Найти в Дзене
Воительница

Музей иконы - истоки палехской лаковой миниатюры

Старинное село Палех известно с 12-13 веков. Сюда бежали иконописцы-монахи после взятия татарами города Владимира в 1238 году. Здесь, в дремучих лесах, они не только обосновались, но сохранили и развили искусство иконописи.

Приглашаю в Музей иконы, чтобы увидеть путь от иконы до шкатулки.

Индивидуальные экскурсии здесь не проводят. Только заранее заказанные - групповые. Но есть возможность взять аудиогид и легким нажатием на кнопку прослушать краткую информацию о том или ином музейном экземпляре.

Экскурсия начинается со 2-го этажа.

Первый зал. Представлены работы древнерусских иконописных школ. Эти уникальные традиции вдохновляли палехских мастеров.

Поклонный крест - Распятие с предстоящими - центральный экспонат в зале древнерусской живописи. 17 век. Центральная Россия.

В музейную коллекцию крест привезли из старообрядческой церкви города Иваново
В музейную коллекцию крест привезли из старообрядческой церкви города Иваново

Святой Николай Чудотворец с житием. Рубеж 14-15 веков. Предположительно - Поволжье. Ростово-суздальские традиции иконописания.

В клеймах изображаются житийные сцены – эпизоды из жизни святого: рождение, приведение во учение, поставление в са́ны, а также редкие, которые встречаются в ранних иконах: чудо изгнания беса из дерева, которое  объединяется в одно клеймо с чудом изгнания беса из источника («кладезя»).
В клеймах изображаются житийные сцены – эпизоды из жизни святого: рождение, приведение во учение, поставление в са́ны, а также редкие, которые встречаются в ранних иконах: чудо изгнания беса из дерева, которое объединяется в одно клеймо с чудом изгнания беса из источника («кладезя»).

"Деисус". Вторая половина XVI века. Белозерье.

В 18 веке икона «Деисус» (центральная в любом иконостасе) и соседние иконы (Апостола Петра с архангелом Михаилом и апостола Павла с архангелом Гавриилом)  были привезены в Палех местными иконописцами из далёких вологодских земель. Там они на заказ писали иконы для иконостасов.

Икона украшена серебряным басменным окладом, который закрывает фон и поля иконы.
Икона украшена серебряным басменным окладом, который закрывает фон и поля иконы.

"Святой Илья Пророк с житием и огненным восхождением". Конец 17 века, с прописями 19 века. Поволжье.

Раньше эта икона находилась в местной Ильинской церкви и очень почиталась палешанами. Палехские иконописцы в 19 веке её неоднократно поновляли, а потом стали считать своей работой.

Святой Василий Блаженный. Первая половина 17 века. Москва

Следы авторской живописи, прежде всего в ликах, указывают на  поволжское происхождение иконы.  Элементы пейзажа, особенно причудливые формы горок-кораллов, нередко встречаются на иконах ярославских и костромских мастеров.
Следы авторской живописи, прежде всего в ликах, указывают на поволжское происхождение иконы. Элементы пейзажа, особенно причудливые формы горок-кораллов, нередко встречаются на иконах ярославских и костромских мастеров.

Второй зал. Здесь представлены уникальные образцы палехских икон.

"Акафист Спасителю". 1770-е годы. Палех. Средник - "Спас Нерукотворный". Вторая половина 16-го века. Белозерье.

Икона была написана для иконостаса Казанского придела Крестовоздвиженского храма в Палехе. Она - эталон палехского стиля: архитектурные декорации с  белильными узорами, причудливые горки,  фантастические деревья и травы, башенки и шпили, детали орнамента.

25 клейм иллюстрируют все 25 стихов Ака́фиста Иисусу Сладчайшему. Три миниатюры под сре́дником повествуют об обретении Нерукотворного образа. Автор личника иконы: Иван Ильич Балякин, автор «платьечника» Никита Михайлович Буторин
25 клейм иллюстрируют все 25 стихов Ака́фиста Иисусу Сладчайшему. Три миниатюры под сре́дником повествуют об обретении Нерукотворного образа. Автор личника иконы: Иван Ильич Балякин, автор «платьечника» Никита Михайлович Буторин

Икона "Святой Николай Чудотворец в житии и чудесах". Конец 18 века. Палех. Средник - "Святой Николай Чудотворец". 17 век. Оклад - мастерская Овчинникова Ф. 1890 год.

Икона создана по образцу «Акафиста Спасителю». В Палехе её называют «Акафист Николе».

Особенность иконы - колорит и красочность. Светло-золотистая гамма соответствует традиции палехских икон конца 18 века. Живописно смотрится контраст красного и зелёного.

Вокруг средника изображено 38 клейм — отдельных сюжетов о жизни и чудесах святого. Композиции насыщенные, но не перегруженные. Фигуры людей слегка удлинённые, не скованные в движениях.
Вокруг средника изображено 38 клейм — отдельных сюжетов о жизни и чудесах святого. Композиции насыщенные, но не перегруженные. Фигуры людей слегка удлинённые, не скованные в движениях.

Третий зал. Иконы палехских мастеров

Образ Богоматери «Всем скорбящим Радость». Начало 19 века. Палех.

Икона не чудотворная, но местные жители почитают ее как святыню.

Вокруг фигуры Богоматери расположены восемь клейм: кто-то потерялся на небольшом корабле в бурном море, кто-то заблудился в глухом лесу. Клейма показывают плачущих, ждущих заступничества людей: немощных стариков, хромых калек, голодных нищих. Каждому из них приходит утешение — Богоматерь посылает к ним ангелов и помощников.
Вокруг фигуры Богоматери расположены восемь клейм: кто-то потерялся на небольшом корабле в бурном море, кто-то заблудился в глухом лесу. Клейма показывают плачущих, ждущих заступничества людей: немощных стариков, хромых калек, голодных нищих. Каждому из них приходит утешение — Богоматерь посылает к ним ангелов и помощников.

"Минея полугодовая" (сентябрь-февраль). 1850 год. Палех.

Икона-календарь — характерный образец палехской миниатюры середины 19 века: цельная и не перегруженная композиция, свободные и непринужденные фигуры, верные пропорции, мягкие изображения.

В центре приведены изображения наиболее прославленных икон Богоматери: «Коронование Пресвятой Богородицы», «Утоли моя печали», «Троеручица», «Избавление от бед страждущих», «Богоматерь Иверская», «Умягчение злых сердец». По обеим сторонам от них располагаются фигуры святых, над которыми прописаны церковные праздники.
В центре приведены изображения наиболее прославленных икон Богоматери: «Коронование Пресвятой Богородицы», «Утоли моя печали», «Троеручица», «Избавление от бед страждущих», «Богоматерь Иверская», «Умягчение злых сердец». По обеим сторонам от них располагаются фигуры святых, над которыми прописаны церковные праздники.

Четвёртый зал. Выставка

Отличительная особенность палехского стиля — черный лаковый фон, многослойная темперная живопись по намеченному белилами рисунку, роспись золотом.

"И летят они в райские кущи на конях на крылатых своих", Н.Н. Бабанова, 2015 год

Работа над изделием начинается с создания заготовки. Пластины картона смазываются мучным клейстером из пшеничной или пеклеванной (смесь ржаной и пшеничной) муки и наклеиваются одна на другую на столе или горизонтально положенной доске. Число слоёв зависит от требуемой толщины изделия и колеблется от 3 до 30.
Работа над изделием начинается с создания заготовки. Пластины картона смазываются мучным клейстером из пшеничной или пеклеванной (смесь ржаной и пшеничной) муки и наклеиваются одна на другую на столе или горизонтально положенной доске. Число слоёв зависит от требуемой толщины изделия и колеблется от 3 до 30.

"Молитва о плавающих и путешествующих, Н.Н. Бабанова, 2019 год

Краски в Палехе разводят традиционно — на яичной эмульсии. Роспись проводится в несколько этапов: перевод рисунка; роскрышь красками — наложение цветных пятен; роспись — прорисовка по роскрыши тёмным тоном всех контуров и деталей; приплавка теневых и световых частей всех элементов композиции; окончательная отделка красками одежд, фигур человека и всех предметов пейзажа; выплавка (прописка жидкими красками) головы; роспись золотом и серебром
Краски в Палехе разводят традиционно — на яичной эмульсии. Роспись проводится в несколько этапов: перевод рисунка; роскрышь красками — наложение цветных пятен; роспись — прорисовка по роскрыши тёмным тоном всех контуров и деталей; приплавка теневых и световых частей всех элементов композиции; окончательная отделка красками одежд, фигур человека и всех предметов пейзажа; выплавка (прописка жидкими красками) головы; роспись золотом и серебром

Пятый зал - новый промысел

После Октябрьской революции, в годы гонения на церковь, палехским художникам пришлось оставить библейские образы.

Бывшие иконописцы стали расписывать коробочки, ларчики, шкатулки из папье-маше сюжетами из народных сказок, пейзажами, сценками деревенского быта. В 1924 году палехские шкатулки произвели фурор на Венецианском художественном вернисаже, а уже через год после образования артели на Всемирной выставке в Париже палехская роспись получила золотую медаль.

"Охота на оленя". Голиков И.И. 1935 год.

В Палехе подносы редко служили основой для живописи. Данная работа напоминает об изначальной связи палехской миниатюры с произведениями федоскинских мастеров.

Автор сюжета - Иван Голиков - основатель палехской лаковой миниатюры. Взяв за основу иконописные традиции, он обратился к сюжетам из жизни, наполняя земные вещи Божественной красотой.

Как и в палехской иконописи, чувства тут показаны не через мимику лиц, а через выразительные жесты и силуэты. Красочные фигуры охотников и животных как будто превращаются в декоративный орнамент на поверхности подноса.
Как и в палехской иконописи, чувства тут показаны не через мимику лиц, а через выразительные жесты и силуэты. Красочные фигуры охотников и животных как будто превращаются в декоративный орнамент на поверхности подноса.

"На ипподроме". 1937 год. Заслуженный деятель искусств РСФСР Парилов Н.М.

Работы Н.М.Парилова хранятся в музеях: ГМПИ, ГРМ, МНИ, ЗГИХМЗ, Астраханской картинной галерее, Ивановском ОХМ, Государственной картинной галерее Армении, Государственном художественном музее Белоруссии, ГМЭНР, ЦМР, Государственном музее А.С.Пушкина, Театральном музее им. А.А.Бахрушина, ХФ России.
Работы Н.М.Парилова хранятся в музеях: ГМПИ, ГРМ, МНИ, ЗГИХМЗ, Астраханской картинной галерее, Ивановском ОХМ, Государственной картинной галерее Армении, Государственном художественном музее Белоруссии, ГМЭНР, ЦМР, Государственном музее А.С.Пушкина, Театральном музее им. А.А.Бахрушина, ХФ России.

Шестой зал. 1 этаж.

В зале представлены работы палехских художников советского периода: шкатулки, вазы, подносы, письменные принадлежности, панно, столик с мотивами сказок, преданий, былин.

Шкатулка "Накануне", 1987 год, народный художник РСФСР Кукулиев Б.Н.

-13

Панно "Встреча челюскинцев", 1935 год, Ватагин А.И.

-14

Ваза "Осенний хоровод", 1967 год, Хохлова А.П.

-15

Панно "За Русь", 1974 год, заслуженный художник России Лопатин Н.П.

-16

Панно "Всадник на белом коне", 1984 год, народный художник РСФСР Ермолаев Б.М.

-17

Картина "Ярмарка в Палехе", 1986 год. Заслуженный художник РФ Ливанова И.В., Зотов В.Г.

-18

При выставочном центре работает магазинчик.

Шкатулки, очечники, таблетницы, вазы, броши, серьги, кольца, бисерницы, лари, портсигары и пудреницы - выбор приличный, но и цены высокие.

-19

Хотя это не удивительно - тончайшая эксклюзивная ручная работа не может стоить дёшево. Я купила только магнитик "а-ля Палех" за 80 рублей.

-20

Музей мне понравился. Тихо, спокойно и ... светло. На душе светло от уникальных икон и лирических работ палехских мастеров.

Дорогие друзья, а вам нравятся русские художественные промыслы? Палех, Гжель, Хохлома, Жостово...

Огромное спасибо вам за поддержку, будьте здоровы и берегите себя!

Подписывайтесь на мой канал, ставьте👍! Будем жить!

О путешествии в Палех можно прочитать здесь:

Крестовоздвиженский собор в Палехе - художественное достояние России

Палех: Крестовоздвиженская ярмарка

Прогулка по Палеху - столице лаковой миниатюры