Найти в Дзене

Почему нас пугают этические дискуссии? (а на самом деле не должны)

Все последние дни внимательно читаю комментарии в различных блогах и соцсетях, посвященные новому витку очередной полемики в просвещенных кругах на тему «объединяться или нет», «ходить на выборы или нет», «бороться с главным злом или искать зло друг в друге», «допустимы ли этические компромиссы или нет», «имеем ли мы право вставать в позицию судьи или нет» и прочее, и прочее. Не буду сейчас подробно останавливаться на том, что большинство из предметов и дихотомий, заявленных как отправная точка этих дискуссий, являются ложными и вовсе не существующими в природе. Это – не причина проблемы, а ее следствие. Сам факт накручивания подобных дискуссий вокруг сомнительных и, как минимум, неактуальных тем говорит мне о том, что в его основе лежат куда более глубинные мотивы, чем стремление просто похайпиться на громкой теме или получить новых подписчиков в блог. Нет, конечно, там все куда сложнее – ведь мы все-таки говорим о «разборках» не между добром и злом, а о конфликтах на одной стороне, в

Все последние дни внимательно читаю комментарии в различных блогах и соцсетях, посвященные новому витку очередной полемики в просвещенных кругах на тему «объединяться или нет», «ходить на выборы или нет», «бороться с главным злом или искать зло друг в друге», «допустимы ли этические компромиссы или нет», «имеем ли мы право вставать в позицию судьи или нет» и прочее, и прочее. Не буду сейчас подробно останавливаться на том, что большинство из предметов и дихотомий, заявленных как отправная точка этих дискуссий, являются ложными и вовсе не существующими в природе.

Это – не причина проблемы, а ее следствие. Сам факт накручивания подобных дискуссий вокруг сомнительных и, как минимум, неактуальных тем говорит мне о том, что в его основе лежат куда более глубинные мотивы, чем стремление просто похайпиться на громкой теме или получить новых подписчиков в блог. Нет, конечно, там все куда сложнее – ведь мы все-таки говорим о «разборках» не между добром и злом, а о конфликтах на одной стороне, в светлом лагере. И априори принимаем тот факт, что участники этого лагеря, однозначно вставшие на позицию света – не дурные люди, не законченные злодеи, не откровенные подлецы, и каждый из них способен на что-то хорошее и полезное, да и по мере сил делает все это.

Почему же эти хорошие умные люди продолжают ссориться друг с другом? Почему мы снова и снова одергиваем друг друга, говоря друг другу, что нам надо «начать с себя», «снять белое пальто», «перестать грызться друг с другом», «учитывать и уважать былые заслуги» каждого сторонника светлых сил? Мне кажется, за всей этой осторожностью и аккуратностью, призывами не рубить с плеча и скорее объединяться, стоит страх.

Причем сразу несколько видов страха. Это и страх не вполне порядочных людей (а среди светлых сил есть и такие) быть разоблаченными. Это и страх хороших людей ненароком принять участие в новой «охоте на ведьм» или стать ее жертвой. И еще много-много разных страхов, которые – каждый по-своему – мешают эффективно и действенно бороться с главным злом, поддерживать самых смелых таких борцов, самим активно действовать и вносить ощутимую лепту в эту борьбу. Этот страх заставляет нас держаться в стороне от наиболее громких этических конфликтов, не участвовать в них, не формировать свое мнение и не принимать ничью точку зрения, бесконечно тормозя и мешая добру наконец победить.

tc-uptrend.timepad.ru
tc-uptrend.timepad.ru

И я, кажется, очень хорошо понимаю причину и природу этого страха – это страх открыть в себе самом бездны тьмы и черноты, страх оказаться плохим, страх показаться плохим, страх превратиться в неистового фанатика с факелом, преследующего несчастную оговоренную завистниками и сплетниками жертву. Многие хорошие люди этого боятся. Но как раз этот страх, как ни парадоксально, и мешает им действовать, мешает им активно выступать на стороне добра против зла – и, значит, даже против их воли помогает злу.

Как же преодолеть этот страх оступиться на зыбкой почве этики и ненароком не нарубить лишних дров? Очень просто – начать наконец-то тренировать себя отличать добро от зла. Вы не ошибетесь в своих этических оценках, если будете точно уверены в том, что именно находится перед вами – и сможете отличать подлость от заблуждения, мстительность от справедливого возмездия, жажду власти от стремления создать благополучное современное общество и так далее. Страх, который лежит в основе всех сегодняшних дискуссий – это страх не отличить добро от зла. Но этот страх уходит, если наконец научиться это делать.

Да, это не так-то просто, потому что для начала нужно распознать и принять зло в себе. Что движет вами в тех или иных поступках, в тех или иных словах? Пренебрегаете ли вы интересами других людей в надежде хоть немного утолить свою боль, повысить свою самооценку, обеспечить себе более высокие доходы или решить другие свои личные и личностные проблемы? Как только вы разберетесь в этом смысле с самим собой, все остальные люди тоже окажутся перед вами, как на ладони – вам будут ясны их истинные мотивы, видны темные и светлые стороны, понятны их травмы и, да, все те же страхи.

И здесь нужно обязательно подчеркнуть, что процесс познания добра и зла – это именно что процесс, нет никакой точки, нет никакого финального результата, на который можно присесть, как на мешок с песком, и отдохнуть. То, что мы сегодня считаем вполне приемлемым, как тот же харассмент, завтра может быть совершенно недопустимым, и наоборот. Для этого-то и нужны все наши этические дискуссии, поэтому-то и важно участвовать в них, а не отстраняться в страхе сказать или сделать что-то не то. Этику двигают вперед самые отважные – те, кто уже умеет отличать добро от зла, но не останавливается на этом пути и продолжает снова и снова формировать новые смыслы, концепции и идеи. Потому что зло, по большому счету, боится только этого – когда кто-то вытаскивает его на свет и начинает тщательно рассматривать и изучать.