Дорогие друзья и читатели канала, всех приветствую!
Первую статью о небольшом старинном селе Хо́луй я полностью посвятила истории зарождения и развития иконописной традиции. Икона Святителя Николая, о реставрации которой я сейчас рассказываю, вышла из-под кисти мастера, жившего в этом замечательном селе более века назад.
А сегодня давайте просто отдохнем - об иконах и о работе - ни-ни! Эта статья для хорошего настроения, разное интересное о селе и его жителях.
Село и сейчас небольшое, обычно пишут о тысяче жителей, треть из которых художники: иконописцы или живописцы лаковой миниатюры. Многие из них состоят в Союзе художников России! А художники - они такие, рисуют везде, где настигнет вдохновение. Даже на заборах.
Необычное название села неизбежно вызывает вопрос! Все источники однозначно указывают, что оно не имеет связи со словом "холу́й" в значении прислужник/подхалим. Такое впечатление, что ударением на первый слог жители подсознательно от неё, этой связи, дистанцируются.
Но связи и правда нет! Есть другие значения этого слова, более логичные и подходящие по смыслу. Про плетеные сетки-запруды - холуи - я уже рассказывала, а в селе, расположенном на реке, рыбная ловля несомненно процветала издревле.
Еще одна версия этого слова – нанесенный разливом реки на берега мусор, лесной валежник. И здесь опять прямая связь с названием села, так как каждую весну река Теза разливается и затапливает практически все его улицы, а уж какой только мусор не оставляют после себя схлынувшие воды реки, можно себе представить!
И упавшие деревья, перегородившие реку, её течение, тоже называли в старину холуем. "Холудье", или "холустье" - это кустарник, мелкий лес, хворост.
А на вологодщине существительное "холуй" употреблялось в значении "одинокий посёлок", "однодворок". Я чувствую, что где-то рядом и слово "захолустье" по смыслу находится.
А ещё, Холуй, оказывается, было именем собственным! В прямом смысле - языческим славянским именем. Долгое-долгое время ещё после крещения Руси сочетание языческих и христианских имён было традицией. И в летописях 15-16 веков в роду князей Ухтомских мы встречаем князя Фёдора Холуя Васильевича Ухтомского (1470 – 1530) и его сына, князя Василия Федоровича Холуева Ухтомского. Славянские имена-прозвища, при прибавлении суффиксов "ов", "ев", "ин", становились фамилиями, фамилия Холуевы и сейчас встречается. А вот имя, из-за неблагозвучия, полностью вышло из употребления.
Однако у южных и западных славян фамилия Холуй сохранилась и даже распространена, что доказывает общие, древние славянские корни. В Польше хорошо известен писатель Тадеуш Холуй (1916 – 1985), в Словакии более двухсот человек носят фамилию Холуй!
Легенды говорят, что зародилось поселение ещё во времена татаро-монгольского нашествия, когда суздальцы, спасаясь от набегов, укрывались в густых дремучих зарослях по берегам Тезы. А в 1546-м году село уже упоминается в грамоте самого́ Ивана Грозного. В документе говорится о том, что в Холуе имеются варницы соли, и что относится оно к Суздальскому уезду. Так что, скоро Холуй отметит свое 500-сотлетие!
Холуйцы не только ловили рыбу, варили соль и писали иконы. Славные страницы их ратных подвигов рассказывают об участии в ополчении Минина и Пожарского и освобождении Москвы от польских интервентов. Позже село было пожаловано царём князю Пожарскому, потом принадлежало князьям Голицыным, Куракиным, графам Бобринским.
После отмены крепостного права в 1861 году, жители села превратились в государственных крестьян. Но ни до, ни после они не пахали и не сеяли. Холуй со всех сторон окружён болотистой, весною затопляемой и совершенно непригодной для обрабатывания земли, местностью.
А ещё разливы - своего рода фирменный знак Холуя, они были всегда и в истории сохранилось немало воспоминаний. В рукописи середины 19 века (1867 года), хранящейся в архиве Русского музея, говорится: "Весной, слобода Холуй буквально залита водами, как будто во время великого наводнения или потопа.
На каждом, почти, дворе вода, домашний скот у каждого помещается на подделанных от земли подмостках (от такого наводнения в каждую весну Холуйские жители получили название фараонов) и только не затопляется водой возвышенные места под церквями и некоторые дома. У каждого Холуйского жителя непременно есть по местному выражению «ботник» но ещё в Холуе он носит название «усик», это небольшой челнок или правильнее маленькая лодка управляемая одним или двумя человеками..."
Логика здесь простая - в Египте Нил каждый год обильно разливался и там жили фараоны, в Холуе - река Теза каждый год обильно разливается, значит здесь тоже "фараоны" живут. Вдобавок, иконописцы жили богато, свободно, красиво одевались, сельским хозяйством не занимались, хотя и именовались официально крестьянами. В общем сходство с фараонами имелось и помимо разлива! И до сих пор тому, кто искупается в весенних водах Тезы, говорят, что он «офараонился».
Весной, когда река Теза обширно разливается, передвигаться по селу возможно только на лодках. Весенний Холуй часто сравнивают с Венецией, здесь проходит арт-фестиваль расписных лодок, который так и называется — «Русская Венеция».
Как и в далёком 19-м веке жители Холуя любят пофараонить, устраивают весёлый народный праздник, проводят конкурсы и вручают призы победителям.
Участники в соответствии со старинной традицией расписывают лодки и весла, которые местные жители используют во время весеннего разлива реки. Затем эти лодки спускаются на воду и участвуют в особом состязании — «Потешной флотилии».
На старт... Внимание...
Мааарш!!!
Вот так, всего на один день Холуй из обычного села превращается в сказочное, наполняется причудливыми существами и дивными узорами плывущими по реке на радость всем!
.................
Посетившие село Холуй в 1837 году друзья А. С. Пушкина, художники Григорий и Никанор Чернецовы записали о своих впечатлениях следующие строки: "Прошедшим летом мы имели случай быть в двух значительных сёлах Владимирской губернии: Холуе и Палехе. [ ... ] В Холуе это искусство слабее, но в нём показывается заря живописи. Этот любопытный уголок, в котором услышишь о Рафаэле и других художниках, представляет из себя что-то особенное".
..........
Всем добра! Спасибо за прочтение статьи, интерес к реставрации и моей профессии, к культуре, к искусству и истории! Ваша подписка на канал придаст мне вдохновение создавать новые статьи и видео.