В ПРЕДЫДУЩЕЙ ЧАСТИ мы рассказали, как 25-й танковый корпус генерала-майора Павлова, оставшись без горючего и боеприпасов, попал в немецкое окружение. Сам комкор, при прорыве из окружения получил несколько тяжелых ранений. Истекая кровью, он добрался до ближайшей деревни под названием Николаевка, где и укрылся в доме местной учительницы. На поиски расского генерала, который до смерти перепугал самого фюрера, фашисты бросили все силы.
12 марта разведка доложила в штаб 6-й армии о том, что Павлов ранен и находится в Николаевке. На следующий день в район деревни послали легкомоторный По-2 734-го авиационного полка под командованием лейтенанта Зайкова. Но непогода не позволила забрать раненного комкора. 14 марта в тот же район отправили еще один борт – лейтенант Яковлев с младшим лейтенантом Ерниковым. Но снова неудача: сесть в намеченном пункте самолету помешала плохая видимость. Ставилась задача найти генерала и разведывательно-поисковым группам, и партизанам. Но полицаи обнаружили его раньше и передали немцам.
Раненный Павлов оказался в руках врагов. На допросах он настаивал, что он никакой не советский генерал, а военный врач-хирург по фамилии Генералов. Гитлеровцы решили проверить, не врет ли пленный. Они стали искать людей, которые смогли бы узнать Павлова. Но ни пленные офицеры, ни красноармейцы из 25-го корпуса комкора не выдали. Фашистам очень нужен был высокопоставленный красный танковый командир, герой, который добровольно перешел бы на сторону Третьего рейха. Им вполне мог бы стать командир легендарного танкового корпуса.
Разрушить легенду Павлова не могли несколько недель. Он уже начал надеяться, что немцы ему поверили, но ошибся. Немцы взяли тяжело раненого советского офицера-танкиста, положили его на операционный стол и сказали: «Ну что же, врач Генералов, Вам предоставляется возможность спасти своего сослуживца». Поняв, что помочь раненому он не в силах, Павлов во всем признался. Начались бесконечные допросы, пыттки, перемещения из лагеря в лагерь. В июле 1943 года он оказался в Нюрнберге. Здесь его посетил сам Власов, генерал-предатель, перешедший на сторону нацистов. Он предложил измученному пытками командующему хорошую сытную жизнь при одном условии: если тот согласится стать его заместителем. Командующий 25-м танковым корпусом ответил Власову резко. Он сказал, что надеется дожить до того дня, когда предатели попадут на виселицу.
Слова Павлова оказались пророческими. Символично, что именно бойцы 25-го танкового корпуса пленили генерала Власова. В мае 1945 года подходила к концу Пражская операция. Продвигаясь на юг, 25-й танковый корпус 1-го Украинского фронта приблизился к расположению вступивших в Чехию с запада американских войск. По данным разведки, в этом же районе находился штаб командующего так называемой Российской освободительной армии генерала Власова. Командир 25-го танкового корпуса генерал-майор Фоминых приказал захватить его. Полковник Мищенко, командир 162-й танковой бригады пошел на хитрость. Он фактически выкрал желавшего сдаться американцам Власова из-под носа союзников. Все получилось так, как говорил Павлов. Но об этом комкор узнает только через два года.
После Нюрнбергской тюрьмы Петр Павлов оказался в концентрационном лагере Флоссенбюрг, в 100 км от Нюрнберга в горах. Заключенный Павлов №3969 поступил в лагерь 28 августа 1943 года. Через полгода пребывания в лагере богатырского телосложения командир 25-го танкового корпуса весил всего 48 кг. Он, как и большинство заключенных этого лагеря смерти, работал на расположенных рядом каменоломнях. Казалось бы, судьба русского генерала, напугавшего самого Гитлера, решена. Но тут в дело вмешалась случайность.
Апрель 1945 года. Войска 1-го Украинского фронта под командованием маршала Конева освобождают Чехию. Линия обороны вермахта стремительно приближается к Флоссенбюргу. 20 апреля выживших заключенных лагеря гонят на юг. Обреченный Гитлер и его ближайшие соратники планируют постромть
в горах так называемую Альпийскую крепость и сделать ее неприступной. Для выполнения этого безумного плана сгоняют заключенных со всей Германии. В число участников марша смерти, когда всех, кто не мог идти, рас̅стреливают на месте, попадает и Павлов. Он понимает: второго шанса может и не быть. Он выбрал подходящий момент и бежал. Немцы бросились за ним. Его искали с собаками, но найти его немцы не смогли. Для того, чтобы сбить со следа собак, Павблов почти сутки просидел в озере, в ледяной воде.
Проплутав в горах несколько недель, комкор встретил партизан. Они помогли русскому генералу добраться до своих. А дальше, 3 мая его уже ждал самолет в Париж, где находилась советская военная миссия. 27 мая 1945 года на стол Сталина легло донесение начальника Главного управления контрразведки «Смерш» генерала Абакумова. В нем говорилось, что на двух самолетах из Парижа в Москву доставлены 29 генералов Красной армии, находившиеся в плену. Среди них и генерал Павлов. По прибытии на Родину, до момента выяснения всех обстоятельств Павлова поместили в тюрьму на Лубянке, где он провел 7 месяцев, пока его проверяли.
«Пребывание на даче» – так Павлов опишет в своем дневнике тревожное ожидание на Лубянке. Шаг за шагом восстановили весь фронтовой путь командира 25-го корпуса. Сотрудники НКВД изучили сотни документов, опросили десятки свидетелей. Наконец настал момент освобождения. 1946 год Павлов встретил в кругу семьи и в прежнем звании. Орден Ленина, 4 ордена Красного Знамени, орден Красной Звезды и множество медалей украсили китель легендарного комкора. К сожалению, за прорыв к Запорожью и освобождение Луганска Павлов так и не был награжден. Это не удивительно, ведь несмотря на амбициозные планы Ватутина в феврале 1943 года Донбасс так и не был освобожден. Под натиском численно превосходящего противника нашим войскам пришлось отступить. Освобождать Донбас будут будут все те же люди, но позже.
Советские войска, которые в феврале 1943 года продвинулись на 150-200 км, к августу подготовили новое наступление на Украине. Гитлер требовал не сдавать Донбасс ни при каких обстоятельствах, приказал защищать этот плацдарм как порог своего дома. Но Манштейну нечего было противопоставить освободительному напору Красной армии.
После победы на Курской дуге советские войска, преследуя бегущих гитлеровцев, приступят к операции по освобождению Донбасса. 5 сентября части Южного фронта войдут в Артемовск, а уже 8 сентября войска Красной армии займут город Сталино, современный Донецк. От нацистов будет очищена вся левобережная Украина. И в этом стратегическом успехе безусловно есть большая заслуга бойцов и командира 25-го танкового корпуса, устроивших невероятный рейд в тыл противника. Кстати, тогда Гитлер так сильно испугался, что после этого инцидента до конца войны боялся покидать границы Третьего рейха.
Источник: haifainfo