Ростовчанка Анна Пирогова по собственной инициативе, без официальной и спонсорской поддержки, продвигает Ростовскую область на ремесленных ярмарках России. Она ездит на них со своими деревянными расписными игрушками.
По ее мнению, наших ремесленников на таких мероприятиях – раз, два и обчелся. Некоторые организаторы считают даже, что мастеров в донском регионе нет. Анна не согласна, доказывает обратное, и такая идея ей очень помогает, ведь любое дело двигают идеи, а не стремление человека заработать. Деньги – утомительный бег на короткие дистанции, с идеей не утомляешься и смотришь далеко-далеко.
Окупила затраты, и то хорошо
Пирогова потихоньку завоевывает регион за регионом. Взятые города, помимо Ростова-на-Дону, - Курск, Воронеж, Нижний Новгород, Краснодар, в этом году добавилась Москва. Неплохо бы и на Урал наведаться, но к этому надо быть финансово готовой.
За 12 дней на художественно-промышленной выставке «Уникальная Россия» в Гостином дворе в Москве Анна заплатила почти 40 тысяч рублей, это аренда двух квадратных метров. Заработала 80 тысяч рублей, жила бесплатно у знакомых, была сама себе носильщиком – двух чемоданов с игрушками. Окупила затраты, получила заряд для новых творческих подвигов.
На подобные мероприятия участники попадают и за свой счет, и бесплатно, когда есть официально-спонсорская поддержка. В любом случае надо знать, где что проходит, когда открывается регистрация. Анну пригласили организаторы, с которыми она ранее познакомилась на Форуме креативных территорий в Нижнем Новгороде.
Самым комфортным было участие в Коренской ярмарке в Курске. Первое упоминание о ней датируется 1708 годом. Куряне берегут это культурно-историческое наследие, заботятся о мастерах, берут все расходы на себя.
Раскрашивает фигурки со смыслом
В Ростове-на-Дону Анна постоянно участвует в выставках «Арт-Ростов», «Новогодняя ярмарка», в Дне города, бывает и на других мероприятиях. Говорит, что многие мастера, которые курсируют с одного местного праздника на другой, и она – не одно и то же. Для большинства участников ремесло – хобби, для нее – основное дело.
В своей мастерской «Калинка» она единственный работник. Заготовки для игрушек из липы покупает у разных поставщиков. Такого товара на рынке много, а вот умельцев сделать из фигурки привлекательное изделие – немного.
Заготовки маленькие, от четырех до шести сантиметров. Для массовой продажи чаще всего их расписывают одним-двумя цветами, наносят простой рисунок, например, точки и отправляют в магазин. У индивидуального мастера все гораздо интересней. Мастер берет кисточку, создает орнамент, раскрашивает каждую фигурку со смыслом.
Анна может воспроизвести и городецкую роспись, и хохлому, и палех, и гжель, и узоры с оренбургских платков, но предпочитает творить свое. Она не участвует в конкурсах, где строго соблюдаются традиции какой-то одной росписи, потому что у нее авторский стиль.
Научилась работать красками
Пирогова называет себя самоучкой, и все же я постаралась выстроить историю, которая привела ее к нынешней деятельности.
У Анны творческое образование, она режиссер-постановщик культурно-театрализованных представлений. Была актрисой в частном театре, где сотрудники сами изготавливали декорации, вот и пришлось научиться работать красками.
Ценным опытом стал декоративно-прикладной кружок в летнем лагере. Там отдыхали неблагополучные дети. Анна понимала, что их надо увлечь творчеством, причем очень простым, и придумала расписывать деревянные предметы. Брала плоские, чтобы дети могли их осилить.
Объемные деревянные заготовки ребята не потянули, поэтому Анна раскрасила их сама.
Поначалу Анна продавала только одежду, расписанную вручную. Однажды взяла на ярмарку немного деревянных украшений, их раскупили. Игрушки тоже пользовались спросом, и так постепенно они превратились в основное дело и главную работу Анны. Позже она стала целенаправленно изучать традиции росписи, смотреть обучающие ролики.
Нравится уличная торговля
Охотнее всего Анна торгует на улице. Мимо столика с товаром столько народу проходит, столько всего спрашивают и сами рассказывают.
Любопытно, что кукольная посуда нравится мальчикам. Им неловко в этом признаться, они играют по чуть-чуть, когда идут мимо. Берут со стола в руки кружечку и как будто пьют, смеются и идут дальше.
Взрослым тоже нравится крошечная посуда, они коллекционируют фигурки. Постоянные покупатели, узнают, когда Анна будет на ярмарке, и приходят.
Деревянные зайки, мишки, лошадки популярны в качестве сувениров гостям и родственникам, уехавшим далеко, потому что недорогие и напоминают о родине. Стоят игрушки 300-400 рублей, средний чек 500-1000 рублей.
Еще покупателям нравятся сказочные наборы, например, «Колобок». С деревянными героями хорошо играть с ребенком в ролевую игру.
Взрослым и детям, сказала Анна, хочется простого и натурального, их тянет на правильное сочетание цветов. И эта тяга будет вечной, как бы ни менялся человеческий мир.
Знаете подобные истории? Расскажите!