прямо таки помешан на "настоящем". Не в смысле временных категорий, а в смысле истинности.
"Настоящий борщ", "настоящая шашка", "настоящие воины" - мы по всему этому уже проезжались, если помните. С "настоящим христианством" та же история. К величайшему сожалению пуристов, мы - глубоко уважая концепцию "глобальной истории" (обязательно надо будет про нее рассказать по случаю), считаем, что пресловутые храмовые бабки такая же часть христианства, как и очаровательные пассажи Григория Богослова.
Спору нет, прелестно было бы посиживать в башне из слоновой кости, попивая кагор и почитать тру-христианством только лишь творения номиналистов. Или идеалистов. На крайний - реалистов.
Но в живом историческом процессе все иначе. Хотите вы того, или нет - с точки зрения историка христианами являются те, кто считают себя таковыми. Периодически случаются казусы, но тут мы можем сорваться на разговоры о нашей дипломной теме. Поверьте, это скучно. Остановимся на заявленном тезисе.
И вот эти самые считающие себя христианами, напомним - в основной массе не то чтобы гиганты мысли. Напомним, средневековый человек в основном (сильно в основном) это крестьянин, позавчера вылезший из землянки. Но не до конца. И единственный его источник знаний о великом и возвышенном - проповеди сельского пресвитера, который с вариантами чуть раньше - но из той же землянки выполз. В общем, не стоит удивляться что "народное" христианство имеет мало общего с раззолоченными патрологиями и изумлениями Григория Нисского.
Тут, к слову, сделаем лирическое отступление. Знали ли вы, друзья, что вопреки стереотипам, на протяжении классического средневековья Папа боролся не с ведьмами, а с верой в их существование? Вполне логично, к слову - все это ваше колдовство было по сути рудиментом язычества, а с язычниками дружбы нет. Вот такой вот политпросвет)
В общем, если хочется действительно поговорить за христианство - приходится выйти из собора, забыть про мистические восторги Экхарта и просто прогуляться по улице. Чем мы уже и займемся.
- Христова биология
Бесконечная тема если честно. Вдохновленные фабулой истории Иосифовича крестьяне придумывали байки про участие тварей Божьих в ней как из пулемета. Вот лишь часть.
Есть такая птичка - клест. С весьма специфичной формой клюва. И появилась она не просто так. Как гласит молва, к распятому Спасителю слетелись птички и пытались вытащить гвозди из креста. Ясен пень, ничего не получилось, но усердие оценили. С тех пор клест такой красивый.
Счастья, правда, птичкам это принесло маловато. По свидетельству Брема (того самого), мумифицированная тушка клеста считалась у крестьян лучшим украшением елки. Как вы понимаете, клестам это радости не добавляло...
За компанию с ними участвовали и снегири. Ага, те самые, которые не гири. Активно ломали колючки у тернового венца. В итоге - испачкавшись в божественной крови, получили вечную отметину в виде красной грудки. Куда менее практично, чем прикольный клестовый клюв, но тоже прикольно.
Разумеется, не обойдется и без ботаники. Да - осина.
По преданию, именно на осине повесился предатель Иуда. И листья ее до сих пор дрожат от ужаса. Вот только...
Иуда не вешался на осине. По крайней мере, согласно официально одобренным источникам. Он там как-то "удавился". Синодальный перевод, да. Вообще с Иудой темная история, явно намекающая на разборки эллинистов и иудео-христиан (опять без хитровыдуманного Павла не обошлось), но сейчас не будем.
Удавиться на осине Иуда не мог по простой причине. Не растет осина в Палестине. Вот не растет, скотина и все тут! А жалко, легенда красивая была...
- Беду накликать
Вернемся из Палестины к родным пенатам. Была на Руси не сильно славная, но устоявшаяся традиция. "Кликушество" называлась. Вкратце. Существовала на Руси такая категория граждан и гражданок, которые на ровном месте могли вдруг изобразить тектоник и заодно поизрыгать всякого. В основном - в адрес конкретных лиц. Считалось, что в этот момент ими "бес овладел"
Относились к ним по всякому. В целом-то конечно, понятно, что бесование, но вот возьмешь за шкирку поименованного гражданина, а у него бац - богатства незадекларированные! Так что прислушивались.
А вот потом случилась неприятность. Злобно подменяный наглосаксами Петр I издал интересный указ. О розыске и допросе (со всеми вытекающими) кликуш. И ви таки не поверите! Оно куда-то исчезло!
Вообще довольно интересно, как чудеса растворялись в пространстве в присутствии монаршей особы. Тут нельзя не вспомнить один прекрасный исторический анекдот.
Государь император Николай I посетил славный и древний (это анекдот, тут показания по месту действия расходятся) монастырь. Сподобился лицезреть мироточащие головы святых. После чего строго спросил сопровождающего инока:
- Давно масло подливал?
На что верноподданный мог лишь бухнуться на колени и ответить:
- Третьего дня, Ваше Величество!
В общем, забавное это дело - "народное" христианство. Но безумно интересное. Коли понравилось, обязательно найдем еще всякого про это написать. Ну а пока что... Вы знаете. Совершенно искренне - всем тепла и мирного неба над головой. С вами были Крыс и Мыська. Мы вас любим!
P.S. Таки да, теперь это будет здесь всегда. Искреннее спасибо всем за донаты. Ныне это очень важный стимул писать!
Желающим поддержать шпильманский труд сообщаем - можно заслать малую копеечку на счет нашей драгоценной супруги 4276 5500 7703 9157. Это совершенно необязательно, но всегда очень приятно
Каналы, на которые стоит подписаться!
Научно-популярные каналы на Дзене: путеводитель
Заглядывайте на огонек в наш личный канал
И конечно же читайте замечательный блог Фантагиро Бурерождённой