Найти в Дзене
Владимир Гордеев

Дракула Брэма Стокера (1992, США, мистика / фильм ужасов): Glory, Glamour & Gold

Последний хороший фильм Копполы. А также первый и последний блокбастер про трансильванского кровопийцу, сделанный в "большом стиле", с голливудским размахом. Это вам не Бела Лугоши, который из дэд, и не поделки студии "Хаммер". После "Дракулы" Копполы тема себя исчерпала, круче уже не снимешь. Оставалось только стебаться, как это сделал Мел Брукс в "Дракуле мертвом, но довольном".

Коппола был предельно серьезен, рассказывая массовому зрителю салонную историю любви – земной, плотской и неземной, идущей сквозь века.

Кадр из фильма "Дракула Брэма Стокера" (1992)
Кадр из фильма "Дракула Брэма Стокера" (1992)

В фильме, кстати, прекрасно выписаны диалоги. И, на самом деле, фильм гораздо лучше эпистолярного, скучного, пуританского романа Брэма Стокера. При всем уважении к именитому ирландцу.

Каждая сцена в фильме настолько хорошо продумана, что именно из-за этого возникает ощущение искусственности, – а не потому, что фильм полностью снимался в декорациях. На декорациях, между прочим, Копполу клинило на протяжении 80-х, причем "клины" зачастую оборачивались серьезными финансовыми потерями. Но "Дракуле" не могло не повезти. Шикарный, гламурный фильм о вампире, которого играет демонический Гари Олдман и поблескивает красными глазами из-под синих очков, поставил рекорд кассовых сборов за уикенд. За три дня фильм собрал 43 миллиона (при бюджете 40 миллионов).

Кадр из фильма "Дракула Брэма Стокера" (1992)
Кадр из фильма "Дракула Брэма Стокера" (1992)

В фильме очень пышный, вычурный видеоряд, не столько даже готический, сколько барочный или вообще маньеристский. Эстетика фильма – клиповая. Раньше нарративное "большое кино" таким вот образом не снимали. И CGI здесь совмещен с классическими световыми эффектами и классической комбинированной съемкой. Фильм появился на стыке двух разных технологических эпох. Если "Терминатор 2: Судный день" был подлинным прорывом, то в "Дракуле" при умеренном, но хорошо заметном использовании морфинговых объектов прослеживается "тоска по невинности". Это производит сильное впечатление, потому что зритель оказывается как бы на месте Дракулы, проторчавшего в унылом, затхлом замке четыреста лет, а теперь прибывшего в Лондон и глазеющего на чудеса цивилизации.

Очень удачно Коппола выбрал символ научного прогресса – синематограф. Роман был издан в 1895 году, как раз когда братья Люмьеры сделали свое эпохальное изобретение. В начале 90-х годов ХХ века мировая кинообщественность активно готовилась к столетнему юбилею кино. Видимо, поэтому Копполе пришла в голову идея вбить легким клином в сюжет кинематографическую дату. Сцена с Дракулой, идущим по улице, сделана в полу-сепии, в слегка ускоренном ритме. Эта стилизация изображает Дракулу, который попал каким-то чудом в один из первых документальных фильмов. Ну, как бы.

Кадр из фильма "Дракула Брэма Стокера" (1992)
Кадр из фильма "Дракула Брэма Стокера" (1992)

Интересно также наблюдать за актерами. Например, в этом фильме Киану Ривз сделал маленький шаг вперед (это что касается "большого голливудского кино"). На протяжении фильма он постепенно отходит от своего образа, который запомнился всем в "Опасных связях". Стремительный, но наивный юноша, убивший в "Связях" Джона Малковича исключительно за счет молодости, здесь мужает. В нем уже почти заметен будущий Нео :).

Энтони Хопкинс с достаточным профессиональным азартом изображает сумасшедшего борца с вампирами, профессора Ван Хельсинга. В роли одной из вампирш засветилась никому не известная модель Моника Белуччи. В своем первом блокбастере снялся Гари Олдман. Неплохо играет Вайнона Райдер. Том Уэйтс обошел на дружеском копполовском кастинге Тима Рота и сыграл свихнувшегося агента по недвижимости Рэнфилда, – он так непосредственно, старо и знакомо хрипит в кадре, размахивая рукавами тельняшки, что не хватает только дыма сигарет и чашки кофе. Их заменяет кислотный зеленый туман и блюдо с насекомыми…

Кадр из фильма "Дракула Брэма Стокера" (1992)
Кадр из фильма "Дракула Брэма Стокера" (1992)

Повторюсь, что когда сталкиваешься с чрезмерно качественной, рафинированной режиссерской работой, фильм в первую очередь располагает к созерцанию и лишь во вторую – к сопереживанию. И, в данном случае, перед нами квинтэссенция готического кино — красивые замки, секреты, "великая история любви", мистика, пряный (это прилагательное очень любят) привкус крови и секса, к чему тяготел, например, Жан Роллин (но только он тяготел неинтеллигентно, по-простецки, а Коппола умудрился сделать изысканный фильм для массовой публики).

На этом всё.

Оценка: 9,5 из 10.

Режиссер: Фрэнсис Форд Коппола.
Сценарий: Джеймс В.Харт (по роману, понятное дело, Брэма Стокера),
Оператор: Майкл Баллхаус,
Композитор: Войцех Килар.

В главных ролях: Гари Олдман, Вайнона Райдер, Энтони Хопкинс.

В ролях: Моника Белуччи, Кеану Ривз, Ричард Е.Грант, Кэри Элвс, Билл Кэмпбелл, Сэди Фрост, Том Уэйтс.

Кадр из фильма "Дракула Брэма Стокера" (1992)
Кадр из фильма "Дракула Брэма Стокера" (1992)

Интересные факты о фильме:

  • Сценарий фильма должен был уйти на ТВ, причем в таком случае режиссером телепостановки стал бы Майкл Эптид, но Вайнона Райдер случайно прочла сценарий, осталась им впечатлена и притащила его Фрэнсису Форду Копполе, с которым, к слову, не общалась со времен "Крестного отца III". Коппола тоже впечатлился, решил заделать кинопроект, причем сам, а Эптид стал исполнительным продюсером. Кстати, "необразованная" Вайнона впервые в жизни узнала о литсуществовании Дракулы именно из этого сценария. :)
  • Коппола показал себя режиссером-ретроградом. Нанятые им мастера по спецэффектам говорили, что невозможно снять фильм без использования компьютерной графики, но Коппола уперся рогом и уволил долбоебов. В итоге олдскульные спецэффекты делал его 29-летний сын, Роман Коппола, — и многие его фокусы, не вошедшие в фильм, можно увидеть в специальном DVD-издании, появившемся на свет в 2007 году. Но в конечном итоге фильм, разумеется, не обошелся без сиджиая.
  • Коппола настаивает на том, что любовная история графа Влада Дракулы, показанная в начале его фильма, соответствует исторической реальности. И это в самом деле так. Просто Стокер забил.
  • Снимая фильм, Коппола фонтанировал оммажами: Кубрику, Мурнау, Фридкину и т.д.
  • Костюмер фильма, Эйко Исиока, приступая к работе над картиной никогда прежде не видала фильмов про Дракулу. Видимо, такая незамутненность взгляда позволила ей создать незаурядные костюмы и отхватить несколько кинопремий, в том числе и "Оскара".
  • Во время съемок, чтобы задать эмоционального накала сцене, когда Мина застукана с графом Дракулой, Коппола орал на Вайнону: "Шлюха ебаная, блядь!"
  • В качестве крови использовалось смородиновое желе.
  • Кассовый успех фильма спас студию Копполы "Zoetrope" от банкротства. (P.S. История этой студии — отдельная история, которую мы когда-нибудь расскажем :)
  • На роль Рэнфилда пробовался Стив Бушеми, но фиаско потерпел он.
  • Когда актеры, играющие главные роли, впервые встретились на репетиции, Коппола заставил их читать вслух роман Стокера. Целиком. Если верить Хопкинсу, это заняло два дня.
  • Гари Олдман был хорошо выпимши, когда снимали в сцену, в которой ему пришлось слизывать "кровь" Киану Ривза с бритвы. Просто сцена снималась после полуночи, чтобы "создать настроение", а Гари, видимо, привык к тому времени быть хорошенько освеженным.
  • Между прочим, вместо Гари Одмана Дракулу могли сыграть: Энди Гарсия (которого сценарий испугал большим количеством откровенных сцен), Габриэль Бирн, Арманд Ассанте, Антонио Бандерас, Вигго Мортенсен, Дэниел Дэй-Льюис, Рупер Эверетт, Хью Грант, Стинг, Рэй Лиотта, Колин Ферт... этот невероятный набор можно продолжать довольно долго. А в роли Ван Хельсинга мог сняться Лайам Нисон (но к тому времени он еще не засветился в "Списке Шиндлера").
  • Джеймс В.Харт начал писать сценарий в 1977 году :) Как он утверждает, фильм должен был снимать Дэвид Лин, что выглядит фантастически.
  • Первоначально Коппола хотел сделать в высшей степени импрессионистский фильм с минимальным набором реквизита, но богатой игрой света и теней — видимо, что-то в духе "Вампира" Дрейера.
  • Сцену с обезглавливанием Дракулы Копполе предложил его друг Джордж Лукас. Коппола охотно согласился.

📖 Купить самое полное издание "Дракулы" в книжном магазине "Лабиринт":

Дракула. Самая полная версия

📺 Смотрите "Дракулу Брэма Стокера" бесплатно онлайн:

Дракула Брэма Стокера (1992, США) фильм Фрэнсиса Форда Копполы
Кадр из фильма "Дракула Брэма Стокера" (1992)
Кадр из фильма "Дракула Брэма Стокера" (1992)

Читайте также в моем канале:

Фрэнсис Форд Коппола
Владимир Гордеев16 марта 2023
Гэри Олдман
Владимир Гордеев26 июня 2023
Энтони Хопкинс
Владимир Гордеев26 марта 2023
Носферату — Призрак Ночи (1979, Германия, мистика / фильм ужасов): Бескрайние просторы тлена
Владимир Гордеев27 февраля 2023

Обзоры других вампирских фильмов:

Про вампиров | Владимир Гордеев | Дзен