Найти тему
Пиковая дама

Учебник сатиры: "Двенадцать стульев" И. Ильф, Е. Петров

  Для тех, кто к нам присоединился недавно, напоминаю, что мы рекомендуем к прочтению детям классику мировой литературы, не охваченную школьной программой.

  В конце каждой статьи имеются ссылки на предыдущий, последующий и 1-ый выпуски.

  Как отличить интеллектуального человека от просто хорошего?

   Если в компании, дружно смеющейся над анекдотом или бурно реагирующей на какой-нибудь видеоролик из интернета, окажется человек, который просто улыбается, не разделяя общий восторг, не стоит сразу считать, что он тугодом или до него доходит, "как до жирафа". Возможно, этот человек - ценитель тонкого юмора и предпочитает язык сатиры . А его улыбка означает, что ему приятно, когда хорошие люди вокруг него радуются.

  А что лучше всего поможет нам понимать этот язык? Конечно же, книга.

  Одна из известнейших и замечательных книг, которая полна юмора и точно не заставит читающего скучать, - это "Двенадцать стульев" И. Ильфа и Е.Петрова. Сегодня мы поговорим о ней.

 

 Наверное, нет человека, который бы не видел экранизацию этого произведения в советском кинематографе. И эти фильмы действительно хороши. Но никакой даже самый лучший фильм не передаст мастерство написания книги, стиль авторов, не похожую ни на какую другую манеру изложения текста.

  Если мы хотим, чтобы наш ребенок отличался остроумием, понимал шутки, умел красиво и виртуозно выразить свою мысль или, подобно Остапу Бендеру, не лез за словом в карман, то смело можем рекомендовать к прочтению "Двенадцать стульев".

-2

Выпуск 7.

Рекомендуемый к прочтению возраст:

от 16 лет.

Время написания романа:

1927 год.

Место действия:

СССР.

Краткое содержание сюжета: 

  Бывший дворянин, разорившийся с приходом советской власти, работает служащим в ЗАГСе в уездном городе N. И все вроде бы идет своим чередом, как вдруг перед смертью его теща решила раскрыть ему тайну: перед вынужденным бегством она зашила бриллианты в стул из их гостиного гарнитура.

  И Ипполит Матвеевич Воробьянинов, воодушевленный и обнадеженный, пускается на поиски сокровищ. Он приезжает в город Старгород, где их семья раньше проживала в достатке, и узнает, что дом занят учреждением по социальному обеспечению, а след стульев... потерян.

-3

  Случайно ему попадается молодой человек, представившийся Остапом Бендером, которому он рассказывает о драгоценностях, и вместе они начинают охоту за стульями.

   

Чему учит книга:

  Начать нужно с того, что чтение романа "Двенадцать стульев" - это урок сатиры. Невозможно не знать эти знаменитые фразы, разошедшиеся на цитаты: "Лед тронулся, господа присяжные заседатели!", " Остапа понесло", "Утром деньги - вечером стулья" и др. Так вот, прочитав книгу, ребенок узнает, откуда взялись эти и другие не менее известные изречения, которые ему не раз еще доведется услышать в жизни.

  Что касается познавательной функции произведения, то роман дает представление об устройстве государства в ранние советские годы. Не забываем при этом, что у Ильфа и Петрова повествование ведется в сатирической форме. Авторы высмеивали не только человеческие недостатки (о которых мы поговорим ниже), но и ту действительность, во время которой происходит действие романа. Например, не случайно авторы часто употребляют любимые советской властью названия учреждений: Старгубстрах, Старкомхоз, Старсобес и др. Эти сокращенные названия госучреждений, - визитная карточка Советского Союза, - сохранялись до его распада, неприятно резали слух и отдавали казенщиной.

  В провинциальных городах России тоска и однообразие. Это мы видим на примере сатирического описания уездного города N, где слишком много парикмахерских и бюро похоронных процессий, и вся жизнь людей за неимением других занятий крутится вокруг них.

 

-4

 Авторами высмеивается наша постоянная бюрократия, волокита и чиновничий произвол, которые, независимо от устройства российского государства, всегда имеют место быть, - еще Гоголь в "Мертвых душах" и "Ревизоре" и Салтыков-Щедрин в своих рассказах об этом писали. И.Ильф и Е. Петров продолжают традицию критики чиновничества уже при советской власти. Например, в романе упоминается о заградительных барьерах в учреждениях при попытке посетить чиновника: это и перевернутые скамейки, преграждающие вход посетителям, и вывески на дверях: "Своим посещением ты мешаешь занятому человеку" и др. 

-5

  Теперь о героях. Обаятельный мошенник Остап Бендер - великий комбинатор, охотник за сокровищами, приятен во всем. И мы, читая роман, проникаемся к нему симпатией и желаем удачи в его манипуляциях, несмотря на то, что он не делает ничего хорошего и полезного. А почему?

  Да потому, что он играет на человеческих недостатках, и это нужно объяснить ребенку, обсудив с ним после прочтения книгу. Нам не жалко никого из обманутых им персонажей, потому что все они так или иначе порочны. Авторы высмеивают дворянство как сословие, потерявшее Россию, на примере образов Воробьянинова и принадлежавших некогда к его кругу разоренных аристократов, которых удается легко обмануть, пообещав им возвращение той жизни, когда они по праву рождения получали титул и все блага, не работая и не тратя сил. Трусость, ограниченность ума, лицемерие - вот характерные черты этих людей. Прозвище "гигант мысли", данное Бендером Воробьянинову, звучит как насмешка. 

  Авторы не жалуют и религию. Церковный служитель батюшка Федор прекрасно совмещает обязанности священника с коммерческими проектами вроде животноводческой фермы или приготовления домашних обедов. Где там думать о душе, когда все мечты о свечном заводике и об извлечении прибыли? Неудивительно, что он пускается на поиски сокровищ, бросив службу и забыв о тайне исповеди. Вот такой у И.Ильфа и Е.Петрова образ религиозного деятеля в лице отца Федора.

-6

  Другие персонажи в романе также не вызывают сочувствия: это и подворовывающий из выделенных средств государством на содержание приюта застенчивый "голубой воришка" Альхен, и необразованная, умственно ограниченная, прекрасно обходящаяся тридцатью словами из своего словарного запаса Эллочка-людоедка, тщеславные жители города Васюки, которым Остап умело задурил голову обещаниями проведения в их городе международного шахматного турнира. Название "Нью-Васюки" стало нарицательным и иронически употребляется, когда хотят умерить пыл чиновника-популиста, обещающего превращения провинциального городка в город-сад, или при завышенных ожиданиях жителей.

 

-7

 В романе упомянуты и другие человеческие недостатки: пьянство монтера, продавшего стул Бендеру; рифмоплетство и отсутствие таланта у "поэта" Ляписа, пишущего на заказ; беспомощность и неумение выйти из трудной бытовой ситуации инженера Щукина и т.д.

  Концовка романа заканчивается для всех алчных охотников за сокровищами печально: батюшка сходит с ума, поняв, что его поиски оказались безуспешны; Остап Бендер погибает от руки Воробьянинова, который не желает делиться сокровищами с компаньоном, да и сам Воробьянинов разделяет участь батюшки, когда оказывается, что государство добралось до сокровищ раньше него.

  И хоть книга полна юмора и иронии, мораль, которая обозначена и во втором романе И.Ильфа и Е.Петрова об Остапе Бендере "Золотой теленок", очевидна: добытые (или не добытые, но желаемые) легким и нечестным путем деньги (хоть и без нарушения закона) не приносят счастья. 

  Резюмируем: прочитав книгу, подросток познакомится с одним из величайших учебников сатиры советского времени. И как не воскликнуть, цитируя городничего из бессмертного произведения Н.Гоголя "Ревизор": " Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!"

-8

Ключевые фразы в произведении (их много):

  "А может вам еще дать ключ от квартиры, где деньги лежат?"

  "Я бы взял частями. Но мне нужно сразу".

  "Дело помощи утопающим - дело рук самих утопающих".

  " Почем опиум для народа?!"

  " Всю контрабанду делают в Одессе, на Малой Арнаутской улице." 

Уважаемые читатели, жду ваших отзывов и комментариев.

С выпусками 1, 6 и 8 вы можете ознакомиться, перейдя по ссылкам: