На самом деле появление звукового кино стало своеобразной лакмусовой бумажкой. Звук в кинематографе сильно расширил его эстетические границы. Первой картиной, снятой по новой технологии, в 1927 году стал американский фильм "Певец джаза". Однако и в СССР быстро поняли, что возможности звукового кино позволят не просто слышать, но и создавать особую аудиовизуальную атмосферу. Именно поэтому в том же 27-м Сергей Эйзенштейн, Всеволод Пудовкин и Григорий Александров пишут манифест "Будущее звуковой фильмы". В котором они высказали мнение о том, что подход к съемкам картин в СССР, должен в корне отличаться от зарубежного. Они ратовали за то, что именно монтаж остается первейшей задачей. Именно через него можно и нужно доносить идеи до зрителя.
Однако, что интересно, эксперименты со звуком начались в Союзе задолго до выхода американского фильма. Так в 1926 году Павлом Тагером была разработана своя, собственная система звукового кино. Которая получила название "Тагерфон". Она позволяла синхронизировать звук с изображением вне зависимости от настроек кинопроектора. Советские власти оценили работу по достоинству и начали активно внедрять ее в кинематограф. Система Тагера была использована при съемках и монтаже первого звукового полнометражного фильма "Путевка в жизнь" вышедшего в 1931 году. Однако самой первой лентой со звуком стала документалка "Симфония Донбасса". Кстати в титрах Павлу Тагеру отводится особое место.
Но вернемся к картине "Дезертир". Это был первый опыт Пудовкина со звуковым фильмом. Его снимали очень долго, по логике он должен был появится сразу после выхода "Путевки...", но события произошедшие в Германии, а главный герой естественно рабочий, повлияли на окончательный вариант показанный зрителю. В общем если в двух словах, то этот пролетарий попав в СССР оказался в раю, и набравшись здравых идей пересматривает свое отношение к классовой борьбе. Вот собственно и все про картину идущую 1 час 45 минут.
Нужно отметить, что картины того времени были мало похожи на современные. В ним не так много диалогов и монологов, что присутствуют пояснительные, как в немом кино, титры.
Тут стоит сделать еще одно отступление. Дело все в том, что где-то до середина 30-х годов прошлого века в СССР совершенно не находится места для критики национал-социалистической идеологии. И это при том, что газеты, фильмы и книги пестрят словами "фашист". Хотя логичней было бы называть национал-социалистов "нацистами". При этом главными врагами рабочих постоянно выступают социал-демократы, они же меньшевики. Именно в них видится идеологам главное зло. При этом о какой либо борьбе с фашизмом и речи не идет. Иногда дело доходит до абсурда. К примеру фильм того же Пудовкина, получивший массу положительный отзывов, больно приложили в газете "Правда". Там прямо было сказано:
...с некоторым недоумением отметим, что о "фашизме" в картине вообще не упоминается.
Хотя борьба с фашизмом, как таковым, просто не умещалась в сюжетную линию. Кино то было про другое. И в нем Германия показана, по аналогии с Российской империей, на пороге революции. В этой борьбе самыми главными врагами опять называются называются социал-демократы. Которые, в отличие от коммунистов, подкуплены капиталистами. И стремятся отвлечь пролетариат от победоносной классовой борьбы. Вообще фильмы того периода имеют мало общего с реальными политическими событиями происходящими в той же Германии. Их просто не хотят замечать. И это не каприз режиссеров, а прямое указание сверху.
Первые кадры картины показывают нам акваторию некого германского порта и рабочих, им видимо просто негде жить, спящих на лавочках.
Нам показывают улицы города по которым едут автомобили и телеги, гужевой транспорт был обычным явлением в те годы. И как мне кажется, качество картинки ужасающее, мы видим с вами Opel, причем явно не с заводским кузовом, типа ландоле.
Главный герой картины удивлен, что не гудка, оповещающего о начале рабочего дня. Тем не менее он едет в порт на трамвае компании Hamburg verkehrsbetriebe tram но неожиданно трамваи останавливаются.
И мы видим толпу людей и конечно же извергов полицейских перекрывших проход.
А вот и "продажные" социал-демократы.
Один из которых требует прекратить стачку и привлечь к переговорам профсоюзы.
Потом нам опять показывают улицы города. И первый же автомобиль который мы видим Opel 4/16.
Далее снова машина в кузове ландоле. Но вот марку не определю.
Конечно же скучающие хозяева жизни капиталисты мирно дремлют в своих кабриолетах. Видимо в СССР все руководство передвигалось исключительно на общественном транспорте. Особенно кормчий, маниакально боявшийся покушения.
Ну а пролетарии могут только с вожделением глядеть в витрины магазинов, где выставлены дорогие машины. В данном случае Mercedes. Забавно, в нашей стране в то время о собственном автомобиле не мог даже и мечтать никто.
А вот, судя по всему американский Cadillac.
Среди многочисленных автомобилей Ford А можно увидеть и автобус Bussing-NAG.
А вот снова американцы. Первая машина Buick а прямо за ней Lincoln.
Мы снова в доках на судоверфи. Где один из рабочих сообщает собравшимся, что оказывается забастовку задержали лишь потому, что строили корабль для Советского Союза. Вот оно как.
Очень радуют титры. Почитаешь и подумаешь, как же плохо оказывается жить при капитализме. Вечно впроголодь.
При этом буржуи в вечной полудреме.
Когда главный герой еще недавно рассуждавший о том, что хочет купить мотоцикл зачем-то ворует еду в ресторане, то по улице едет уже знакомый нам кабриолет с дремлющим в нем капиталистом. Это снова американский Buick.
Главный герой не согласен, что нужно продолжать пикетирование. И он не верит, что в СССР все хорошо. Поэтому он игнорирует пикеты. Но позднее, когда на верфь привезут штрейкбрехеров он присоединится к своим. Кстати рабочих на замену везут на грузовиках Hansa.
Полицию усиливают войсками, и мы видим как по улице несется отечественная танкетка производства завода имени Молотова Т-27.
После расстрела пикета рабочие собираются видимо на партсобрание, на котором принимается, причем единолично, председателем, решение отправить в Союз четверых рабочих. И наш главный герой тут в первых рядах.
Конечно же четыре делегата сразу попадают на парад и видят все прелести Союза.
Причем Карл Ренн сразу принимает решение остаться в СССР и работать на его благо.
Ну о вечной борьбе за план или с планом рассказывать не буду. Но все по канонам. Наш немецкий рабочий слился с коллективом завода. Но вот беда, однажды ему попадается статья в газете, из которой он узнает, что его наставник и глава парячейки убит.
На торжественном собрании, куда без него то, нашего немецкого друга называют лучшим рабочим. Но он не согласен и высказывает мысль, что он недостоин этого звания. Ведь его руководитель погиб в борьбе. А он поехал в Советский Союз. А тепрь он понял, что ему нужно уезжать и делать мировую революцию.
И вот мы снова в Германии. На улицах стоят автомобили. Вот, к примеру BMW Dixi или BMW 3/15.
Белый Mercedes Stuttgart
Лимузин Mercedes-Benz Nürburg. У него даже табличка на радиаторе имеется.
Вот Cadillac 355 серии.
Открытый Mercedes-Benz Nürburg
А вот еще один американец Cadillac V16, У него имеется характерная табличка на радиаторе в виде литеры V и интегрированной в нее цифры 16.
Но тут мирное течение жизни нарушается и начинается форменный бардак. Рабочие с лозунгами едут на велосипедах. Они вносят сумятицу и поток останавливается.
Кстати полицейские едут на советском грузовике ГАЗ-АА.
Но это уже никого не спасет, поскольку наш главный герой за три месяца жизни в СССР твердо решил начать мировую революцию.
Все, кончилось кино.
Скажу честно, не смотря на довольно рубленный, детализированный монтаж, в стиле Эйзенштейна, нужно отметить, что Пудовкин работал в той же манере, смотреть фильм довольно тяжело. Тем более хронометраж полотна 1 час 45 минут. Больше того, как я уже говорил выше, это не классический звуковой фильм к которым мы сегодня привыкли. Но для самообразования посмотреть его стоит. Хотя бы раз.