Наверное, сейчас даже трудно представить, что когда-то "самая счастливая страна на свете" была одним из крупнейших импорётров наших автомобилей, опережая по объёмам даже более ориентированные на советскую промышленность страны соцлагеря. Тем не менее, факт остаётся фактом. К примеру, после войны, в начале 50-х чуть ли не каждый второй авто на дорогах Суоми был родом из СССР.
А всё дело в том, что финны никогда и не жили богато, абсолютное большинство местного населения не могло себе позволить купить машину западного производства. При этом, прямо под боком у них был рынок, способный закрыть практически все потребности - от малолитражек и до грузовиков с автобусами.
Началось всё в далёком 1948-м году, когда именно с целью насытить их дороги советскими машинами, была создана советско-финская компания Konela. С нашей стороны учредителем выступало ВТО «Автоэкспорт».
Первыми поехали в северную страну "Победы", Москвичи-400 и грузовики ГАЗ-51.
Забегая вперёд, сразу скажу, что к 1985-му году в Финляндию было поставлено 300 000 авто. Учитывая, что население этой страны на тот момент времени составляло менее 5 млн человек, цифра просто огромная.
Затем - "Горбатый" Запорожец и ГАЗ-21-22. Тут интересно, само по себе слово "запорожец" оказалось для финнов совершенно непроизносимым, поэтому модель переименовали в "Ялту".
А в ГАЗ-22 добавили третий ряд сидений и презентовали аж как "восьмиместный автомобиль".
К концу семидесятых Конела настолько вошла во вкус, что начала дорабатывать советские автомобили, отправляя их, в том числе, на "реэкспорт".
В 1979 году финская сторона впервые разработала для СССР реанимобиль на базе микроавтобуса РАФ-2203. В конце 1980-х на европейский рынок поступили мелкосерийные кабриолеты производства «Конела» на базе «Нивы» и «Самары». С 1996-го по осень 1998 года на финском заводе Valmet в городе Уусикаупунки была организована мелкосерийная сборка тюнинговой версии ВАЗ-2109 под торговой маркой LADA Samara Baltic.
По дорогам Суоми колесии и ГАЗ-24, и конечно же, жигулёвская "классика" (особенным успехом пользовалась турбо-версия ВАЗ-2107) и даже КамАЗ-Ajokki — передвижная телевизионная станция на шасси КамАЗ‑53212.
Это не считая поставок сельскохозяйственной техники - тракторов "Беларусь", комбайнов и т.д. Кстати, наши трактора Т-20 финны закупали ещё с 1939-го года.
И всё было замечательно, пока не началась перестройка и тогдашние "лидеры" не начали разбазаривать за бесценок природные богатства нашей Родины.
Финны начали пухнуть и быстро разжирели на наших копеечных энергоресурсах и ворованном лесе. Вплоть до двухтысячных на финской трассе всегда можно было увидеть вереницу лесовозов, вывозящих наше народное достояние. А затем в соседнюю страну рванули миллионы туристов из России, оставляя в приграничных городах за один уикенд столько денег, сколько раньше финны могли заработать только за месяц.
И так же быстро они забыли, благодаря чему и кому стали вдруг "процветающей страной". На полном серьёзе считая, что это ни "всё сами". Но, ничего, сейчас потихонечку память возвращается.
Что же касается компании Конела, то она просуществовала до 2003-го года. А жаль...