Найти тему
Remont1969

Германский поворот. Часть 26. Orion-Geländelastkraftwagen. 1918. Известен только на бумаге...

В 1918 году на основе решений гусеничного шасси Orion-Wagen был разработан и построен универсальный вездеходный транспортёр, который можно условно назвать - Geländelastkraftwagen, рассказ о неизвестной истории которого в этой публикации

Сейчас скорость устаревания информации стремительно увеличилась, даже касающаяся дел стародавних. А пока завзятые энциклопедисты, чьи книги пылятся на дисках и у некоторых и на полках, категорически отказываются заниматься темами тягачей и тракторов германской армии Первой мировой войны, простым инфописателям приходится править собственные записи. Эта статья является развитием и исправлением информации материалов о гусеничной машине Orion-Wagen II, опубликованного два с половиной года назад - Поиск выхода из тупика. Часть 26. Orion-Wagen II. 1917. Сороконожка примеряет броню. Тогда считалось, что о транспортных машинах Орион нет информаций, её и не появилось, зато немного находятся фотографии.

Союзническая контрольная комиссии, отвечавшая за уничтожение германского и австро-венгерского милитаризма, которая занималась поиском и разделкой под ноль всего, что выходит за пределы, разрешенные Версальским и Сент-Жерменским договором, свою задачу выполнила вполне качественно, некоторые образцы германской техники словно исчезли из мировой истории техники, и всё, что от них осталось - это редкие фотографии, которые в большей своей части лежали, а может и ещё лежат в частных архивах. Одной из таких спрятанных историей является судьба гусеничных машин разработки Orion.

Доработанный движитель для проекта танка Orion
Доработанный движитель для проекта танка Orion

История машин с движителем похожим на гусеничный ход Orion-Wagen началась в 1917 году, когда на испытания в Майнцер-Санд (Mainzer Sand) 14 мая 1917 года были предоставлены будущие кандидаты на шасси для германского танка - трёхколесный Trefass-wagen, Orion-wagen со сложным движителем с амортизированными траками, тягач с двумя моторами мотором Dur-wagen и главный герой этого шоу - Abteilung 7 Verkehrswesen, будущий А7V. Об Orion-Wagen известно минимум, нет понимания даже кто его производил, и кто был конструктор, кроме конструкции и высокой вероятности, что для первой машины использовалось шасси от швейцарской фирмы Automobilfabrik Orion.

Схема движителя Орион-вагена
Схема движителя Орион-вагена

Самым оригинальным в конструкции машины Orion-Wagen был гусеничный движитель, в то время как остальные конкуренты по обоим сторонам пролива в той или иной мере реализовывали подвеску без амортизации катков, гусеницы Ориона представляли собой гусеничную цепь из скрепленных тележек, ролики которых обегали внутреннюю раму, закрепленную на кузове, а опорные "башмаки" работали как траки, только к тележкам были закреплены на пружинных амортизаторах. Близко расположенные башмаки обеспечивали низкое давление на грунт, а пружинная подвеска амортизацию и преодоление невысоких препятствий. Несмотря на то, что генералы из Верховного клавнокомандования (Oberste Kriegsleitung, OKL) категорически остановились на шасси A7V, отклонив всех остальных, в тои числе и Orion-wagen, движитель был доработан и было сделано шасси с модернизированными гусеницами под проект башенного танка, который обычно называют Orion II или двухбашенный Orion III. С бронированными машинами вообще в Германии получилось неудачно, а вот гусеничные транспортёры получили развитие и небольшая серия машин, которые считаются развитием Орион-вагенов была выпущена для транспортных задач.

Orion-Geländelastkraftwagen (условное)/Вездеходный транспортёр Орион

Страна: Германия

Год выпуска: 1918

Кол-во выпущенных: 16 (19?)

Боевая масса: 7 тонн

Экипаж: 2

Мощность: Daimler, 100 л.с.

Максимальная скорость: 8 км/час

Если Антанта собиралась победить страны оси в 1919 году, то Германия планировала провести сокрушительное наступление и взять Париж в 1918 году. И забегая вперед можно сказать, что новая тактика с использованием боевых групп - Sturmtruppen или Stoßtruppen. Для поддержки работы штурмовиков в 1918 году в германской армии начали формировать транспортные колонны обеспечения. Первые пять колонн Armee-Kraftwagen-Kolonne (Raupe) (A.K.K.(R)) были оснащены транспортными машинами на шасси А7V (Überlandwagen Geländewagen A7V). Оснастить армию транспортными средствами считалось важнее, чем дать её танки. Тем не менее общность задания привела к тому, что и другие машины тяжёлого класса - Dür-Geländelastkraftwagen и условно называемый Orion-Geländelastkraftwagen были очень похожи на транспортёр от Abteilung 7 Verkehrswesen.

Транспортёр Überlandwagen A7V из состава AKK(R)1111. Апрель 1918-года.
Транспортёр Überlandwagen A7V из состава AKK(R)1111. Апрель 1918-года.

Шестую и седьмую колонну должны были оснастить 19 тягачами-гусеничными тракторами Орион. Приказ о формировании A.K.K.(R) 1116 был подписан 23 апреля 1918 г., колонна должны была оснащаться 9 базовыми тягачами Орион и 1-м резервным. 20 июля была создана A.K.K.(R) 1117 так же по плану с Орион-транспортёрами. Машина Orion-Geländelastkraftwagen получила 100-сильный мотор от Даймлера и традиционную компоновку с основным кузовом впереди и возможностью размещения груза за кабиной.

Апрель 1918 - Один Орион-ваген тянет второй Орион-Ваген
Апрель 1918 - Один Орион-ваген тянет второй Орион-Ваген

По своим размерам Orion-Geländelastkraftwagen был близок к Überlandwagen A7V, что то определённое сказать о конструкции движителя сложно по сохранившимся фотографиям, скорее всего схема с подрессоренными тележками была сохранена, так как и на прототипе боевых машин и на тягаче-транспортёре Орион были смонтированы бортовые экраны, которые прикрывали центральную раму, по которой обкатывались катки тележек, была ли сохранена система амортизации траков можно только предполагать.

Orion-Geländelastkraftwagen на заводском дворе (на снимке похоже 12 машин)
Orion-Geländelastkraftwagen на заводском дворе (на снимке похоже 12 машин)

Вероятнее всего 19 машин было реально выпущено и поставлено в транспортные колонны, так как на единственной массовой фотографии этих машин сразу можно увидеть 12 таких машин. Тягачи были оборудованы крюками и могли использоваться и как транспортёры переднего края и как тягачи не только для артиллерии, но и для ремонтно-эвакуационных работ для других гусеничных машин.

Одиночный тягач-транспортёр движется по песчаной дороге, хотя кажется что скорость большая, вряд ли она превышала 8 км/час
Одиночный тягач-транспортёр движется по песчаной дороге, хотя кажется что скорость большая, вряд ли она превышала 8 км/час

Создание специальных гусеничных транспортных колонн для снабжения артиллерии и штурмовых отрядов стало несомненно интересным шагом. С одной стороны появилась возможность перебрасывать амуницию и боеприпасы в любых условиях, так как шасси были фактически полнопроходимыми, но с другой стороны они были небронированными и их было крайне мало, что бы хоть как-то повлиять на итоги даже на уровне небольших подразделений. Выбор в пользу тягачей-транспортёров фактически был сделан за счет танков, но даже если бы все шасси было бронировано, вряд ли 100 дополнительных танков хоть как то повлияли на итог войны. Проблема была в том, что германская промышленность так и не смогла обеспечить свою армию необходимой техникой даже на пятый год войны, во многом из-за существенно завышенных требований к этой самой технике. Орион-ваген характерный пример - дорогая, сложная машина в малых количествах производилась в отрыве от общей стратегии войны и просто не могла стать массовой.

За пределами журнала на Дзене остается много материалов, которые не вписываются в его тематику или просто неформатные. Подписывайтесь на телеграмм канал - Технопутешествия. Так же на канале будут анонсы публикаций Дзена.
Канал о том, что можно из военной и технической истории увидеть просто проходя мимо в телеграммканале https://t.me/technomonuments и в VK - https://vk.com/remont1969

Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам

Другие материалы о развитии германских гусеничных шасси:

Источники:

Kraftfahrzeuge und Panzer der Reichswehr, Wehrmacht und Bundeswehr Werner Oswald, Motorbuch Verlag, 1982.

Die Rad- und Volkettenzugmaschingen des deutschen Heeres 1871-1919, Band 10 Militärfahrzeuge, Walter J. Spielberger, Motorbuch Verlag, p.124.

German tanks in World War I, Wolfgang Schneider & Rainer Strasheim,, Schiffer publishing, 1990. (Waffen Arsenal 112).

http://aviarmor.net/tww2/tanks/germany/orion-wagen.htm

https://it-it.facebook.com/primaguerramondiale.it/posts/orion-wagen-mezzo-sperimentale-tedesco-la-raccolta-foto/2619096558102899/

http://www.landships.info/landships/tank_articles/Orionwagen.html

Федосеев С. Л. Танки Первой мировой войны. Иллюстрированная энциклопедия. — М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2002

Федосеев С. Л. Первые германские танки. «Тевтонский ответ»

Авто
5,66 млн интересуются