Найти тему

Обязательная маркировка в 2023 году: каких товаров касается и как к ней подготовиться

Оглавление

За продажу продукции без маркировки грозит конфискация товара, штраф и даже лишение свободы. Чтобы вы не столкнулись с санкциями, в статье рассказали, как работает маркировка, что поможет к ней подготовиться и зарегистрироваться в системе «Честный ЗНАК».

Материал подготовили вместе с руководителем дирекции связей с общественностью и маркетинга ЦРПТЦентр развития перспективных технологий — оператор системы «Честный знак». Полиной Хомяковой.

Как работает маркировка товаров и кого это касается

На товары, подлежащие маркировке, наносят специальный код Data Matrix, который можно считать 2D-сканером. По коду доступна информация о продукте и его передвижениях от производителя до конечного покупателя.

-2

Визуально код Data Matrix похож на обычный QR-код, но есть отличия. QR состоит из 4 белых и чёрных квадратов в каждом углу, хотя последний менее виден, а в Data Matrix таких квадратов нет, код слева и снизу ограничен сплошными линиями

Вся информация о маркированных товарах и их производителях хранится в системе «Честный ЗНАК». Курирует её Минпромторг России, а поддерживает работу Центр развития перспективных технологий. В этой системе регистрируются все, кто имеет отношение к обороту маркируемых товаров: производители, импортёры, оптовики и розничные продавцы.

Работать в системе маркировки также обязаны госучреждения и ресторанно-гостиничный бизнес. Информация о том, как таким компаниям подготовиться к маркировке, есть на сайте.

Товар маркирует производитель или импортёр, остальные участники оборота заносят в систему информацию о дальнейшем движении товара. Как только у него меняется собственник, это отражается в системе, и так до тех пор, пока товар не попадёт к конечному потребителю. После этого в системе отражается вывод товара из оборота.

Иногда продукцию маркируют не только производители, но и оптовики или розничные продавцы. Такое происходит, если:

  • Товар у производителя закупили, ещё когда маркировка не была обязательной, но не успели продать до запрета на оборот немаркированной продукции. Это обязательно только в случае, если маркировка остатков предусмотрена законом.
  • Покупатель вернул товар с повреждённым кодом маркировки.

Все участники оборота обмениваются только электронными документами. Производитель уже не сможет выписать бумажную накладную оптовику или розничному продавцу, потому что должен формировать универсальный передаточный документ с кодами маркировки. Его передают в информационную систему в электронном виде. Поэтому всем, кто задействован в обороте маркируемых товаров, нужно переходить на электронный документооборот.

Какие товары нужно маркировать

-3

Есть товары, которые маркировать обязательно, иначе продажа запрещена. На август 2023 года это:

Перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке

  1. Молочная продукция.
  2. Лекарства.
  3. Обувь.
  4. Одежда, например, блузки и верхняя одежда.
  5. Текстиль для дома, например, постельное бельё или полотенца.
  6. Шубы.
  7. Шины и покрышки.
  8. Духи.
  9. Фотокамеры, фотовспышки и лампы-вспышки.
  10. Табачные изделия, например, сигареты или курительные смеси для кальяна.
  11. Вода.
  12. Пиво, в том числе безалкогольное, и сидр.

Не так давно закончились эксперименты по внедрению маркировки ещё 6 товарных групп, поэтому с 1 сентября 2023 года обязательно маркировать:

  1. Безалкогольные напитки и соки.
  2. Воду для детского питания.
  3. БАДы.
  4. Медизделия, например слуховые аппараты.
  5. Кресла-коляски.
  6. Антисептики.

С 1 сентября 2024 года заработает обязательная маркировка для велосипедов и велосипедных рам. А до 31 марта 2024 года проводится эксперимент по маркировке титановой металлопродукции, икры осетровых и лососевых рыб.

Как подготовиться к маркировке

Подготовка к маркировке для каждого участника оборота отличается. Производители, импортёры, оптовые и розничные продавцы должны следовать определённым правилам. Рассмотрим подробнее.

Маркировка на маркетплейсах: кейсы, ошибки и штрафы

Производителям

  1. Оформите усиленную квалифицированную электронную подпись. Такую получают в ФНС. Если у вас уже есть подпись, новую делать не нужно.
  2. Установите программное обеспечение для работы с электронной подписью. ПО, инструкции по его установке и настройке даёт ФНС.
  3. Зарегистрируйтесь в системе «Честный ЗНАК». Есть видеоинструкция по созданию личного кабинета.
  4. Опишите товары в каталоге. Все характеристики можно загрузить сразу из своих систем, а не вручную.
  5. Получите доступ к регистратору эмиссии. Это облачный сервис, который помогает передавать информацию в систему, например, данные о том, что вы нанесли на каждую упаковку коды. Доступ к регистратору бесплатно даёт система «Честный ЗНАК» после создания личного кабинета и заключения договора.
  6. Определитесь, как наносить коды. Маленькие компании обычно покупают принтер этикеток, а крупный бизнес выбирает специальный принтер или наносит коды в типографии. Ещё на крупном производстве может использоваться нетиповое решение, поэтому иногда требуется помощь IT-специалистов для его настройки.
  7. Закажите и оплатите коды маркировки. Стоимость одного кода 50 копеек. Исключение — коды для маркировки жизненно необходимых лекарственных препаратов для медицинского применения стоимостью до 20 рублей. Такие коды выдают бесплатно.
  8. Купите 2D-сканер штрихкодов. Он нужен, чтобы, например, убедиться, что товар из вашей учётной системы числится за вами в системе маркировки. Если у вас небольшой объём продукции, то можно обойтись без сканера. Есть бесплатное мобильное приложение «Честный ЗНАК.Бизнес», которое позволяет его заменить.
  9. Нанесите код маркировки и введите товар в оборот. Передайте в систему данные о том, что ваши промаркированные товары теперь продаются.

Производители могут бесплатно протестировать образцы маркированной продукции, чтобы убедиться, что коды считываются оборудованием, которое используется в рознице. Такая опция есть в специальной лаборатории компании «ТрекМарк», а также в крупных торговых сетях. Выбираете партнёра, наклеиваете коды и смотрите, насколько они будут надёжно держаться и хорошо считываться. Подробнее об этом узнавайте на сайте системы «Честный ЗНАК».

Импортёрам

  1. Оформите усиленную квалифицированную электронную подпись. Такую получают в ФНС. Если у вас уже есть подпись, новую делать не нужно.
  2. Установите программное обеспечение для работы с электронной подписью. ПО, инструкции по его установке и настройке даёт ФНС.
  3. Зарегистрируйтесь в системе «Честный ЗНАК». Есть видеоинструкция по созданию личного кабинета.
  4. Опишите товары в каталоге. Все характеристики можно загрузить сразу из своих систем, а не вручную.
  5. Получите доступ к регистратору эмиссии. Это облачный сервис, который помогает передавать информацию в систему, например, данные о том, что вы нанесли на каждую упаковку коды. Доступ к регистратору бесплатно даёт система «Честный ЗНАК» после создания личного кабинета и заключения договора.
  6. Закажите и оплатите коды маркировки. Стоимость одного кода 50 копеек. Исключение — коды для маркировки жизненно необходимых лекарственных препаратов для медицинского применения стоимостью до 20 рублей. Такие коды выдают бесплатно.
  7. Промаркируйте товары на таможенном складе или на иностранном производстве. Не забудьте отправить отчёт о нанесении кодов маркировки в систему.
  8. Заполните и подайте в таможню таможенную декларацию с информацией о маркированных товарах. Декларация заполняется электронно, в графе 31 дополнительно укажите коды маркировки на каждую единицу продукции. Дождитесь положительного решения таможни по указанным товарам.
  9. Подайте в систему «Честный ЗНАК» информацию о том, что товары теперь продаются. Данные вводятся через личный кабинет на сайте вручную, с помощью импорта из таблицы или интеграции по API.

Оптовым и розничным продавцам

  1. Оформите усиленную квалифицированную электронную подпись. Такую получают в ФНС. Если у вас уже есть подпись, новую делать не нужно.
  2. Установите программное обеспечение для работы с электронной подписью. ПО, инструкции по его установке и настройке даёт ФНС.
  3. Зарегистрируйтесь в системе «Честный ЗНАК». Есть видеоинструкция по созданию личного кабинета.
  4. Обновите систему товарного учёта, если нужно. Если используете программное обеспечение для приёмки и продажи товаров, обновите его до последней версии. Большинство производителей ПО сделали такие обновления бесплатными. Если вы ещё не используете ПО в работе, покупать его не обязательно, все нужные функции есть в личном кабинете системы маркировки.
  5. Обновите прошивку онлайн-кассы, если вы розничный магазин. Онлайн-касса должна уметь работать со сканером, добавлять коды маркировки в чек и пересылать оператору фискальных данных данные о продаже маркированной продукции.
  6. Подключите 2D-сканер штрихкодов. Проверьте чтение кодов сканером и, если нужно, обновите прошивку.
  7. Настройте систему электронного документооборота, если раньше такая не использовалась. Система ЭДО должна уметь работать с кодами маркировки. Такая опция есть, например, у Edisoft и Docrobot.

Где предпринимателю получить информационную помощь

Найти ответы на вопросы по маркировке и научиться работать в личном кабинете Честного ЗНАКа помогают:

  1. Официальный сайт «Честный ЗНАК». Тут вы найдёте нормативные документы, экспертные статьи, записи вебинаров, сервисы для бизнеса и инструкции. Например, можно посмотреть обучающее видео и легко разобраться, как заполнить профиль при регистрации.
  2. Сообщество маркировки на сайте Честного ЗНАКа. Здесь вы можете задать вопрос и получить развёрнутый ответ от эксперта или познакомиться с опытом коллег.
  3. Круглосуточная техподдержка. Поможет, если нужно решить проблему быстро. Задать любой вопрос можно по номеру телефона, электронной почте или с помощью онлайн-помощника.

Что будет, если работать не по правилам

За нарушение правил маркировки грозит административная и даже уголовная ответственность, а товар могут конфисковать — статья 15.12 КоАП РФ, статья 15.12.1 КоАП РФ, статья 171.1 УК РФ.

За что могут наказать предпринимателей

-4

Коротко

  1. Маркировка — это специальный квадратный код, который доказывает подлинность продукции. Есть перечень товаров, которые подлежат маркировке по закону.
  2. С 1 сентября 2023 года начали маркировать шесть новых товарных категорий: безалкогольные напитки и соки, воду для детского питания, БАДы, медизделия, кресла-коляски и антисептики.
  3. Для начала маркировки всем участникам оборота нужно получить УКЭП, установить ПО для работы с ней, зарегистрироваться в системе «Честный ЗНАК».
  4. Производителям и импортёрам дополнительно нужно занести все свои товары в систему, заказать и оплатить коды маркировки, выбрать технику для их нанесения и сканирования. Оптовым и розничным продавцам — обновить систему товарного учёта и прошивку онлайн-кассы (они должны уметь работать с кодами), подключить 2D-сканер штрихкодов и настроить систему ЭДО.
  5. За нарушение правил маркировки грозит административная и даже уголовная ответственность с конфискацией товара.