Пропустила несколько распространенных деталей, которые стоят того, чтобы про них тоже написать. Предыдущие статьи с описаниями символики на надгробиях можно прочитать тут:
Первая часть
Вторая часть
Прежде всего, обратим внимание на шар — символ силы, вечности, мира и императорского достоинства. Водруженный на основание шар может означать небо или рубеж, предел. А если обратиться к Древним Греции и Риму, то там шар символизировал судьбу и удачу.
При столь большом количестве значений шар на надгробиях продержался до наших дней. В какой-то момент он еще появился у основания креста как символ власти Бога над миром, и вот этот вариант с кладбищ в советское время исчез — а шар остался.
Еще более распространенным, нежели шар, является светильник, который в XVIII-XIX вв. был очень популярен на надгробиях или в окружающем их декоративном убранстве. В книге 1763 года "Иконологический лексикон" Лакомба де Презель Оноре светильнику дано такое интересное объяснение:
"На гробницах и катафалках пламя, выходящее из урны, стоящей на пирамиде, знаменует Добродетель, которая возводит людей на небо".
Огонь издревле воспринимался как двойственная стихия: с одной стороны, огонь нес разрушение, с другой — дарил тепло и жизнь. Совершая жертвоприношения, древние народы посредством этой стихии обращались к своим богам, да и с приходом монотеизма мало что поменялось. Разве что черных быков мы уже не закалываем.
Так что аллегорическое изображение огня, однажды появившись на надгробиях, там и осталось, разве что видоизменилось. В предыдущей части я уже писала про факелы (перевернутый означает угасшую жизнь, в нормально положении — бессмертие и жизнь вечную), но факелы по сути перекочевали на надгробия из древнейших ритуалов, когда в последний путь усопших провожали с факелами. А может, из еще более древнейших, когда была распространена кремация.
В то время как появление светильников на надгробиях скорее похоже на один из вариантов переосмысления значения огня, его связи с жизнью и смертью.
Интересно, что при этом свечи на надгробиях не изображались, хотя издревле зажигались на могилах (сейчас это лампадки) и в семьях, потерявших человека. Считается, что свеча помогает усопшему, душе которого предстояло пробиться к свету через смертную тьму. Но в XVIII-XIX вв. на памятниках не было принято изображать что-то из жизни загробной, и потому свечи стали появляться на надгробиях к концу ХХ века как знак памяти, скорби и веры в жизнь вечную.
После революции, когда малые архитектурные формы на кладбищах видоизменялись так же, как и весь остальной мир, с надгробий пропали "устаревшие" факелы и светильники, но зато появилось пламя. Это был и символ революции, и торжественная память о человеке. Здесь можно провести еще параллель с Вечным огнем, который прочно занял главенствующее место в различных памятных мемориальных комплексах.
Иногда, конечно, пламя было связано и с профессиональной деятельностью человека, как, например, огонь на памятнике академику Сергею Васильевичу Лебедеву, изобретателю синтетического каучука.
И еще об одном символе расскажу сегодня, который в дореволюционное время использовался как аллегорический, а в наше время появляется на надгробиях артистов вместе с театральным занавесом, — речь о маске.
Появившись в античности, маски предназначались для выражения эмоций актеров и характеров ролей. Существовали маски разных полов и возрастов, и даже цвет их нес определенное значение (например, желтый символизировал болезнь, а багровый — раздражительность). Многие века они продолжали использоваться в театрах по всему миру, но в наше время практически исчезли, оставшись при этом одним из символов актерской профессии.
Тогда же, еще в античности, маски стали и архитектурным элементом. Они размещались в храмах и предназначались для защиты от темных сил, и потому первые маски (в архитектуре — "маскароны") были устрашающими, изображали лицо Медузы Горгоны или иных мифологических персонажей.
Постепенно появились и другие типы маскаронов, и в Средние века они уже олицетворяли различные добродетели или же напоминали о смертных грехах. Этот архитектурный элемент можно встретить не только в Европе, но и у нас в стране. Особенно популярными стали львиные маски.
В предыдущей части я писала, что львов на надгробиях начали изображать еще в Древнем Риме, они защищали от темных сил, олицетворяли силу и мужество. И получилось эдакое перекрестное заимствование: львы с саркофагов перекочевали в архитектуру (в том числе в виде маскаронов, а уж как они популярны на фонтанах!..), а остальные маски со зданий однажды появились и на надгробиях.
Небольшое отступление, чтобы далее не возвращаться к этому вопросу: в греко-римском искусстве существовал еще один "подвид" масок: так называемые букрании (с греческого — "череп быка"). Быки олицетворяли силу и власть, а также имели тесную связь с загробным миром как жертвенные животные. С приходом христианства такие изображения исчезли, хотя в Италии был период в XVIII-XIX вв., когда букрании обрели "вторую жизнь", но до России они так толком и не добрались.
Итак, маскароны в Россию пришли в начале XVIII века, повсеместно появляясь как на зданиях, так и на надгробиях. Не знаю только, отпугивают ли они темных духов в наши дни. Но с кладбищ маски исчезли полностью (повторюсь — кроме надгробий актеров), а вот при строительстве зданий про них нет-нет да вспоминают и сейчас.
На этом свой новый рассказ о символике я завершаю.
Надо бы собраться и рассказать при случае еще про формы надгробий... Потом.
Спасибо за внимание.