("Пропавшая в Амбуазе", L'oubliée d'Amboise, 2022, Франция)
Немалый риск, доложу я вам, знакомиться сегодня с новыми "полицейскими" фильмами, снятыми режиссершами-француженками. Ибо нарвешься невзначай на нечто вот такое монструозное - и ходишь затем полгода к логопеду и невропатологу, лечишься от заикания и нервного тика.
И всё-таки игнорировать более-менее любопытные новинки, что порой выдают нам эти мадам и мадемуазель, тоже было бы несправедливо. Особенно, когда аннотация фильма обещает нам "конспирологию" в духе Дэна Брауна, да еще буквально на могиле самого Леонардо да Винчи.
Что ж, благая весть: результат очередного такого знакомства, на сей раз с детективным творением некой Сильви Эйм "Пропавшая в Амбуазе", обошелся без фейспалмовых последствий и визита к логопеду/невропатологу.
Более того, прозвучит неожиданно, но картина Эйм даже ни одной негативной эмоции лично у меня не вызвала. Наоборот, удивила тем, что снята она по кристально чистым технологиям классического полицейского детектива - невероятно, что кто-то их ещё помнит. И развивает она свою в меру интригующую историю планомерно, шаг за шагом, до выяснения всей грязно-криминальной истины.
Даже подробный финальный флэшбэк, демонстрирующий нам, как сплеталась вся цепочка местных преступлений, и он не забыт - всё четко по детективным канонам 20 века.
При этом выглядит "Пропавшая в Амбуазе" довольно-таки современно. Да, без стилистических евровыкрутасов и модного "агрессивного" монтажа. Однако оператор Марк Романи со своими дрессированными дронами дело своё разумеет. И снимает не только похождения героев фильма, но и живописную натуру, на которой те похождения происходят. А уж в красивейшем городе Амбуазе, том, что находится в сердце Франции на реке Луаре, есть, чем полюбоваться: от самой Луары и природы до огромного Амбуазского дворца, замка Кло-Люсе, - дома-музея да Винчи, - и прочей здешней архитектуры.
Кое-какое творческое наследие Леонардо будет фигурировать и в сюжете "Пропавшей в Амбуазе" - зря, что ли, авторы картины платили за разрешение на съемки в лучших местах этого города с богатой историей? Разве что начальные ассоциации с Дэном Брауном быстро рассеются. Потому что никакой конспирологии с ее тайными обществами и криптограммами тут нет - всего лишь обычное "возможно, криминал - по коням!"©, пусть и запутанное всякими намеками и символизмом.
А стартует всё, как и положено, с трупа, найденного спозаранку в Амбуазе, едва над Луарой взошло солнце. Разве что этот труп не походил на окочурившегося от палёного коньяка бомжа. Напротив, разгуливая вчера живым и здоровым, будущий труп был известным скрипачом, сыном одного из городских аристократов. И лежал он ныне не в какой-то канаве, а на заповедной территории Амбуазского дворца, на видном месте. Да еще в форме этакой некрофильской инсталляции "Витрувианского человека" да Винчи.
"Фантазёр - ты меня называла...".
Присутствие разлёгшегося, как у себя в морге, покойника обещало сильно оживить и разнообразить туристические экскурсии, что вскоре должны были заполонить дворец. Но поскольку столь сомнительная реклама его администрации была не нужна, пришлось вызвать полицию.
Она и нарисовалась вскорости подле трупа в виде командировочного детектива Альбана и его помощницы из местных, старшины Беренис (Филипп Бас и Полин Брессион). После чего путем недолгих умозаключений оба выяснили, что скрипач не нужен скончался от загадочной глубокой дырки в виске, явно пробитой не им самим, а кем-то другим. Да и стал бы он перед смертью сначала рисовать на земле круг и квадрат, а потом "вписывать" в них собственное тело, раскинув руки и ноги?
Ну а дальше, зацепка за зацепкой, подозреваемый за подозреваемым, погоня за погоней, Альбан и Беренис начнут свою увлекательную охоту за убийцей, который, ясен труп, на одной "мокрухе" не угомонится.
И, как это опять-таки принято в "олдскульных" детективах, герои-сыщики тоже раскроют друг другу и зрителю по небольшому шкафчику с личными скелетами. Благодаря чему эта история станет еще драматичней, а ее главперсонажи - живыми и интересными. Не настолько, конечно, интересными, чтобы вам захотелось "Пропавшую в Амбуазе" когда-нибудь пересмотреть, но для однократного киноудовольствия она сработана интригующе и остросюжетно.
***
В общем, добротный неторопливый детектив классической закалки, плюс небольшая, но симпатичная экскурсия "по да-винчевым местам".
Иными словами, - отличное средство для расслабленного вечернего телесозерцания, где нет буйства спецэффектов и пиротехники. Зато тут есть в меру захватывающая история, постепенно раскрывающая нам свои карты-интриги. Затем, чтобы сложиться под конец в целостную картину неординарного преступления и неминуемого наказания.
Как говорится, вуаля - и ничего лишнего.
А еще сказывают, будто у Сильви Эйм есть не один, а аж четыре фильма про убийства в разных французских городах, - этакий детективный цикл про Амбуаз, Нанси, Тулуз и Фриульские острова, - но другие его части мне пока на глаза не попадались.
Трейлер фильма почему-то отсутствует, мille excuses.