Найти тему
Александр Дедушка

"Что написано пером?" - что пишут о лагере люди, которые четыре года в нем были...

Письмо
Письмо

Задания о внутрилагерной жизни

В первой части книги мы уже рассматривали задания, связанные с различными вопросами лагерной жизни, как то: «Что я думаю о палубе или круге общения?», «Что я думаю об остракизме?», «Что я думаю о штрафных баллах?», «Что я думаю об огоньке?». Тогда я немного слукавил, представив эти задания как выполненные непосредственно в ходе лагерной работы. На самом деле, это, конечно же, были домашние задания, которые, разумеется, можно предлагать выполнить и в течение дня, но лучше все-таки давать их на дом, если хочешь добиться сколько-нибудь значительной глубины рассмотрения поднятых в них вопросов.

Теперь мы рассмотрим еще ряд домашних заданий, связанных с теми или иными сторонами внутрилагерной жизни.

Первый день в Лагере друзей

Это задание можно дать тогда, когда в лагере много новеньких, чьи впечатления после первого дня работы лагеря могут быть непредсказуемы, или когда самому педагогу непонятна атмосфера зарождающегося коллектива. Тогда по результатам исследования первых впечатлений можно сразу внести необходимые коррективы.

В то же время, - читаешь работу какого-нибудь первочка и сразу представляешь, что с ним будет дальше, вольется ли он в коллективный строй жизни и как скоро это произойдет.

«Еще до лагеря я знала, что мне здесь понравится. Моя сестра здесь уже была, и от нее я узнавала все, что здесь происходит. Не зря, когда я узнала, что меня выбрали, я не задумываясь сказала «да».

Цель лагеря, которую, мне кажется, я больше всего выдвинула в первый день, это 2-я цель «Познать самого себя». Я узнала, что со мной было не интересней, чем с другими. Меня это удивило, ведь моим лучшим друзьям со мной очень весело. Я думаю, что к концу лагеря все станут мне лучшими друзьями, и со мной будет интересно общаться. Еще я узнала, что мне можно доверять.

Первый день мне очень понравился. Я поняла, что здесь очень хорошие люди. Здесь можно заглянуть в свою душу и душу других людей.

Больше всего мне хотелось познакомиться с отличным веселым мальчиком. Так хочется иметь друга или даже больше чем друга. Ведь, мне кажется, что лагерь «Друзей» это место, куда собираются самые лучшие, самые понимающие, самые добрые и веселые люди». Наташа.

Видите, как много информации о первочке можно узнать из такого, казалось бы, нехитрого задания! Ведь многое можно сказать о человеке по тому, что остается у него в душе в качестве самого яркого впечатления. Вот как, например, в этом отрывке:

«… Конечно, нечего сказать, все ребята из лагеря оказались дружелюбными, веселыми и общительными. Когда проходило колесо общения (имеется в виду – «карусель общения»), я узнала характер каждого. Также поразилась тому, что пацаны не дерутся, не ругаются, не курят…» Карина.

Мое первое впечатление о лагере

Это задание можно дать по истечении пары-тройки дней смены, когда первые впечатления уже можно обобщить в качестве определенной картины.

Здесь наиболее интересны мнения уже не первочков, а ребят, которые не первый год в лагере, наших «старичков». У них уже есть не только опыт лагерной жизни нескольких смен, но и очень важный навык анализа своих чувств и впечатлений. А насколько они могут быть разнообразны и как отличаться друг от друга – посудите сами. Привожу три работы старичков из одной и той же смены после пары дней с начала ее работы:

«Каковы мои впечатления о лагере? Ну что ж, вы не дождетесь от меня тирады!

Интерес, удивление, обида, гнев, радость, вина, грусть.

Порой человек может по отношению к чему-то питать сразу много чувств, то почему бы и нет, ведь я человек впечатлительный». Ваня.

«Мои первые впечатления о лагере ужасные, если честно. Прошло всего 2 дня, но я могу сказать, что лагерь беспонтовый. Порой думаешь, лучше бы не приходить. Здесь много людей новых, и они не могут раскрыться из-за стареньких. Получается, что каждый сам по себе. Лагерь у нас не собранный, многое проходит нечестно и несправедливо. А еще когда первочки предлагают свои идеи, их забивают, говорят, что это чушь, тогда они вообще замыкаются и сидят - молчат. Может, это и неправда, и мне все показалось, но это мои впечатления о лагере». Женя.

«Мое первое впечатление от этого лагеря очень светлое, доброе, теплое, покалывающее. Здесь все по-прежнему, так, будто время застыло, и мы здесь не изменяемся. Только когда видишь молодое поколение, понимаешь, как их много, начинаешь врубаться, что пора уступить место другим, а самому сидеть на солнышке, греться и никому не мешать своими дурацкими советами и глупыми шуточками». Вадим.

А все ребята из одной компании друзей. Но и - слава Богу! – что они такие разные, и такие разные у них впечатления!

Иногда бывает полезно узнать впечатления и мнения ребят после каких-то особенных и необычных дней.

Как я был слепым?

Однажды мы провели «День слепых». Ребятам на несколько часов завязывались глаза, и все упражнения, задания и игры проходили «вслепую». Нравственной целью дня было вживание в образ слепого человека – попытаться почувствовать, каково это – не иметь зрения, обходиться без этого важнейшего органа чувств и информационного канала.

Казалось бы, все прошло хорошо. Ребята справлялись с заданиями, но что-то все-таки было не то. Какое-то раздражение сквозило и во время упражнений и в мнениях на огоньке. Картина стала проясняться только после анализа домашних работ. Давайте и мы к ним обратимся.

«Мы провели в лагере «День слепых». Я думала, что не выдержу. Все завязали глаза платками. Мы были слепыми 2 часа, и это было трудно. А как же те люди, которые вечно ходят в очках, ничего никогда не видели и скорее всего не увидят?

Когда я завязала глаза, мне почти сразу стало не по себе. А все игры вслепую – это очень трудно. Глаза очень быстро устали, и в некоторые моменты хотелось сорвать повязку. Но все-таки я не поняла смысла в этом дне. Если целью было представить себя на месте слепого человека, то ничего не получилось. Ведь все подсматривали и думали только о том, как бы побыстрей снять повязку. И я думаю, что этот день прошел впустую». Юля.

Итак, суровая оценка. Нет, день не прошел впустую. Но что же в нем было неправильно? Вот еще одна работа:

«… Я чувствовала себя неловко, мне было страшно, я боялась споткнуться и упасть, я боялась на кого-нибудь наткнуться. Я узнала, каково людям по-настоящему слепым. Одно время по телевизору показывали рекламу про то, как дети играют в жмурки, и одному мальчику завязали черную повязку. Мимо проходил слепой человек. А потом появилась надпись. Я, конечно, не помню, что точно там было написано, но, по-моему, было так: «Вокруг нас есть люди, которые никогда не смогут снять черную повязку».

В этот день, когда я искала пару, я смогла почувствовать, как это трудно - ничего не видеть…» Наташа.

Да, что ж такое – цель, казалось бы, достигнута, все прочувствовано, но что же все-таки было не так?

Вы обратили внимание, как Наташа говорила о страхе при выполнении упражнений? Не есть ли это ключ к решению? Вот еще выдержка:

«… Сначала мне понравилось, потом мне стало надоедать. Я боялась, когда меня вели с закрытыми глазами со столовой. Я боялась все время врезаться куда-нибудь. И всегда врезалась то в одну дверь, то в другую, то меня успевали оттуда отводить. Один раз я врезалась в кресло, и меня не успели оттуда отвести. А когда я открыла глаза, мне показалось, что как будто зажгли свет в темноте, и тебя разбудили». Олеся.

И опять – страх, страх…. Но теперь, кажется, все потихоньку проясняется. Уровень страха и тревоги оказался слишком высоким. Все дело в том, что этот «День слепых» мы проводили всего лишь на второй день после начала лагерной смены. Коллектив еще не успел сложиться, степень доверия у ребят друг к другу была еще на низком уровне, и поэтому порог страха оказался непреодолимым. Отсюда этот парадокс: при достижении цели дня неудовлетворенность и отрицательные эмоции. Если бы этот день, требующий высокого уровня сплочения коллектива и доверия его членов друг к другу, провести в конце смены, эмоциональная картина могла бы быть совсем другая.

Так анализ домашних работ помог выявить организационно-педагогическую ошибку.

В лагере меня удивляет…

Это и последующее задания направлены на выявление источников эмоционального подкрепления участников лагеря.

Удивление – эмоция, которой люди реагируют на все необычное. Что же является необычным для наших лагерников?

«В лагере меня удивляет многое, но скажу о главном:

- то, что мы боимся нарушать традиции;

- то, что мы показываем пальцами на людей после каждого зачитанного Д/З;

- то, что мы ведем блокноты;

- то, что мы все время проводим в актовом зале;

- то, что некоторые люди здесь оказались». Таня.

Это мнение первочка. Оно все-таки достаточно поверхностно, ведь здесь перечислены в основном формальные стороны организации различных процедур.

У старичков – другие причины для удивления. Их удивляют уже межличностные отношения:

«Меня удивляет то, что в лагере друзей есть люди, которые те то, что не считают друг друга друзьями, а даже ненавидят друг друга, и это считается нормальным». Алена.

Бедняжка Аленка опять в цейтноте межличностных отношений и потому слегка сгущает краски. Но то, что проблемы в межличностных отношениях, вызванные поведением отдельных участников лагеря, есть, подтверждает и еще одна работа:

«Меня удивляет в лагере то, что Вадим, Ваня и Юра постоянно издеваются на всеми, обижают всех. Мне удивляет, что они такие кретины и бесчувственные машины, которые ломают людей. Меня удивляет то, что А.И. их до сих пор не выгнал из лагеря!

P.S. А.И., пожалуйста, отправьте их на практику!»

А вот меня слегка удивило, что эту работу написал Ваня, сам себя упоминающий в таком контексте. И это даже не игровой прием, рассчитанный больше на маскировку, а скорее своеобразный вызов. А ну, как мне прикинуться, что я желаю выполнить это пожелание и отправить, в самом деле, упомянутых лагерников на практику!?..

Человек, который мне интересен…

Пара заданий с персональной направленностью. В коллективном плане они позволяют выделить социометрических звезд по тем или иным параметрам. В личностно-познавательном плане тоже приходит важная информация. Познания по подобию и по противоположности – два основных канала сопоставления с другими и познания личностных особенностей.

Интерес – первичная эмоция и двигатель личностного сближения. За ним, как правило, всегда скрывается более глубокий мотив. Понять его – большая удача в самопознании. Как правило, интерес сопровождается личностной симпатией, и очень часто симпатия порождена близостью каких-то личностных характеристик. Приведу для примера только одну работу, по которой видно, как в свете личностной симпатии интерес преображается в верное постижение и художественное отображение близких черт характера:

«За эти дни мне стал интересен один человек. Я не хочу писать, что он затычка во все дырки, что заставить его помолчать равносильно заставить хомяка съесть лошадь, и вообще мне не хочется писать, что он затыкает всех и иногда подхалимничает. Но вообще он мягкий и пушистый, если дать ему высказаться. Еще он очень веселый, так что не надо показывать ему пальчик при разговоре. Он упертый, как бык, но иногда приходится брать быка за рога. А если забыть все, что написано выше, но он просто классный человек. Это Кирилл (и заметьте, я написала это имя с двумя «л»). Люда.

Человек, который вызывает у меня радость…

А этим заданием можно выявить эмоциональных «живчиков». Кто является источником радости для участников лагеря, эмоциональным «солнышком», согревающим других и вызывающих у них тепло и радость? Вот пример:

«Счастье у меня в лагере вызывает Вика. Ее еще детское милое личико кроме счастья вызвать не может». Катя.

А вот образная характеристика, но не менее теплая:

«У меня вызывает радость маленький, пухленький хомячок – Света. Она прикольная, добрая и нежная. Когда она улыбается, ее щечки закрывают глаза, ну, прям, как у хомячка. А когда над ней шутят, то она закрывается лапками. И вообще, когда я на нее смотрю, не могу сдержаться от смеха.

P.S. Света – добрый и пухленький хомячок». Люда.

А как Вам следующая работа? В ней через призму радости пропущены почти все члены коллектива:

«Вообще у меня многие люди вызывают радость. Кирилл за его приятные и теплые фразы. Дима П. и Денис вызывают радость и понимание своим весельем; Мурат своими мало кому понятными речами; Вадим своим весельем и юмором. Дима Б. вызывает радость как друг; Таня своим спокойствием и решимостью; Света (новичок) своей бодростью духа; Света (старичок) своей откровенностью; Вика и Ксюха своей примерной дружбой. Все мальчики своей пока еще еле видимой сплоченностью. Все девчонки своими улыбками. А вообще у меня вызывает радость весь коллектив». Мурат.

Обратили внимание на потенциал познания и самопознания. И когда ребята сами о себе слушают подобные характеристики, я не могу представить себе чего-то более сильного по воспитательному воздействию.

Теперь рассмотрим несколько заданий, связанных с нашим подшефным лагерем «Солнышко».

Как я был(а) вожатым в «Солнышко»?

Задание позволяет понять, что происходит с ребятами, когда они отправляются вожатыми в подшефный лагерь, как их встречают дети, что они там делают и какие эмоции при этом испытывают. Это своеобразный мониторинг отношений «ответственной зависимости», если говорить макаренковскими категориями.

Из этих, порой пространных описаний, понимаешь, кто из лагерников на что способен в плане вожатской работы. Приведу только один пример:

«… Как раз в этот день мы должны были подготовить лагерю «Звездочка» сюрприз, а он нам… Я пришла, а все пацаны начали говорить: «Я не буду, а я не хочу, я не собираюсь, я пошел в помещение…», а девочки: «Ой, у меня сегодня голова болит, а я тоже не хочу думать…» Ну, и они все стали расходиться. Но я поняла, что я в безвыходной ситуации. Я была в безвыходном положении, я не знала, что мне делать, но я начала говорить: «Ага, значит все считают вас баловным отрядом, непослушным и вам это нравится? А вы не хотите показать себя с лучшей стороны? Или вы только в футболе показать себя можете, или в драке?»

Почти все ко мне прислушались и с интересом начали готовить то, что я придумала. А во время репетиции я их хвалила, и им это нравилось. Ну, в конце концов, у нас вышло самое лучшее выступление, и дети сами почувствовали, что они могут показать себя с лучшей стороны…» Ира.

Ира продемонстрировала целый спектр организаторских и педагогических приемов. Тут и вызов, и вдохновение и поддержка с поощрением. Тема раскрывающихся педагогических способностей получает развитие в следующих заданиях.

Нравится ли мне быть с детьми?

Из опыта, который ребята получают в ходе совместной жизни и младшими детьми, можно судить о наличии у них педагогических способностей. Субъективное чувство удовольствия от общения с детьми – важнейший показатель предрасположенности к педагогической деятельности.

Кот как это проявилось в этих двух работах:

«Да, мне нравится быть с детьми. Потому, что с ними весело, радостно. Когда у меня плохое настроение, то дети могут развеселить, показать какую-нибудь гримасу. Общаясь с детьми, ты получаешь какую-то энергию, теплые чувства. И после общения с детьми уже другое настроение, хочется бегать, резвиться, играть. Ведь мы когда-то тоже были детьми, и у нас это в крови. При общении с детьми нужно быть терпеливым, потому что есть очень баловные дети, которым говорят «успокойтесь!», а они все больше кричат, также нужно быть добрым, ласковым, уметь сдерживать свои эмоции, не кричать на детей.

Мне очень нравится быть с детьми!» Ира.

«Мне нравится быть с детьми. Они все добрые и хорошие. Надо относиться к ним с добротой, пониманием, и дети почувствуют это. Они сами начнут относиться к тебе с добротой и пониманием. Мне, как правило, часто приходится бывать с детьми (не знаю, почему так получается). И всегда почти все дети принимают меня с «открытой душой» и «распростертыми объятиями». И я отвечаю им тем же. У нас получается полное взаимопонимание». Аня.

Одна характерная и чисто учительская черта в этих работах – выход на педагогические обобщения.

Есть ли у меня педагогические способности? Хотел(а) бы я стать учителем?

Вот уже много лет я делаю в работе специальный акцент на поиск ребят, обладающих педагогическими способностями. В идеале - чем раньше их сориентировать на профессиональное самоопределение в этой области, тем более квалифицированные учителя могут из них выйти в будущем.

Но это в идеале. К сожалению, практические результаты у меня здесь пока более чем скромные. Но и отрицательный результат – тоже результат. Неплохо и то, что кто-то, задумавшись над поставленным вопросом, решит, что учительская профессия – это не для него. И сумеет это даже объяснить, как, например, Катя:

«Способностей к профессии учителя у меня нет. У меня не очень получается ухаживать за детьми. Я иногда их просто не выношу. Это, конечно, зависит от моего настроения. Да и характер у меня ужасный. С моим характером дети меня будут просто ненавидеть. Я не выношу, когда меня не слушаются, а из-за этого я становлюсь очень агрессивной.

Хотела бы я быть учителем? Конечно, нет! Во-первых, мне не очень нравится эта профессия. Во-вторых, я уже выбрала, кем буду. В-третьих, у меня нет способностей. Учитель – это, конечно, хорошо. Но эта работа не для меня. Я просто для нее не создана».

Итак, Катя уже однозначно определилась. Однако очень интересны мнения «колеблющихся». Что в профессии учителя и своем соответствии с ней вызывает сомнения. Анализ этого очень поучителен:

«В начальных классах я мечтала быть учителем русского языка и литературы! Но мама отбила у меня всякую охоту. Она работала учителем и приходила домой усталая и измученная. Но меня это не пугало. Я люблю преодолевать трудности. Я часто говорила маме о своей мечте. Но она была категорически против. Я долго сопротивлялась, но вскоре и сама уже как-то перехотела. Сейчас я не хочу быть учителем. Но на будущее я не могу сказать точно». Аня.

Этот фактор колебаний можно назвать влиянием извне. А вот новые мотивы сомнений в собственной «профпригодности»:

«Насчет учительских способностей – не знаю. Мне нравится находиться с детьми. Мне интересно с ними, но до учителя мне не хватает ума. Мне кажется, что как бы я ни старалась, и как бы мне это не нравилось, не хватит мне терпения. У меня это, наверно, не выйдет». Оля.

Но радует все-таки то, что есть ребята, которые хотят стать учителями, несмотря на все противодействия и «недостатки» учительской профессии:

«Хотела бы я быть учителем? Конечно, да! Ведь я давно решила, что я буду учителем. И когда я сказала маме (учительнице), что я хочу быть учителем, она сказала: «Ну, ладно, раз ты так решила, то учись. Но знай, что эта профессия, во-первых, мало оплачиваема, во вторых, она неблагодарна».

Но я все равно хочу стать учителем!» Женя.

И еще одна работа. Обратите внимание на концовку:

«…я очень люблю детей и всегда понимаю их капризы и жалобы. Ведь самое главное быть хорошим, добрым учителем и понимать детей и никогда не обижать и не унижать их в обществе, то есть не выделять их плохие качества, а наоборот – надо хорошими их хвалить.

Я очень хочу быть учителем, независимо каким – любым! Лишь бы научить детей тому, чему учили нас и даже, несмотря на зарплату и их внешность. Дети они все одинаковые». Ира.

Ну, зарплата – это уже притча во языцех, а вот внешность…. Неужели уже и внешность становится характерным учительских признаком? Не хочется что-то в это верить.

Теперь мы перейдем к заданиям с растущей обобщающей направленностью.

Как я продвигаюсь по трем целям?

Это домашнее задание направлено на мониторинг продвижения ребят к трем заявленным целям лагеря. Напомню их:

1) Стать настоящим другом (5+1) (найти пять новых друзей в «Звездочке» и одного в «Солнышке»);

2) Познать самого себя;

3) Постараться полюбить всех.

Педагогический смысл этих заданий, думаю, понятен. Кроме развития навыков самоанализа и рефлексии это еще и побуждающее напоминание о целеполагании лагеря, которое позволяет ребятам не просто «проводить» время, а осознанно продвигаться к достижению поставленных целей.

Обычно в конце каждой недели лагеря я даю задание оценить свое продвижение к этим целям. Тогда задание просто приобретает вид: «Итоги 1-й (2-й, 3-й) недели». Ребята уже знают, что к чему, и что им нужно оценить в подобных заданиях.

Вот пример анализа продвижения к трем целям. Сначала – итоги 1-й недели:

«Итак, мои итоги первой недели. Я считаю, что больше всего удался день Экстрима и «Солнышка». В принципе, неделя прошла очень удачно и весело. Я нашла настоящих подруг в лице Лены У., Светы Г. и Юли (из тех, кого я раньше почти не знала», а также Дианы (ее я раньше знала, но только теперь могу назвать настоящим другом). Т.к. в «Солнышке» я еще не была, то не нашла там друзей, но присмотрела уже. Так я продвинулась к достижению 1-й цели.

Теперь о второй цели. Из многочисленных психологических игр и процедур я узнала о себе много нового и получила хороший материал к размышлению. А о своей сильной или слабой стороне (в этом году упор в самопознании был сделан именно на этом) я пока сказать не могу. На мой взгляд, я смогу это сказать ближе к итоговому дню.

3-я цель. Да, я стараюсь полюбить всех, и люблю уже почти весь лагерь…» Женя.

Проходит неделя, и Женя подводит итог второй неделе работы и продвижения к трем целям:

«Ну, что я могу сказать об итогах 2-й недели?

Они, по 1-й цели почти не отличаются от итогов 1-й недели. Так же в моих новых друзьях числятся Диана, Юля, Лена У., Света Г.. Теперь, я думаю, к ним можно добавить Вадима и Сергея Ц.. Таким образом, я даже немного перевыполнила норму первой недели (5+1).

2-я цель. Как я уже говорила, я в себе нашла совершенно новые для меня способности и плюс открыла неизведанные черты характера. И я уже почти точно могу определить мои слабую и сильную сторону. Моя сильная сторона – это общительность и творчество; а вот вся слабая сторона скрывается в моем характере: это моя резкость, жесткость, неумение сдерживать себя, когда это необходимо.

Осталась третья цель. По этому поводу я могу сказать, что во всем лагере есть только один человек, с которым у меня напряженка и которого я люблю меньше остальных. Остальных же я просто обожаю и очень-очень сильно люблю. Готова каждого задушить в объятиях!

P.S. Особенно мальчиков!!!» Женя.

Обратили внимание, насколько изменилась глубина самоисследования?

В этом плане всегда наибольшие трудности вызывала у ребят рефлексия о второй цели. Самопознание – это ведь большая философская задача и проблема вместе, и понятно, что не все ребята могут продвигаться здесь с одинаковой степенью глубины.

Поэтому не следует думать, что все в продвижении к этим целям проходит гладко. Давайте теперь присмотримся к трудностям, с которыми сталкиваются ребята, и заодно посмотрим, как они их анализируют.

«По трем целям лагеря я не продвинулся. Я вообще стою на месте в течение долгого времени. Иногда хочется чего-то большего, но что-то во мне надломилось, и я не могу заставить себя идти вперед. Вот и получается, что я завис на одном уровне отношений с друзьями и т.д. На одном уровне мышления и положения в разных группах людей. Все это ужасно фигово, когда нет путей к развитию, как внутреннему, так и остальному, ибо все в мире должно меняться. Виноват ли я? Виноваты ли окружающие? Не знаю. Может быть, просто я ленивый неудачник или, может быть, люди, которые могли бы меня поднять, своими действиями еще глубже втыкают нож в спину? Не знаю. Скорее всего, и то, и другое.

Но по целям – я все же полюбил лагерный народ, нашел новых друзей и понял о себе, что я человек, который может реально сойтись с очень немногими людьми. Отношение других людей ко мне вообще-то понятно. Это было не особо трудно. Но старания приложить пришлось. Пришлось изменить кое-что в себе. А вообще, меняй – не меняй, - я один. И всегда так будет…» Вадим.

Хотя Вадим представил более философскую картину своих трудностей, но их психологическая основа все же проявилась – «что-то во мне надломилось…» В этом году у него началась довольно бурная «личная жизнь», и все это, видимо, не замедлило сказаться.

Вот пример еще одного «надлома», мешающего продвижению к трем целям - и самопознанию, а также построению отношений самого высокого уровня – уровня дружбы и любви:

«Я продвигаюсь очень медленно.

По 1-й цели я нашел только 3-х новых друзей, не просто на словах, а действительно друзей, в которых я могу быть уверен – это Саша, Люда и Дима, а в «Солнышке» у меня тоже есть очень хорошенький мальчик – Никитка.

По 2-й цели я абсолютно не познал себя, а если честно, то и не хочу. Меня очень сильно пугает то, что я в себе открываю, так что лучше ничего о себе не знать – буду лучше спать.

По 3-й цели я так же не полюбил всех. Есть такие люди, которых полюбить меня не заставит ни один лагерь. Есть такие люди, к которым с каждым днем я начинаю испытывать настоящее презрение, какая там любовь.

P.S. Все-таки очень больно разочаровываться в людях, особенно в тех, которых когда-то считал лучшими друзьями». Алена.

Алена даже перешла на мужской пол, пытаясь хотя бы такой мимикрией ослабить душевную боль от надлома. Но это опять клубок межличностных отношений, который не распутать быстро – в течение лагерной смены, и тут уж не до выполнения целей.

А вот те, кто честно пытаются выполнить поставленные цели, особенно третью, могут столкнуться и с таким видом трудностей:

«…Если честно, то я полюбил всех, но многие, конечно, этого не видят, потому что не дают мне приблизиться. Как я уже говорил, многие собираются в кучки и мощной заслонкой «отбивают» мою любовь. Иногда они так сильно «отбивают», что мне уже не хочется их любить, но я не могу, и я их люблю, но чуть-чуть поменьше». Илья.

А эта ремарка интересна диалектическим анализом «гнозиса» любви:

«Полюбить всех в лагере за 3 недели это сложно. Сначала думаешь, что всех не удастся полюбить, потом, когда друг друга поближе узнаешь, думаешь, что всех полюбишь, но когда подходит конец, уже видишь, можешь ли ты всех полюбить или нет». Света.

В общем, видите, коллеги, что все не так гладко, но согласитесь, что лучшего развития способностей к нравственной рефлексии, чем вот такой анализ, придумать трудно.

Я чувствую, что во мне меняется…

Очень важное рефлективное и познавательное задание. Отследить изменения в себе, когда они только еще происходят или наметились, чрезвычайно сложно, психологически практически невозможно. Тем ценнее полученные результаты.

Иногда есть только ощущение, что перемены есть, но суть их уходит от осознания:

«Во мне каждый день что-то меняется. Я это чувствую. Но вот что именно во мне меняется, я понять не могу». Дима.

И смущаться этим не надо. Важно само ощущение, которое сигнализирует о происходящих на значительной душевной глубине переменах. Осознание придет позже.

Ну, а что же все-таки осознается у тех, кому этого удалось добиться?

Начнем с тех, у кого изменения затронули в основном интеллектуальную сферу, расширив опыт познания окружающего мира. Вот несколько парадоксальная работа:

«Я заметила, что во мне изменилось отношение к каждому человеку в нашем кругу. Только дело в том, что к кому-то отношение стало хуже, а к кому-то лучше. Это, естественно, не радует, потому что я столкнулась с негативом.

Отношение к себе тоже скорей всего изменилось, но в какую сторону даже не знаю.

Изменилось мнение об устройстве общества. Оказывается, в нем намного больше вралей, чем я предполагала. Ну, в общем-то и все. Наверное, изменилось еще много чего, но я пока еще этого не поняла». Таня.

Не могу даже объяснить изменение у Тани взглядов на общество. Это, видимо, тот случай, когда «нам не дано предугадать, как слово наше отзовется».

Теперь перейдем к ребятам, которые обнаруживают у себя изменения в характере:

«В последнее время я чувствую, что во мне постепенно меняется мой внутренний мир: я становлюсь более открытым. Теперь иногда я могу другу устроить лажу, сказав ему то, что ему неприятно или что может его обидеть.

Иногда я просто не узнаю себя, и все это из-за моих поступков». Мурат.

«За этот лагерь я стала веселее и гораздо общительнее, а еще (хотя и немного), но у меня появилось терпение. Ну, в общем, из неуравновешенной особы я превратилась в обычного человека». Люда.

Но самые ценные все-таки нравственные изменения. И радует, что не только они происходят, но и некоторые ребята в состоянии отследить эти изменения:

«Я чувствую, что во мне изменился взгляд на окружающих меня людей. Раньше я ставил людей ниже себя. А теперь я понял, что это не правильно и просто не красиво. Но я исправился». Кирилл.

Если Кириллу удалось нанести удар по своему высокомерию, то уже ради одного этого нужно было создать такой лагерь.

«Я очень сильно изменилась, так как я полюбила всех тех в этом лагере, которых я не любила. Я стала понимать людей». Люда.

Вот она - понимающая сила любви! Спасибо, Люда, что ты сказала о ней! По-настоящему понимает людей только тот, кто их любит. Эту истину, кажется, не преподают в педагогических институтах и университетах. А жаль!..

Что я понял(а) в лагере?

Задание направлено на выделение главных познавательных открытий лагеря. Тут можно выделить следующие области этих открытий:

- в себе;

- в друзьях;

- в учителях.

Вот пример открытий в себе:

«Я и раньше знала, что я веселая, но я не знала, что я тараторка. Знала, что могу надоесть, но не до такой степени. Я даже не знала, что я человек, который поможет в беде. Я не знала, что я злая, как собака». Галя.

«В день общения я узнала, что у меня печальные глаза, и что я равнодушная. Для меня люди, которые написали это, «открыли Америку», а может, я этого не замечала, а они открыли мне глаза». Олеся.

Последняя выдержка с «Америкой» буквально говорит об открытиях. И действительно, нет важнее открытий, чем открытия в твоем собственном внутреннем мире.

Из всего того, что ребята написали об открытиях во второй области – понимании друзей – выделю только одну короткую, но гениальную ремарку:

«Ну, в друзьях я поняла, что если ты мой друг или подруга, то ты не можешь быть плохим человеком…» Надя.

В самом деле! Одно из двух: или ты тоже плохой, или твой друг – отражение тебя самого, любимого, следовательно – тоже хорошего.

И еще одна выдержка. Она интересна перечислением наиболее субъективно и объективно важных направлений работы и целей лагеря:

«Я поняла, что это не только место, где ты проводишь свободное время, но то, где ты знакомишься с другими детьми, и вы становитесь друзьями.

Это место, где тебя учат дружить, ощущать чужую боль и помогать слабым, уметь общаться, любить природу и охранять ее, уметь что-то организовывать, провести игру, праздник, мероприятие, дружить, оберегать, помогать младшим, уметь определить свой тип искусства, преодолеть барьер застенчивости, слушать человека всей душой, помогать ему в трудностях, уметь красиво говорить, говорить в маленькой компании и при большой аудитории. И многому другому…» Настя.

Молодец, Настя! Это тоже надо уметь – пройтись по всем дням и процедурам смены и попытаться выделить их цели, которые далеко не всегда озвучиваются организаторами.

И, наконец, что же могли понять лагерники в учителях-организаторах?

Из всех отзывов выделю только одно высказывание, на мой взгляд, главное, потому что самое глубокое:

«Я поняла, что учителя в лагере актива не просто перед нами распинаются, играют в игры и поют песни – они хотят, чтобы хотя бы сорок человек из школы были лучше, дружелюбнее, активнее и азартнее. И если обычный учитель старается вытянуть двоечника на тройки за весь год и безуспешно. То учителям лагеря актива удается сделать человека лучше за каких-то две недели, какими-то таинственными способами». Марина.

Переведем и последнее утверждение в область благих пожеланий, а по поводу «таинственных способов» скажем: все тайное становится явным, и эта книга - одна из попыток помочь ему проявиться.

Что я думаю о Лагере друзей?

Это традиционно последнее задание в лагере, которое я даю перед последним итоговым днем. От предыдущего оно отличается своим обобщающим характером. Ребятам предлагается оценить весь лагерь, выделив главное, что осталось в душе.

Я перечитываю ответы ребят уже, как правило, в тишине и спокойствии, с сознанием того, что торопиться некуда и исправить ничего уже нельзя. Но помимо воли задумываешься о достижениях и ошибках, как и о том, что же делать дальше…

«О лагере «Друзей» я думаю очень хорошо. Это лагерь как раз для моего характера.

Здесь все такие хорошие, что мне уже не хочется с ними расставаться. Я так ко всем привыкла, словно это мой класс. Если б школе такой класс, он был бы самым лучшим. Мне даже не хочется больше идти в свой класс – по сравнению с лагерем, это ужас.

За все три недели я пришла ко всем трем целям, а больше всего, наверно, к 3-ей. Конечно, это удивительно, но я не преувеличиваю.

Я думаю, что лагерь друзей это место, которое приносит счастье. Когда я прихожу домой, мне так и хочется выплеснуть все свои чувства и эмоции». Наташа.

Здесь важна эмоциональная характеристика лагеря и сравнение со своим классом. Тот самый случай, когда лагерь играет роль эмоционально-отношенческого образца, на который ребята отныне обречены постоянно ориентироваться.

«Этот лагерь – просто супер! Здесь можно реально найти друзей и перевоспитать себя. Я это поняла на собственном опыте.

Кстати, этот год – один из лучших лагерей, по моему мнению. В лагере друзей я полностью раскрыла себя, показала такою, какая я есть. А еще я была в лагере такой, какой бы я хотела видеть себя в обществе – максимально контролировала себя, почти не показывала недостатки своего вредного характера и добилась того, что мое поведение устраивало хотя бы меня.

Короче, уже понятно, что лагерь друзей для меня – это одно из лучших мест, где всегда приятно и полезно проводить время.

Я всех люблю!». Женя.

А здесь обратили внимание на результаты самовоспитания, психологические условия для которого и создал Лагерь друзей?

«Я думаю, что лагерь друзей очень хорошая штука. Здесь многие люди находят себя. Лагерь помогает человеку раскрыться. Лагерь друзей заряжает людей на целый год. Обычно все уходящие отсюда уходят с новыми представлениями обо всем. Оно какое-то чистое и более осмысленное. Так бывает со многими, по крайней мере, так было со мной. Не знаю, что будет после лагеря, из него я ухожу с каким-то непонятным чувством – нехватки чего-то. Я не нашла то, что искала в этом лагере, а жаль…

Ну, все равно, я очень рада, что есть в мире такое местечко, где еще можно встретить настоящих друзей, где не так много ненависти и негативных чувств, все же в лагере их гораздо меньше». Алена.

Зрелая, как мне кажется, оценка лагеря. И может быть, наиболее важные – это перемены в мировоззрении, когда представления становятся «более чистыми и осмысленными».

А последними я хочу привести работы одного из главных лагерников, Вадима, который находился в лагере все возможные для него и даже невозможные смены. Мне кажется, по ним можно проследить, как от года к году росла глубина восприятия лагеря, и последнее домашнее задание в этой серии по глубине является настоящим «прозрением» сути лагеря и того, что в нем происходит:

1-й год

«Я думаю, что «Лагерь Друзей» - это что-то вроде дружной семьи, которая помогает человеку раскрыться, найти свои плохие качества и развить хорошие. Этот коллектив помогает человеку раскрыть свои таланты и достоинства, избавиться от недостатков и проблем. Это очень хорошее, доброе место, в основном помогающее психологически.

За время пребывания в лагере я стал серьезнее, стал ответственнее относиться к различным заданиям и поручениям. Узнал, что у меня есть задатки учителя, организатора и немного актера, которые можно развивать. Лагерь мне очень понравился».

2-й год

«Честно говоря, за эти несколько лет я стал настоящим фанатом лагеря. Мне нравится каждое упражнение, каждая игра, каждое новое правило. Другое дело, что не всегда хочется следовать правилам и участвовать в играх. Но на это есть свои причины. Надеюсь, Александр Иванович разрешит приходить в лагерь ветеранам в следующем году. Здесь весело, интересно, а главное, полезно. Ведь цель лагеря – стать другом, а это очень важно.

А вообще лагерь «Друзей» - это глоток чистого воздуха после того смрада, которым мы дышим в школе. Школа это, конечно, место хорошее – «храм знаний». Но уже переполненный грязью, предательством, обманом и подлостью. Каждый день ругань, ссоры и проблемы. Вот все это и поможет смыть с себя лагерь. Если бы его не было, и каждый год во мне вся эта грязь накапливалась, я бы не смог продержаться. Огромное спасибо лагерю! Он помогает жить».

3-й год

Если есть на свете рай, это…

(реклама)

После нас хоть потоп.

(…)

Что я думаю о лагере друзей? Ну, в первую очередь, я ему благодарен. Я благодарен Александру Ивановичу и всем тем, кто был в лагере, за то время, которое я здесь провел, за то, как я его провел. Ведь буквально все происходящее в лагере давало мне огромную пищу для размышлений, подпитывало меня духовно. И покидать эту чудесную атмосферу, возвращаться к серым будням очень тяжело.

Лагерь – это, возможно, единственное место, где человеку дается шанс по-настоящему раскрыться, и если человеку удается найти друзей, то ему обязательно захочется попасть сюда снова.

Потому что каждый последующий год в лагере отличается чем-то от предыдущих. Вспоминая прошлые годы, невольно думается, как же быстро время пролетело. Позапрошлый год отличался, на мой взгляд, самой лучшей дисциплиной и четким разделением тематических дней. Прошлый год был более размытым что ли, было больше свободы. А этот год был очень веселым (было много первочков).

А вообще каждый год в лагере как алмаз – неповторим и прекрасен».

4-й год

«О лагере «Друзей» в последнее время я начинаю думать как о живом существе. Он меняет людей, пришедших в него, делает их лучше. А задача людей – не растерять после лагеря все то хорошее, что он им дал. Но и люди меняют лагерь. Каждый новый состав делает его абсолютно другим. Кто-то говорит: «Этот лагерь был скучным, неинтересным». По-моему, если выкладываться в нем полностью и не сидеть и ждать, пока тебя развлекут, скучно не будет. Многие изменились. Кто хотел – изменился, кто не хотел – того изменили. Но каждый получил глоток свежего воздуха и сможет жить дальше. Спасибо А.И. за то, что вы делаете из нас людей – это в наше время непросто. Здесь прошли очень светлые моменты моей жизни».

Если в окружающем нас «темном» мире будет благодаря лагерю больше света – в нем, этом мире, будет легче ориентироваться.

(продолжение следует... здесь)

начало - здесь