В 1918 году на основе решений гусеничного шасси Orion-Wagen был разработан и построен универсальный вездеходный транспортёр, который можно условно назвать - Geländelastkraftwagen, рассказ о неизвестной истории которого в этой публикации
Сейчас скорость устаревания информации стремительно увеличилась, даже касающаяся дел стародавних. А пока завзятые энциклопедисты, чьи книги пылятся на дисках и у некоторых и на полках, категорически отказываются заниматься темами тягачей и тракторов германской армии Первой мировой войны, простым инфописателям приходится править собственные записи. Эта статья является развитием и исправлением информации материалов о гусеничной машине Orion-Wagen II, опубликованного два с половиной года назад - Поиск выхода из тупика. Часть 26. Orion-Wagen II. 1917. Сороконожка примеряет броню. Тогда считалось, что о транспортных машинах Орион нет информаций, её и не появилось, зато немного находятся фотографии.
Союзническая контрольная комиссии, отвечавшая за уничтожение германского и австро-венгерского милитаризма, которая занималась поиском и разделкой под ноль всего, что выходит за пределы, разрешенные Версальским и Сент-Жерменским договором, свою задачу выполнила вполне качественно, некоторые образцы германской техники словно исчезли из мировой истории техники, и всё, что от них осталось - это редкие фотографии, которые в большей своей части лежали, а может и ещё лежат в частных архивах. Одной из таких спрятанных историей является судьба гусеничных машин разработки Orion.
История машин с движителем похожим на гусеничный ход Orion-Wagen началась в 1917 году, когда на испытания в Майнцер-Санд (Mainzer Sand) 14 мая 1917 года были предоставлены будущие кандидаты на шасси для германского танка - трёхколесный Trefass-wagen, Orion-wagen со сложным движителем с амортизированными траками, тягач с двумя моторами мотором Dur-wagen и главный герой этого шоу - Abteilung 7 Verkehrswesen, будущий А7V. Об Orion-Wagen известно минимум, нет понимания даже кто его производил, и кто был конструктор, кроме конструкции и высокой вероятности, что для первой машины использовалось шасси от швейцарской фирмы Automobilfabrik Orion.
Самым оригинальным в конструкции машины Orion-Wagen был гусеничный движитель, в то время как остальные конкуренты по обоим сторонам пролива в той или иной мере реализовывали подвеску без амортизации катков, гусеницы Ориона представляли собой гусеничную цепь из скрепленных тележек, ролики которых обегали внутреннюю раму, закрепленную на кузове, а опорные "башмаки" работали как траки, только к тележкам были закреплены на пружинных амортизаторах. Близко расположенные башмаки обеспечивали низкое давление на грунт, а пружинная подвеска амортизацию и преодоление невысоких препятствий. Несмотря на то, что генералы из Верховного клавнокомандования (Oberste Kriegsleitung, OKL) категорически остановились на шасси A7V, отклонив всех остальных, в тои числе и Orion-wagen, движитель был доработан и было сделано шасси с модернизированными гусеницами под проект башенного танка, который обычно называют Orion II или двухбашенный Orion III. С бронированными машинами вообще в Германии получилось неудачно, а вот гусеничные транспортёры получили развитие и небольшая серия машин, которые считаются развитием Орион-вагенов была выпущена для транспортных задач.
Orion-Geländelastkraftwagen (условное)/Вездеходный транспортёр Орион
Страна: Германия
Год выпуска: 1918
Кол-во выпущенных: 16 (19?)
Боевая масса: 7 тонн
Экипаж: 2
Мощность: Daimler, 100 л.с.
Максимальная скорость: 8 км/час
Если Антанта собиралась победить страны оси в 1919 году, то Германия планировала провести сокрушительное наступление и взять Париж в 1918 году. И забегая вперед можно сказать, что новая тактика с использованием боевых групп - Sturmtruppen или Stoßtruppen. Для поддержки работы штурмовиков в 1918 году в германской армии начали формировать транспортные колонны обеспечения. Первые пять колонн Armee-Kraftwagen-Kolonne (Raupe) (A.K.K.(R)) были оснащены транспортными машинами на шасси А7V (Überlandwagen Geländewagen A7V). Оснастить армию транспортными средствами считалось важнее, чем дать её танки. Тем не менее общность задания привела к тому, что и другие машины тяжёлого класса - Dür-Geländelastkraftwagen и условно называемый Orion-Geländelastkraftwagen были очень похожи на транспортёр от Abteilung 7 Verkehrswesen.
Шестую и седьмую колонну должны были оснастить 19 тягачами-гусеничными тракторами Орион. Приказ о формировании A.K.K.(R) 1116 был подписан 23 апреля 1918 г., колонна должны была оснащаться 9 базовыми тягачами Орион и 1-м резервным. 20 июля была создана A.K.K.(R) 1117 так же по плану с Орион-транспортёрами. Машина Orion-Geländelastkraftwagen получила 100-сильный мотор от Даймлера и традиционную компоновку с основным кузовом впереди и возможностью размещения груза за кабиной.
По своим размерам Orion-Geländelastkraftwagen был близок к Überlandwagen A7V, что то определённое сказать о конструкции движителя сложно по сохранившимся фотографиям, скорее всего схема с подрессоренными тележками была сохранена, так как и на прототипе боевых машин и на тягаче-транспортёре Орион были смонтированы бортовые экраны, которые прикрывали центральную раму, по которой обкатывались катки тележек, была ли сохранена система амортизации траков можно только предполагать.
Вероятнее всего 19 машин было реально выпущено и поставлено в транспортные колонны, так как на единственной массовой фотографии этих машин сразу можно увидеть 12 таких машин. Тягачи были оборудованы крюками и могли использоваться и как транспортёры переднего края и как тягачи не только для артиллерии, но и для ремонтно-эвакуационных работ для других гусеничных машин.
Создание специальных гусеничных транспортных колонн для снабжения артиллерии и штурмовых отрядов стало несомненно интересным шагом. С одной стороны появилась возможность перебрасывать амуницию и боеприпасы в любых условиях, так как шасси были фактически полнопроходимыми, но с другой стороны они были небронированными и их было крайне мало, что бы хоть как-то повлиять на итоги даже на уровне небольших подразделений. Выбор в пользу тягачей-транспортёров фактически был сделан за счет танков, но даже если бы все шасси было бронировано, вряд ли 100 дополнительных танков хоть как то повлияли на итог войны. Проблема была в том, что германская промышленность так и не смогла обеспечить свою армию необходимой техникой даже на пятый год войны, во многом из-за существенно завышенных требований к этой самой технике. Орион-ваген характерный пример - дорогая, сложная машина в малых количествах производилась в отрыве от общей стратегии войны и просто не могла стать массовой.
За пределами журнала на Дзене остается много материалов, которые не вписываются в его тематику или просто неформатные. Подписывайтесь на телеграмм канал - Технопутешествия. Так же на канале будут анонсы публикаций Дзена.
Канал о том, что можно из военной и технической истории увидеть просто проходя мимо в телеграммканале https://t.me/technomonuments и в VK - https://vk.com/remont1969
Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам
Другие материалы о развитии германских гусеничных шасси:
- Goebel Landpanzerkreuzer. 1917 Поиск выхода из тупика. Goebel Landpanzerkreuzer. 1917. Боевые танки-шагоходы Гёбеля. Миф или пропаганда?
- Orion-Wagen II. 1917. Поиск выхода из тупика. Часть 26. Orion-Wagen II. 1917. Сороконожка примеряет броню.
- Bremer-Wagen (Marienwagen I). 1916 Германский поворот. Часть 14. Bremer-Wagen (Marienwagen I). Простое, но неудачное решение
Источники:
Kraftfahrzeuge und Panzer der Reichswehr, Wehrmacht und Bundeswehr Werner Oswald, Motorbuch Verlag, 1982.
Die Rad- und Volkettenzugmaschingen des deutschen Heeres 1871-1919, Band 10 Militärfahrzeuge, Walter J. Spielberger, Motorbuch Verlag, p.124.
German tanks in World War I, Wolfgang Schneider & Rainer Strasheim,, Schiffer publishing, 1990. (Waffen Arsenal 112).
http://aviarmor.net/tww2/tanks/germany/orion-wagen.htm
http://www.landships.info/landships/tank_articles/Orionwagen.html
Федосеев С. Л. Танки Первой мировой войны. Иллюстрированная энциклопедия. — М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2002
Федосеев С. Л. Первые германские танки. «Тевтонский ответ»