Старинное село Палех известно с 12-13 веков. Сюда бежали иконописцы-монахи после взятия татарами города Владимира в 1238 году. Здесь, в дремучих лесах, они не только обосновались, но сохранили и развили искусство иконописи.
Приглашаю в Музей иконы, чтобы увидеть путь от иконы до шкатулки.
Индивидуальные экскурсии здесь не проводят. Только заранее заказанные - групповые. Но есть возможность взять аудиогид и легким нажатием на кнопку прослушать краткую информацию о том или ином музейном экземпляре.
Экскурсия начинается со 2-го этажа.
Первый зал. Представлены работы древнерусских иконописных школ. Эти уникальные традиции вдохновляли палехских мастеров.
Поклонный крест - Распятие с предстоящими - центральный экспонат в зале древнерусской живописи. 17 век. Центральная Россия.
Святой Николай Чудотворец с житием. Рубеж 14-15 веков. Предположительно - Поволжье. Ростово-суздальские традиции иконописания.
"Деисус". Вторая половина XVI века. Белозерье.
В 18 веке икона «Деисус» (центральная в любом иконостасе) и соседние иконы (Апостола Петра с архангелом Михаилом и апостола Павла с архангелом Гавриилом) были привезены в Палех местными иконописцами из далёких вологодских земель. Там они на заказ писали иконы для иконостасов.
"Святой Илья Пророк с житием и огненным восхождением". Конец 17 века, с прописями 19 века. Поволжье.
Раньше эта икона находилась в местной Ильинской церкви и очень почиталась палешанами. Палехские иконописцы в 19 веке её неоднократно поновляли, а потом стали считать своей работой.
Святой Василий Блаженный. Первая половина 17 века. Москва
Второй зал. Здесь представлены уникальные образцы палехских икон.
"Акафист Спасителю". 1770-е годы. Палех. Средник - "Спас Нерукотворный". Вторая половина 16-го века. Белозерье.
Икона была написана для иконостаса Казанского придела Крестовоздвиженского храма в Палехе. Она - эталон палехского стиля: архитектурные декорации с белильными узорами, причудливые горки, фантастические деревья и травы, башенки и шпили, детали орнамента.
Икона "Святой Николай Чудотворец в житии и чудесах". Конец 18 века. Палех. Средник - "Святой Николай Чудотворец". 17 век. Оклад - мастерская Овчинникова Ф. 1890 год.
Икона создана по образцу «Акафиста Спасителю». В Палехе её называют «Акафист Николе».
Особенность иконы - колорит и красочность. Светло-золотистая гамма соответствует традиции палехских икон конца 18 века. Живописно смотрится контраст красного и зелёного.
Третий зал. Иконы палехских мастеров
Образ Богоматери «Всем скорбящим Радость». Начало 19 века. Палех.
Икона не чудотворная, но местные жители почитают ее как святыню.
"Минея полугодовая" (сентябрь-февраль). 1850 год. Палех.
Икона-календарь — характерный образец палехской миниатюры середины 19 века: цельная и не перегруженная композиция, свободные и непринужденные фигуры, верные пропорции, мягкие изображения.
Четвёртый зал. Выставка
Отличительная особенность палехского стиля — черный лаковый фон, многослойная темперная живопись по намеченному белилами рисунку, роспись золотом.
"И летят они в райские кущи на конях на крылатых своих", Н.Н. Бабанова, 2015 год
"Молитва о плавающих и путешествующих, Н.Н. Бабанова, 2019 год
Пятый зал - новый промысел
После Октябрьской революции, в годы гонения на церковь, палехским художникам пришлось оставить библейские образы.
Бывшие иконописцы стали расписывать коробочки, ларчики, шкатулки из папье-маше сюжетами из народных сказок, пейзажами, сценками деревенского быта. В 1924 году палехские шкатулки произвели фурор на Венецианском художественном вернисаже, а уже через год после образования артели на Всемирной выставке в Париже палехская роспись получила золотую медаль.
"Охота на оленя". Голиков И.И. 1935 год.
В Палехе подносы редко служили основой для живописи. Данная работа напоминает об изначальной связи палехской миниатюры с произведениями федоскинских мастеров.
Автор сюжета - Иван Голиков - основатель палехской лаковой миниатюры. Взяв за основу иконописные традиции, он обратился к сюжетам из жизни, наполняя земные вещи Божественной красотой.
"На ипподроме". 1937 год. Заслуженный деятель искусств РСФСР Парилов Н.М.
Шестой зал. 1 этаж.
В зале представлены работы палехских художников советского периода: шкатулки, вазы, подносы, письменные принадлежности, панно, столик с мотивами сказок, преданий, былин.
Шкатулка "Накануне", 1987 год, народный художник РСФСР Кукулиев Б.Н.
Панно "Встреча челюскинцев", 1935 год, Ватагин А.И.
Ваза "Осенний хоровод", 1967 год, Хохлова А.П.
Панно "За Русь", 1974 год, заслуженный художник России Лопатин Н.П.
Панно "Всадник на белом коне", 1984 год, народный художник РСФСР Ермолаев Б.М.
Картина "Ярмарка в Палехе", 1986 год. Заслуженный художник РФ Ливанова И.В., Зотов В.Г.
При выставочном центре работает магазинчик.
Шкатулки, очечники, таблетницы, вазы, броши, серьги, кольца, бисерницы, лари, портсигары и пудреницы - выбор приличный, но и цены высокие.
Хотя это не удивительно - тончайшая эксклюзивная ручная работа не может стоить дёшево. Я купила только магнитик "а-ля Палех" за 80 рублей.
Музей мне понравился. Тихо, спокойно и ... светло. На душе светло от уникальных икон и лирических работ палехских мастеров.
Дорогие друзья, а вам нравятся русские художественные промыслы? Палех, Гжель, Хохлома, Жостово...
Огромное спасибо вам за поддержку, будьте здоровы и берегите себя!
Подписывайтесь на мой канал, ставьте👍! Будем жить!
О путешествии в Палех можно прочитать здесь:
Крестовоздвиженский собор в Палехе - художественное достояние России
Палех: Крестовоздвиженская ярмарка
Прогулка по Палеху - столице лаковой миниатюры