Добропорядочная женщина со средним достатком жила себе поживала, как и многие - чему-то радовалась, за что-то тревожилась.
Она даже не предполагала, что С НЕЙ может произойти такая неприятность. Что и до неё смогут добраться мошенники.
Ведь они ей даже ни разу НЕ ЗВОНИЛИ, номеров не выведывали, открывать левые "ссылки" не просили...
И тут, как обухом по голове - получила повестку в суд.
Оказывается, что Банк, клиентом которого она являлась, подал на неё иск о взыскании долга по кредиту, который она не оформляла и понятия не имела о его существовании.
Кредит на сумму около 200тыс. руб. на ее имя оформили мошенники.
Женщина подала встречный иск с просьбой отменить кредитный Договор (так как ОНА его НЕ ЗАКЛЮЧАЛА).
Кроме того написала заявление в полицию, на основании чего было возбуждено уголовное дело.
И к чему же все это привело?
Хитроумная схема мошенников
1. Что мошенники знали заранее до проведения операции:
- номер телефона женщины - узнать его проще пареной репы!;
- наименование банка - тоже не суперсекретная информация;
- и логин (без пароля!) для входа в он-лайн банк - вот этот момент уже интересный - откуда они узнали логин - это ниточка, за которую следствие, скорее всего, доберется-таки до преступников.
2. Как мошенники оформили кредит
- Неизвестное лицо позвонило на ГОРЯЧУЮ линию банка и от имени клиентки переподключило фуккцию оповещения удаленного доступа в личном онлайн-кабинете с абонентского номера +7917..., принадлежащего женщине, на абонентский номер +7999... , принадлежавшего... но об этом чуть позже
- Далее это неизвестное лицо вошло в интернет-банк клиенты по ЛОГИНУ и паролю. Дело в том, что аутентификация клиента в интернет-банке "***** *****" осуществляется по паролю или одноразовому паролю. Вот этот одноразовый пароль был и получен им на свой телефон.
- Затем это неизвестное лицо оформляет заявление на кредит, подтверждая свои действия одноразовыми паролями, которые высылаются теперь на НОВЫЙ номер +7999...
- Банк одобрил кредит и перевел на счет женщины около 200 тыс. рублей, о чем женщина не знала и не ведала, так как не заглядывала в историю операций по счету. А мошенник тут же ВЫВЕЛ эти деньги.
- Таким образом эти деньги как бы мельком пролетели по счету женщины - прилетели и мгновенно улетели. Но зато у неё возник долг по кредиту.
Что установило следствие и что решил суд
А следствие установило, что :
- Номер +7999.., которым воспользовался мошенник, был, как переходящее знамя - за два года сменил череду хозяев. При этом максимальный срок пользования номером - пять месяцев, минимальные - неделя и даже всего один день.. Но НИКОГДА этот номер НЕ ПРИНАДЛЕЖАЛ пострадавшей женщине.
- Все действия по телефону (звонок на горячую линию банка, получение и отправка одноразовых паролей) в день оформления кредита производились из Новосибирска, который находится от места проживания женщины (Самарская обл.) на расстоянии более 2 тыс. км. по прямой!!!
А суд что сказал?
Суды всех трех инстанций удовлетворили иск Банка, признав женщину должницей.
Вот что суд установил:
- Нарушений со стороны банка при оформлении кредитного соглашения, а также списании денежных средств со счёта клиентки НЕ БЫЛО - все поручения и документы поступали от её имени и были подписаны её корректной электронной подписью (одноразовые пароли).
- Согласно договора о комплексном банковском обслуживании физических лиц клиент несёт ответственность за все денежные переводы и операции в интернет-банке При этом уточняется, что правила действуют на все операции, производимые клиентом и/или третьими лицами с ведома или без ведома клиента.
- Поэтому суд согласился с доводами банка - виновна в происшедшем только сама женщина - только она несет ответственность за все действия, производимые с её счетами .
- Кроме того суд ссылался и на то, что следствие по поиску виновных не завершено и женщина не может предъявить никаких доказательств о своей невиновности, постановил взыскивать с неё задолженность по кредиту.
И что дальше?
Женщина дошла до Верховного суда РФ, который не согласился с решением коллег - решение судов первых инстанций отменено и дело отправлено на пересмотр с учетом ошибок, на которые указал ВС РФ:
- Первая, основная ошибка это то, что с номера телефона женщины не было исходящих звонков на "Горячую линию" банка, а номер переподключения принадлежал совершенно другому лицу . И он никогда не принадлежал ответчице. Уже в этот момент Банк должен был забить тревогу!
- Поспешность дистанционного перевода полученной в кредит суммы на счета третьих лиц должна была, как минимум, насторожить банк. А, как максимум, они были обязаны остановить перевод до выяснения сомнительных обстоятельств.
Для неверующих пишу источник информации: Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 июля 2023 г. N 46-КГ23-6-К6