В комментарии к статье «Бороться с главным злом или искать зло друг в друге?» читатель пишет, что согласился бы со мной в том, что обсуждать этические проблемы среди очевидных союзников необходимо, если бы у кого-то было бы «бесспорное право встать в позицию судьи и выносить объективный вердикт, что глупо, что умно, какой оттенок света правильный...». А так как ни у кого такого права, несомненно, нет, то и осуждать кого-то за этически неблаговидные и сомнительные поступки мы не можем.
Эта мысль кажется очень правильной и верной, потому что, конечно же, судить мы можем только себя за свои поступки и сравнивать только себя с собой в прошлом, чтобы понять, по пути добра мы движемся или по пути зла. И эту мысль в ее различных вариациях я много раз встречала и раньше. Например, постулат о том, что каждый из нас является отражением внешнего мира и сам притягивает к себе беды своим несовершенством, или о том, что не нужно искать виноватого в каких-то проблемах, лучше посмотреть, какова лично твоя ответственность в них. Или о том, что «ты сама сделала, чтобы тебя не били», или идея о непротивлении злу насилием, где под насилием почему-то подразумевается общественное порицание или справедливое наказание злодея.
Если обобщить и коротко изложить эту мысль, она означает «начни с себя, следи за своим собственным поведением, занимайся собственным саморазвитием». И эта мысль, повторюсь, верна и хороша. И именно поэтому этим постулатом постоянно пользуются все хорошие, нормальные люди. И очень часто совершают при этом огромную, на мой субъективный взгляд, ошибку.
Потому что любое «начни с себя» является находкой и вожделенной добычей любого злодея, абьюзера, харассера. Все люди, практикующие насилие для достижения собственных целей и удовлетворения собственных желаний, с огромным удовольствием повторяют это «начни с себя» своей жертве. Они делают это так часто и с таким наслаждением, что в каждом человеке, который советует мне «начать с себя», я вижу такого абьюзера и харассера.
Эта позиция хороших людей необыкновенно выгодна каждому злодею, и каждый злодей всегда применяет ее с пользой для себя. Мы видели это так часто и так много, что сегодня, я считаю, применять эту идею нужно с большой осторожностью. И никогда, ни в коем случае не говорить «начни с себя» тем, кто очевидно стал жертвой злодея, кто неустанно и долгие годы борется со злом, обрастая все новыми и новыми потерями для своего здоровья, своих близких и в целом для собственного благополучия. И тем, кто без отдыха занимается просвещением, информированием и обучением огромных аудиторий людей, показывая им реальный мир, взаимосвязи в нем, причины и последствия самых разных вещей и событий.
Лично у меня, не испытавшей и половины этих лишений и не сделавшей и десятой части того, что сделали они, когда я вижу, как эти люди кого-то за что-то осуждают или кого-то разоблачают, не поворачивается язык посоветовать им «начать с себя». Да, я считаю, что эти люди имеют право «вставать в позицию судьи», потому что с себя они начали уже давным-давно и многое что отдали за это право. И я думаю, что они действительно вправе осуждать непорядочных людей, обманщиков, прикрывающихся былыми заслугами ради корысти, организующих травлю ботами своих якобы «единомышленников» ради наращивания своего политического капитала, пустобрехов, не пожертвовавших ничем из своего комфортного существования ради «общего дела» и «объединения», за которое они так ратуют.
Судьи есть – и это прежде всего те, кто явно и непритворно постоянно судит сам себя и постоянно сам развивается и совершенствуется. Им мы и можем доверить право формировать нашу этику, вырабатывать в инициированном ими обсуждении новые этические нормы, которые помогают победить зло и делают так, чтобы оно не возвращалось хотя бы в своем прежнем виде. Да, эти люди не ангелы с крыльями, и никто из них не идеален, потому что идеала в мире не существует – он лишь ориентир. Но они хотя бы движутся по этому ориентиру в сторону добра, а не просто разглагольствуют об этом перед толпами обманутых ими людей.