Найти тему

ОБЗОР ПЛАСТИНКИ: John Coltrane - Coltrane [Prestige 7105]

Оглавление
John Coltrane - «Coltrane»
John Coltrane - «Coltrane»

"Coltrane" - был создан в переходный период музыкальной карьеры Джона Колтрейна. В 1955 г. он впервые присоединился к квинтету Майлза Дэвиса, а в 1960г. создал свой знаменитый квартет с Маккоем Тайнером, Джимми Гаррисоном и Элвином Джонсом. За прошедшие годы он преодолел наркотическую зависимость и начал развивать свои собственные музыкальные идеи, экспериментируя как с квартетом Телониуса Монка, так и с секстетом Майлза Дэвиса (с участием Билла Эванса и Кэннонболла Эддерли). С последним коллективом в 1959 году он записал знаменитый альбом Kind of Blue, который многие считают одним из самых захватывающих джазовых альбомов всех времен. Хотя Колтрейн входил в состав групп Майлза Дэвиса и Телониуса Монка, в этот период он также записывал студийные сессии с другими музыкантами и представлял свои собственные альбомы. Среди них была и эта сессия, в которой приняли участие такие великие джазовые музыканты, как пианист Ред Гарланд и басист Пол Чемберс (оба были знакомы ему по квинтету Майлза Дэвиса). Смена состава участников может свидетельствовать о разных датах записи - ведь многие другие альбомы Колтрейна на Prestige были, по сути, результатом объединения композиций с разных сессий. Однако альбом Колтрейна был записан в течение одного вечера 31 марта 1957 года, когда за роялем по очереди играли Ред Гарланд и Мэл Уолдрон, трубач Джонни Сплаун участвовал в четырех мелодиях, а баритон-саксофонист Сахиб Шихаб - в трех. Последняя мелодия, записанная в тот день, "I Hear a Rhapsody", завершающая сессию, была первоначально включена в альбом Lush Life и добавлена сюда в качестве бонуса.

John Coltrane - «Coltrane»
John Coltrane - «Coltrane»

Оригинальные примечания: Coltrane (Prestige 7105)

«Когда я писал о Джоне Колтрейне на обороте пластинки Mating Call (Prestige LP 7070), я обратил внимание на его предыдущий опыт игры с Эдди Винсоном, Диззи Гиллеспи, Эрлом Бостиком, Джонни Ходжесом и Майлзом Дэвисом. Я писал: "Из его трудовой книжки видно, что он появился на сцене не в полном составе. Это скорее вопрос взносов, которые он платил какое-то время". Сейчас наступила эпоха больших достижений. Звезды кино, телевидения, кандидаты в президенты, мыло для стиральных машин - все они продаются публике одинаково. С появлением hi-fi, бумом долгоиграющих пластинок и открытием "джаза" на Мэдисон-авеню музыканты получают аналогичное отношение. Каждый месяц нас встречают альбомы новых звезд. Некоторые из них, используя свой стиль и свою известность, достигают временной популярности, но затем не выдерживают даже короткого испытания временем.

Джон Колтрейн - это, в некотором смысле, новая звезда, но он пришел к ней не благодаря высокому давлению пресс-агентов. Его становление происходило на более прочной почве. С момента присоединения к квинтету Майлза Дэвиса в конце 1955 года и до блестящей работы с Телониусом Монком в Five Spot Café летом 1957 года Трэйн неуклонно наращивал свои достижения на инструменте и приобретал новых поклонников своей игры среди коллег-музыкантов и серьезной слушательской публики. Сам характер его развития и прогресса свидетельствует о том, что он не является "летучей звездой", которая то появляется на небосклоне, то исчезает, а уверенно входит в число избранных музыкантов, которые играют влиятельную роль благодаря своей способности сказать что-то важное по-новому.

Вы слышали Колтрейна на альбомах Prestige с Майлзом Дэвисом (LP 7014, 7094), с Хэнком Мобли (LP 7043), с Сонни Роллинзом (LP 7047), на упомянутом выше Mating Call с Тэддом Дамероном и Tenor Conclave (LP 7074). Однако это его первая встреча в качестве лидера, и в этой роли Трэйн выбрал музыкантов, написал несколько композиций, а также аранжировки.

SIDE A:

  1. Bakai 8:39
  2. Violets For Your Furs 6:14
  3. Time Was 7:25

Композиция "Bakai" (что, как мне сказали, по-арабски означает "плач"), написанная Кэлом Мэсси, открывает первую сторону. Ее красивую минорную тему излагают Ред Гарланд, Колтрейн (который действительно плачет) и Шихаб.
Остальную часть первой стороны исполняет квартет с участием Трэйна и Рэда. Два балладных стандарта, "Violet for Your Furs" и "Time Was", первый из которых имеет чувствительную балладную трактовку, а второй исполнен в ярком среднем темпе.

Джон Сплаун, молодой трубач из Харрисбурга, штат Пенсильвания (родился там 31 января 1931 года), играет в ансамбле в четырех номерах и солирует в двух из них. Его отец, Джон Сплаун-старший, тоже трубач. Старший Сплоун, который до сих пор выступает в Харрисбурге, начал играть с Джонни примерно в пятилетнем возрасте. Джонни, который говорит, что ему нравятся "все" трубачи, но "особенно Брауни (Клиффорд Браун)", играл с Сонни Ститтом, Лу Дональдсоном и, совсем недавно, с Булл Мусом Джексоном. Сахиб Шихаб, саксофонист, наиболее известный по своей альтовой работе с Телониусом Монком в сороковых и пятидесятых годах и баритоновой игре с Диззи Гиллеспи в пятидесятых, здесь выступает на большом роге в трех композициях. В двух из них он солирует. Его глубокий, жесткий голос прекрасно подходит к аранжировкам Колтрейна и Кэла Мэсси.

Мал Уолдрон, в настоящее время аккомпанирующий Билли Холидей, и Ред Гарланд, постоянный участник квинтета Майлза Дэвиса, разделили между собой партию фортепиано. Остальной состав ритм-секции остается неизменным на протяжении всей сессии. На бас-гитаре играет безупречный Пол Чемберс из группы Майлза Дэвиса, а на ударных - Эл Хит, младший брат Перси, приехавший из Филадельфии, где он играл с лучшими местными музыкантами.

SIDE B:

  1. Straight Street 6:16
  2. While My Lady Sleeps 4:39
  3. Chronic Blues 8:10
  4. * I Hear a Rhapsody 5:56

Вторая сторона открывается композицией "Straight Street" в аранжировке Колтрейна, в которой солируют лидер, Джонни Сплаун и Мэл Уолдрон.
Интересно отличается от Колтрейна интерпретация редко исполняемой "While My Lady Sleeps" - Трэйн играет один, пока Сплаун не присоединяется к нему для последней жутковатой ноты.
Заключительная композиция - "Chronic Blues" Трэйна - дает простор всем рожкам и Уолдрону.

Участники:

JOHN COLTRANE, тенор-саксофон
JOHNNY SPLAWN, труба (на A1 и B1-B3)
SAHIB SHIHAB, баритон-саксофон (на Al, B1 и B3)
RED GARLAND, фортепиано (на сторонах A и B4)
MAL WALDRON, фортепиано (на B1-B3)
PAUL CHAMBERS, бас
ALBERT "TOOTIE" HEATH, барабаны

Хакенсак, Нью-Джерси, 31 мая 1957 г.

John Coltrane - «Coltrane»
John Coltrane - «Coltrane»

Благодарю за внимание! Не забудьте подписаться на мой канал, чтобы не пропустить новые выпуски моих рубрик!