В 1999 году, то есть, ровно через двести лет после событий, описанных в сценарии, Тим Бартон решил почтить своим вниманием классика родной ему американской литературы – Вашингтона Ирвинга.
У любого зрителя еще до просмотра легко могло сложиться впечатление, что безбашенный Бартон крайне бесцеремонно обойдется с "Легендой о Сонной лощине", одним из самых известных и часто экранизируемых произведений писателя (в основном это были анимационные фильмы, создаваемые, в том числе, стараниями студии Уолта Диснея, где Тим Бартон по молодости подвизался в качестве аниматора). Просмотр картины подозрения укрепляет. Похоже, что Бартон весело сплясал на могиле писателя: сюжет полностью перелопачен, зато — и это главное — найдено идеальное местечко для любимца Бартона, актера Джонни Деппа.
Тем не менее, у Бартона получилась хорошая экранизация. И вот почему.
Отличный атмосферный рассказ Ирвинга, по сути, не обладает сюжетом. Текст состоит из тщательного описания природы и жителей одной из долин, расположенных возле Гудзонского залива и населенных голландскими переселенцами. Во всех этих долинах "замедлилось время", там ничего не меняется годами, но только Сонная лощина выделяется среди них особой концентрацией легенд и баек.
Главная легенда Сонной лощины гласит о всаднике без головы, призраке гессенского кавалериста, которому пушечным ядром оторвало голову. В центре повествования – физически нескладный, но умело танцующий и сладко поющий псалмы школьный учитель Икабод Крейн, который влюбляется в Катерину ван Тассель, дочь местного зажиточного фермера. У него есть соперник – мощный, видный парень по имени Бром, ко всему прочему, отличный наездник. Возвращаясь ночью с вечеринки, устроенной ван Тасселем, Икабод видит всадника без головы. Тот начинает его преследовать. Сцена погони заканчивается тем, что всадник снимает с седла свою голову и запускают ею в Икабода. Икабод так и не возвращается домой. Утром начинаются поиски. Тело учителя не найдено, однако найдена его шляпа, а рядом – разбитая тыква.
Никто так и не узнал, что случилось с Икабодом. По долине начали ходить сплетни, домыслы, а легенда о всаднике укрепилась в умах обывателей как самая что ни на есть быль. Иначе говоря, Вашингтон Ирвинг дает читателю детективную интригу (что случилось с Икабодом на самом деле?), но, поскольку во время написания рассказа Эдгар Аллан По ходил пешком под стол и детективного жанра еще не существовало, Ирвинг раскрывает карты через несколько абзацев.
Что касается Брома Бонса, то вскоре после исчезновения своего незадачливого соперника он с триумфом повел под венец цветущую и пышущую здоровьем Катрину; было замечено, что всякий раз, как рассказывалась история Икабода, на его лице появлялось лукавое выражение, а при упоминании о большой тыкве он неизменно начинал заразительно и громко смеяться, что и подало основание предполагать, будто он знает больше, чем говорит.
В отличие от Ирвинга, сценарист фильма, Эндрю Кевин Уолкер, создает полноценный детективный сюжет. Иначе и быть не могло, – фильм попросту было бы неинтересно смотреть.
При этом Уолкер довольно бережно относится к первоисточнику. Его Икабод Крейн, тем более в исполнении Джонни Деппа, такая же личность "не от мира сего", как Икабод Крейн Вашингтона Ирвинга. Писатель подчеркивает, что школьный учитель в таких местах как Сонная Лощина выделяется среди сельских мужланов утонченностью и образованностью, "ибо он прочитал от строки до строки несколько книг и знал назубок "Историю колдовства в Новой Англии" Коттона Мезера, в непогрешимость которой, кстати сказать, верил всею душой". Как можно заметить, Ирвинг относится к своему персонажу с нескрываемой иронией, и точно с такой же иронией играет Джонни Депп.
Его Икабод Крейн чрезвычайно заметен, уверен в себе, но при этом отличается некоторой несуразностью. Он смертельно боится пауков и вообще не отличается героизмом. Правда, в отличие от школьного учителя он не верит в колдовство (Уолкер объясняет, почему, – виной тому отец, сгубивший мать Икабода за колдовство).
Крейн – нью-йоркский констебль, который приезжает в Сонную лощину, чтобы расследовать дело о четырех убийствах. Причем таинственный убийца отрубал жертвам головы и уносил с собой. Крейн, притащивший с собой чемодан, набитый сыщицкими инструментами собственного изобретения, – вестник нового индустриального времени, певец материализма. Примечательно, что Джонни Депп хотел сделать своего героя еще более технологичным, он настаивал, чтоб у Икебода Крейна был длинный металлический протез вместо носа. Его герой как бы шагает из следующего столетия, объединяя между собой две эпохи – дремучий, наполненный предрассудками восемнадцатый век и прогрессивный век девятнадцатый. Это готический герой, подобный герою романа Мэри Шелли "Франкенштейн", сочетающего в себе sci-fi и готику. Кстати, в финале "Сонной лощины" появится и пылающая мельница, недвусмысленно отсылающая нас к финалу фильма "Франкенштейн" Джона Уэйла, 1931 год.
Вообще, у Бартона получился почти идеальный готический фильм. Семейные тайны, борьба за наследство… Выдержанная цветовая гамма и стильные декорации, ставшие самыми масштабными декорациями, когда-либо возведенными в Англии (позже на Leavesden studio снимали "Гарри Поттера"). Такая любовь к декорациям в натуральную величину не кажется удивительной, если учесть то, что исполнительным продюсером фильма выступил Фрэнсис Форд Коппола, который отстраивал в павильонах Лас-Вегас для фильма "От всего сердца" и Трансильванию для "Дракулы Брэма Стокера".
Тиму Бартону наконец-то удалось подавить в себе тягу к аляповатым цветовым гаммам, что, впрочем, он впоследствии с избытком компенсировал в "Большой рыбе" и особенно в "Чарли и Шоколадной фабрике". "Сонная лощина" напоминает об остальных фильмах Бартона только лишь дурацкой хэллоуинской тыквой, которая появляется в первых кадрах, да слишком частыми всполохами молний в сценах с обезглавливанием.
Как можно видеть, тыква Вашингтона Ирвинга тоже фигурирует в сюжете Уолкера: Бром решает поквитаться с Икабодом за то, что тот уводит от него Катерину. Переодевшись всадником без головы, он преследует его на коне и запускает тыквой. Но, кажется, только Бартон мог запихнуть в фильм по продуманному сценарию Уолкера "светильник Джека" (полую тыкву со свечкой внутри), который появился в Америке только в середине 19 века.
Кроме того, Бартон порой скатывается в откровенную пародийность, особенно в финальных сценах. Всадник без головы, подобно терминатору, выходит из огня. Потом, подобно тому же терминатору, преследует карету, цепляясь за нее всем, чем только можно. Впрочем, он терминатор и есть: он запрограммированно выполняет задания, и он – непобедим. Снимая фильм о призрачном терминаторе, Бартон угадывает тенденцию масскульта начала XXI века: к черту губительную НТР, возвращаемся к губительной мистике. Герою Джонни Деппа приходится распрощаться с материалистическим взглядом на вещи и с детства взращиваемой рассудительностью.
За счет игры Деппа фильм получился ироничным. Но ироничность фильма прямо противоположна иронии, щедро разлитой по тексту Вашингтона Ирвинга, который откровенно смеется над предрассудками и суевериями. Ироничность Бартона — это линчевская ироничность. Ирония заключается в контрасте между "странным", но пытливым и прогрессивным агентом Купером, который прибывает в дремотный "Твин Пикс", и местными обывателями, которые, оказывается, живут в настоящей сказочной стране, где сходятся воедино несколько измерений и творятся страшные дела. Такой же принцип взят за основу в "Сонной лощине".
Вот ведь как получается. Писатели XIX века пытались перебороть вековую народную дремучесть, а режиссеры и писатели конца XX — начала XXI в.в. насаждают мистицизм и суеверия, заставляя аудиторию обратно поверить в сказку. Похоже, мир стремится к некому равновесию...
Оценка: 8,0 из 10.
Режиссер: Тим Бартон.
Сценарий: Эндрю Кевин Уолкер (по мотивам новеллы Вашингтона Ирвинга "Легенда о Сонной лощине"),
Оператор: Эммануэль Любецки,
Композитор: Дэнни Эльфман.
В главных ролях: Джонни Депп, Кристина Риччи.
В ролях: Кристофер Уокен, Кристофер Ли, Миранда Ричардсон, Майкл Гэмбон, Каспер Ван Дин, Джеффри Джонс, Ричард Гриффитс.
Интересные факты о фильме:
- Тим Бартон утверждал, что на его соображения о том, как должен выглядеть фильм, сильно повлиял диснеевский мультфильм "Легенда о Сонной лощине" 1958 года выпуска. В качестве трибьюта к мульту он воссоздал сцену, в которой Икабод Крейн скачет через мост и слышит из тумана то ли кваканье, то ли карканье: "Ichabod... Headless Horseman..."
- Кристофер Уокен, сыгравший всадника без головы, снялся в фильме забесплатно. У его персонажа всего две реплики — "Хааа!" и "Ш-ш-ш-ш". "Сонная лощина" стала вторым фильмом в карьере Уокена, в котором ему пришлось целоваться, — первым была "Мертвая зона". Кроме того, в "Мертвой зоне" была сцена, где персонаж Уокена советует ученикам прочитать "Легенду о Сонной лощине" Вашингтона Ирвинга.
- Финальная сцена погони сквозь Западные леса снималась три недели.
- Коня Всадника без головы зовут "Черт". Так звали коня Брома из рассказа Ирвинга. Животное было приобретено для съемок в Севилье.
- Фильм должен был снимать Кевин Ягер. В титрах он фигурирует как со-продюсер.
- Во время работы над фильмом, съемочная группа жила в Сонной лощине — то есть, грубо говоря, в декорациях. Тамошние дома были оборудованы всем необходимым для жилья. После съемок город был демонтирован.
- Бюджет фильма составил 100 миллионов долларов.
- Первые кадры фильма были сняты оператором Конрадом Л.Холлом, другом главного оператора Эммануэля Любецки.
- Хотя Тиму Бартону очень понравился сценарий Эндрю Кевина Уокера, он попросил знаменитого Тома Стоппарда доработать сценарий. Стоппард снизил градус насилия в некоторых сценах. В титрах не числится.
- В сцене погони Джонни Депп обошелся без каскадеров. Под одеждой он носил пуленепробиваемый жилет.
- Во время схватки с Всадником без головы Каспер Ван Дин, игравший Брома, сломал палец.
- Роль Катерины предлагали Вайноне Райдер, но та отказалась.
- Кроме Деппа на роль Икабода претендовали Лайам Нисон, Брэд Питт и Дэниел Дэй-Льюис.
- "Сонная лощина" стала последним фильмом, выпущенным на лазерных дисках.
- Депп утверждает, что никогда не смотрел этот фильм, так как ему не нравится выбранная им манера игры. Кроме того, он хотел, чтобы у его героя был стальной протез вместо носа, огромные уши и чрезмерно длинные пальцы, но студия "Парамаунт" сочла этот образ слишком отталкивающим.
Читайте также на моем канале: