Найти тему

Чапаев не скакал на лошади, а у космических пиратов не было бластера

Посмотрев отличный фильм, поставленный по какой-либо книге, часто хочется эту самую книгу прочитать. И порой выясняется, что экранизация является более чем приблизительной.

Фотопроба Владимира Высоцкого на роль Глеба Жеглова и Ивана Бортника на роль Васи Векшина для фильма "Место встречи изменить нельзя", 1979
Фотопроба Владимира Высоцкого на роль Глеба Жеглова и Ивана Бортника на роль Васи Векшина для фильма "Место встречи изменить нельзя", 1979

Культовый детектив "Место встречи изменить нельзя" Станислава Говорухина основан на книге братьев Вайнеров "Эра милосердия". В ней мы знакомимся с Глебом Жегловым - комсомольцем 26 лет, высоким, ловким, подвижным с широкими плечами, склонным к самолюбованию и не расстающимся с пистолетом парабеллум даже во сне. Этот молодой парень - отличник милиции, секретарь комсомольской организации. Он активно готовится к поступлению в юридический институт, чтобы двигаться по карьерной лестнице. С другим комсомольцем Володей Шараповым они почти ровесники. В фильме перед нам опытнейший работник МУРа явно на пятом десятке, занимающий большую должность начальника отдела по борьбе с бандитизмом. При этом все еще остающимся при такой должности капитаном, проживающим в общаге даже без холодной воды и руководящим группой из нескольких человек. У многих зрителей складывается впечатление, что это и есть весь отдел по борьбе с бандитизмом МУРа.

Съемки фильма "Место встречи изменить нельзя", 1979. Евгений Шутов и Владимир Высоцкий
Съемки фильма "Место встречи изменить нельзя", 1979. Евгений Шутов и Владимир Высоцкий

В книге Жеглов руководит одной из комсомольских бригад отдела по борьбе с бандитизмом, а не всем отделом. Разница между этими двумя должностями, как между понятиями милостивый государь и государь-император. Создатели фильма были вынуждены резко повысить Жеглова в должности из-за возраста Владимира Высоцкого, но оставили его в прежнем звании капитана и даже в прежней общаге в Балашихе, проживание в которой начальника отдела по борьбе с бандитизмом выглядело чистой воды абсурдом. Впрочем, другие события романа изложены в фильме более или менее точно, и его прочтение позволяет узнать гораздо больше интересных подробностей о героях. К примеру, о том, что бандит Фокс, вполне возможно, действительно воевал и свой орден, а также нашивки за ранения мог получить заслуженно - Вайнеры нигде не пишут, что он не был фронтовиком (а в фильме это подчеркивается).

Борис Бабочкин в фильме "Чапаев", 1934
Борис Бабочкин в фильме "Чапаев", 1934

Кинематограф часто отсекал ненужные детали биографий книжных героев и награждал их на экране отличительными особенностями, которые вовсе не были им свойственны. Ну просто так выглядело красиво. К примеру, легендарный комдив Василий Иванович Чапаев никогда на лихом коне в бурке с шашкой наголо не скакал - он передвигался на американском автомобиле марки Ford Model T, который смог "выбить" у Льва Троцкого после множества писем истерического содержания с угрозами и жалобами. У Чапаева была травма руки, и на коне он скакать не мог физически. Более того, в его дивизии имелось аж четырех аэроплана для разведывательных полетов. А еще под началом Чапая в заградотрядах дивизии служило множество иностранцев – от чехов и мадьяр до китайцев. В романе Фурманова "Чапаев", на котором основана легендарная лента братьев Васильевых, многие подробности были изложены. Но для большого экрана придумали совсем другого Чапая.

Михаил Жаров и Борис Щербаков в фильме "И снова Анискин", 1978
Михаил Жаров и Борис Щербаков в фильме "И снова Анискин", 1978

В 1968 году на советские экраны вышел первый фильм об участковом милиционере Федоре Ивановиче Анискине, которого блестяще сыграл Михаил Жаров. По просьбе зрителей проект продолжили. Картины основывалась на произведениях Виля Липатова, но с каждым новым фильмом они экранизировались все более приблизительно. Последняя и самая слабая трехсерийная постановка "И снова Анискин" официально является экранизацией повести Липатова "Анискин и Боттичелли", от которой в фильме осталась разве что старуха Валерьяновна. Все остальное пришлось переделывать. В повести ограбили церковь, в фильме - народный музей. В повести воруют иконы, которые коллекционирует даже директор сельской школы, в фильме - предметы народного промысла вроде керамики. В книге "шабашник Молочков" - талантливый художник и одержимый коллекционер икон, в фильме - фарсовая фигура. Ну а один из главных героев повести сельский священник, по понятным причинам, вообще из фильма исчез.

Марьяна Ионесян, Вячеслав Невинный и Наталья Гусева на съемках фильма "Гостья из будущего", 1984
Марьяна Ионесян, Вячеслав Невинный и Наталья Гусева на съемках фильма "Гостья из будущего", 1984

В 1985 году советские дети бросились на поиски книги Кира Булычева "Сто лет тому вперед" после бешеного успеха пятисерийного фильма "Гостья из будущего" Павла Арсенова. Хотелось еще раз насладиться историей про Алису Селезневу, миелофон и коварных пиратов с бластерами, стреляющими лазерными лучами. А в книге мальчик Коля попадает в будущее через шкаф в квартире соседа, прибывшие за ним в Москву космические пираты устраиваются работать на киностудию (один из них даже добивается там высокого положения и вежливого обращения Крысс Крыссович), вместо бластера у них усыпляющий пистолет. И даже так любимого зрителями робота Вертера с его стихами ("Когда она...") в повести нет вообще. Зато в ней множество удивительных описаний Москвы 2082 года, которые, конечно, в силу скудности бюджета и спецэффектов в фильме отразить было невозможно. Киношники поставили в "Москве будущего" лишь фанерный макет автобуса для телепортаций. Но хотя бы декорации космопорта придумали, а то в фильме "Через тернии к звездам" Ричарда Викторова космопортом стал московский аэропорт "Шереметьево-2", открытый к Олимпиаде-80.

Валентин Гафт, Константин Бромберг и Александра Яковлева на съемках фильма "Чародеи", 1982
Валентин Гафт, Константин Бромберг и Александра Яковлева на съемках фильма "Чародеи", 1982

Но самый большой сюрприз ждал поклонников чудесной новогодней сказки "Чародеи" Константина Бромберга, снятой в 1982 году. Официально она являлась экранизацией второй части повести братьев Стругацких "Понедельник начинается в субботу" под названием "Суета сует", но фактически от этой повести остались только некоторые имена сотрудников НИИЧАВО. Бромберг был уверен, что фантастику Стругацких в ее первозданном виде на телеэкран не выпустят, поэтому и заставил братьев превратить свою повесть в новогоднюю сказку, которую режиссер еще и сделал мюзиклом. К слову, до этого гениальный Андрей Тарковский осуществил другую экранизацию Стругацких, поставив по их повести "Пикник на обочине" картину "Сталкер", почти ничего общего с книжкой не имевшей.

Александра Яковлева и Валентин Гафт, на съемках фильма "Чародеи", 1982
Александра Яковлева и Валентин Гафт, на съемках фильма "Чародеи", 1982

Борис Стругацкий в интервью признавался, что сумел привыкнуть к "Чародеям": "Мюзикл получился недурной. Сначала он мне, признаться, не понравился совсем, но посмотревши его пару раз, я к нему попривык и теперь вспоминаю его без отвращения. Кроме того, невозможно не учитывать того простого, но весьма существенного обстоятельства, что на протяжении множества лет этот мюзикл регулярно и ежегодно идёт по телевизору под Новый год. Значит, нравится. Значит, народ его любит. Значит, — есть за что..." И с этим, действительно, не поспоришь.