За продажу продукции без маркировки грозит конфискация товара, штраф и даже лишение свободы. Чтобы вы не столкнулись с санкциями, в статье рассказали, как работает маркировка, что поможет к ней подготовиться и зарегистрироваться в системе «Честный ЗНАК».
Материал подготовили вместе с руководителем дирекции связей с общественностью и маркетинга ЦРПТЦентр развития перспективных технологий — оператор системы «Честный знак». Полиной Хомяковой.
Как работает маркировка товаров и кого это касается
На товары, подлежащие маркировке, наносят специальный код Data Matrix, который можно считать 2D-сканером. По коду доступна информация о продукте и его передвижениях от производителя до конечного покупателя.
Визуально код Data Matrix похож на обычный QR-код, но есть отличия. QR состоит из 4 белых и чёрных квадратов в каждом углу, хотя последний менее виден, а в Data Matrix таких квадратов нет, код слева и снизу ограничен сплошными линиями
Вся информация о маркированных товарах и их производителях хранится в системе «Честный ЗНАК». Курирует её Минпромторг России, а поддерживает работу Центр развития перспективных технологий. В этой системе регистрируются все, кто имеет отношение к обороту маркируемых товаров: производители, импортёры, оптовики и розничные продавцы.
Работать в системе маркировки также обязаны госучреждения и ресторанно-гостиничный бизнес. Информация о том, как таким компаниям подготовиться к маркировке, есть на сайте.
Товар маркирует производитель или импортёр, остальные участники оборота заносят в систему информацию о дальнейшем движении товара. Как только у него меняется собственник, это отражается в системе, и так до тех пор, пока товар не попадёт к конечному потребителю. После этого в системе отражается вывод товара из оборота.
Иногда продукцию маркируют не только производители, но и оптовики или розничные продавцы. Такое происходит, если:
- Товар у производителя закупили, ещё когда маркировка не была обязательной, но не успели продать до запрета на оборот немаркированной продукции. Это обязательно только в случае, если маркировка остатков предусмотрена законом.
- Покупатель вернул товар с повреждённым кодом маркировки.
Все участники оборота обмениваются только электронными документами. Производитель уже не сможет выписать бумажную накладную оптовику или розничному продавцу, потому что должен формировать универсальный передаточный документ с кодами маркировки. Его передают в информационную систему в электронном виде. Поэтому всем, кто задействован в обороте маркируемых товаров, нужно переходить на электронный документооборот.
Какие товары нужно маркировать
Есть товары, которые маркировать обязательно, иначе продажа запрещена. На август 2023 года это:
Перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке
- Молочная продукция.
- Лекарства.
- Обувь.
- Одежда, например, блузки и верхняя одежда.
- Текстиль для дома, например, постельное бельё или полотенца.
- Шубы.
- Шины и покрышки.
- Духи.
- Фотокамеры, фотовспышки и лампы-вспышки.
- Табачные изделия, например, сигареты или курительные смеси для кальяна.
- Вода.
- Пиво, в том числе безалкогольное, и сидр.
Не так давно закончились эксперименты по внедрению маркировки ещё 6 товарных групп, поэтому с 1 сентября 2023 года обязательно маркировать:
- Безалкогольные напитки и соки.
- Воду для детского питания.
- БАДы.
- Медизделия, например слуховые аппараты.
- Кресла-коляски.
- Антисептики.
С 1 сентября 2024 года заработает обязательная маркировка для велосипедов и велосипедных рам. А до 31 марта 2024 года проводится эксперимент по маркировке титановой металлопродукции, икры осетровых и лососевых рыб.
Как подготовиться к маркировке
Подготовка к маркировке для каждого участника оборота отличается. Производители, импортёры, оптовые и розничные продавцы должны следовать определённым правилам. Рассмотрим подробнее.
Маркировка на маркетплейсах: кейсы, ошибки и штрафы
Производителям
- Оформите усиленную квалифицированную электронную подпись. Такую получают в ФНС. Если у вас уже есть подпись, новую делать не нужно.
- Установите программное обеспечение для работы с электронной подписью. ПО, инструкции по его установке и настройке даёт ФНС.
- Опишите товары в каталоге. Все характеристики можно загрузить сразу из своих систем, а не вручную.
- Получите доступ к регистратору эмиссии. Это облачный сервис, который помогает передавать информацию в систему, например, данные о том, что вы нанесли на каждую упаковку коды. Доступ к регистратору бесплатно даёт система «Честный ЗНАК» после создания личного кабинета и заключения договора.
- Определитесь, как наносить коды. Маленькие компании обычно покупают принтер этикеток, а крупный бизнес выбирает специальный принтер или наносит коды в типографии. Ещё на крупном производстве может использоваться нетиповое решение, поэтому иногда требуется помощь IT-специалистов для его настройки.
- Закажите и оплатите коды маркировки. Стоимость одного кода 50 копеек. Исключение — коды для маркировки жизненно необходимых лекарственных препаратов для медицинского применения стоимостью до 20 рублей. Такие коды выдают бесплатно.
- Купите 2D-сканер штрихкодов. Он нужен, чтобы, например, убедиться, что товар из вашей учётной системы числится за вами в системе маркировки. Если у вас небольшой объём продукции, то можно обойтись без сканера. Есть бесплатное мобильное приложение «Честный ЗНАК.Бизнес», которое позволяет его заменить.
- Нанесите код маркировки и введите товар в оборот. Передайте в систему данные о том, что ваши промаркированные товары теперь продаются.
Производители могут бесплатно протестировать образцы маркированной продукции, чтобы убедиться, что коды считываются оборудованием, которое используется в рознице. Такая опция есть в специальной лаборатории компании «ТрекМарк», а также в крупных торговых сетях. Выбираете партнёра, наклеиваете коды и смотрите, насколько они будут надёжно держаться и хорошо считываться. Подробнее об этом узнавайте на сайте системы «Честный ЗНАК».
Импортёрам
- Оформите усиленную квалифицированную электронную подпись. Такую получают в ФНС. Если у вас уже есть подпись, новую делать не нужно.
- Установите программное обеспечение для работы с электронной подписью. ПО, инструкции по его установке и настройке даёт ФНС.
- Опишите товары в каталоге. Все характеристики можно загрузить сразу из своих систем, а не вручную.
- Получите доступ к регистратору эмиссии. Это облачный сервис, который помогает передавать информацию в систему, например, данные о том, что вы нанесли на каждую упаковку коды. Доступ к регистратору бесплатно даёт система «Честный ЗНАК» после создания личного кабинета и заключения договора.
- Закажите и оплатите коды маркировки. Стоимость одного кода 50 копеек. Исключение — коды для маркировки жизненно необходимых лекарственных препаратов для медицинского применения стоимостью до 20 рублей. Такие коды выдают бесплатно.
- Промаркируйте товары на таможенном складе или на иностранном производстве. Не забудьте отправить отчёт о нанесении кодов маркировки в систему.
- Заполните и подайте в таможню таможенную декларацию с информацией о маркированных товарах. Декларация заполняется электронно, в графе 31 дополнительно укажите коды маркировки на каждую единицу продукции. Дождитесь положительного решения таможни по указанным товарам.
- Подайте в систему «Честный ЗНАК» информацию о том, что товары теперь продаются. Данные вводятся через личный кабинет на сайте вручную, с помощью импорта из таблицы или интеграции по API.
Оптовым и розничным продавцам
- Оформите усиленную квалифицированную электронную подпись. Такую получают в ФНС. Если у вас уже есть подпись, новую делать не нужно.
- Установите программное обеспечение для работы с электронной подписью. ПО, инструкции по его установке и настройке даёт ФНС.
- Обновите систему товарного учёта, если нужно. Если используете программное обеспечение для приёмки и продажи товаров, обновите его до последней версии. Большинство производителей ПО сделали такие обновления бесплатными. Если вы ещё не используете ПО в работе, покупать его не обязательно, все нужные функции есть в личном кабинете системы маркировки.
- Обновите прошивку онлайн-кассы, если вы розничный магазин. Онлайн-касса должна уметь работать со сканером, добавлять коды маркировки в чек и пересылать оператору фискальных данных данные о продаже маркированной продукции.
- Подключите 2D-сканер штрихкодов. Проверьте чтение кодов сканером и, если нужно, обновите прошивку.
- Настройте систему электронного документооборота, если раньше такая не использовалась. Система ЭДО должна уметь работать с кодами маркировки. Такая опция есть, например, у Edisoft и Docrobot.
Где предпринимателю получить информационную помощь
Найти ответы на вопросы по маркировке и научиться работать в личном кабинете Честного ЗНАКа помогают:
- Официальный сайт «Честный ЗНАК». Тут вы найдёте нормативные документы, экспертные статьи, записи вебинаров, сервисы для бизнеса и инструкции. Например, можно посмотреть обучающее видео и легко разобраться, как заполнить профиль при регистрации.
- Сообщество маркировки на сайте Честного ЗНАКа. Здесь вы можете задать вопрос и получить развёрнутый ответ от эксперта или познакомиться с опытом коллег.
- Круглосуточная техподдержка. Поможет, если нужно решить проблему быстро. Задать любой вопрос можно по номеру телефона, электронной почте или с помощью онлайн-помощника.
Что будет, если работать не по правилам
За нарушение правил маркировки грозит административная и даже уголовная ответственность, а товар могут конфисковать — статья 15.12 КоАП РФ, статья 15.12.1 КоАП РФ, статья 171.1 УК РФ.
За что могут наказать предпринимателей
Коротко
- Маркировка — это специальный квадратный код, который доказывает подлинность продукции. Есть перечень товаров, которые подлежат маркировке по закону.
- С 1 сентября 2023 года начали маркировать шесть новых товарных категорий: безалкогольные напитки и соки, воду для детского питания, БАДы, медизделия, кресла-коляски и антисептики.
- Для начала маркировки всем участникам оборота нужно получить УКЭП, установить ПО для работы с ней, зарегистрироваться в системе «Честный ЗНАК».
- Производителям и импортёрам дополнительно нужно занести все свои товары в систему, заказать и оплатить коды маркировки, выбрать технику для их нанесения и сканирования. Оптовым и розничным продавцам — обновить систему товарного учёта и прошивку онлайн-кассы (они должны уметь работать с кодами), подключить 2D-сканер штрихкодов и настроить систему ЭДО.
- За нарушение правил маркировки грозит административная и даже уголовная ответственность с конфискацией товара.