Последний хороший фильм Копполы. А также первый и последний блокбастер про трансильванского кровопийцу, сделанный в "большом стиле", с голливудским размахом. Это вам не Бела Лугоши, который из дэд, и не поделки студии "Хаммер". После "Дракулы" Копполы тема себя исчерпала, круче уже не снимешь. Оставалось только стебаться, как это сделал Мел Брукс в "Дракуле мертвом, но довольном".
Коппола был предельно серьезен, рассказывая массовому зрителю салонную историю любви – земной, плотской и неземной, идущей сквозь века.
В фильме, кстати, прекрасно выписаны диалоги. И, на самом деле, фильм гораздо лучше эпистолярного, скучного, пуританского романа Брэма Стокера. При всем уважении к именитому ирландцу.
Каждая сцена в фильме настолько хорошо продумана, что именно из-за этого возникает ощущение искусственности, – а не потому, что фильм полностью снимался в декорациях. На декорациях, между прочим, Копполу клинило на протяжении 80-х, причем "клины" зачастую оборачивались серьезными финансовыми потерями. Но "Дракуле" не могло не повезти. Шикарный, гламурный фильм о вампире, которого играет демонический Гари Олдман и поблескивает красными глазами из-под синих очков, поставил рекорд кассовых сборов за уикенд. За три дня фильм собрал 43 миллиона (при бюджете 40 миллионов).
В фильме очень пышный, вычурный видеоряд, не столько даже готический, сколько барочный или вообще маньеристский. Эстетика фильма – клиповая. Раньше нарративное "большое кино" таким вот образом не снимали. И CGI здесь совмещен с классическими световыми эффектами и классической комбинированной съемкой. Фильм появился на стыке двух разных технологических эпох. Если "Терминатор 2: Судный день" был подлинным прорывом, то в "Дракуле" при умеренном, но хорошо заметном использовании морфинговых объектов прослеживается "тоска по невинности". Это производит сильное впечатление, потому что зритель оказывается как бы на месте Дракулы, проторчавшего в унылом, затхлом замке четыреста лет, а теперь прибывшего в Лондон и глазеющего на чудеса цивилизации.
Очень удачно Коппола выбрал символ научного прогресса – синематограф. Роман был издан в 1895 году, как раз когда братья Люмьеры сделали свое эпохальное изобретение. В начале 90-х годов ХХ века мировая кинообщественность активно готовилась к столетнему юбилею кино. Видимо, поэтому Копполе пришла в голову идея вбить легким клином в сюжет кинематографическую дату. Сцена с Дракулой, идущим по улице, сделана в полу-сепии, в слегка ускоренном ритме. Эта стилизация изображает Дракулу, который попал каким-то чудом в один из первых документальных фильмов. Ну, как бы.
Интересно также наблюдать за актерами. Например, в этом фильме Киану Ривз сделал маленький шаг вперед (это что касается "большого голливудского кино"). На протяжении фильма он постепенно отходит от своего образа, который запомнился всем в "Опасных связях". Стремительный, но наивный юноша, убивший в "Связях" Джона Малковича исключительно за счет молодости, здесь мужает. В нем уже почти заметен будущий Нео :).
Энтони Хопкинс с достаточным профессиональным азартом изображает сумасшедшего борца с вампирами, профессора Ван Хельсинга. В роли одной из вампирш засветилась никому не известная модель Моника Белуччи. В своем первом блокбастере снялся Гари Олдман. Неплохо играет Вайнона Райдер. Том Уэйтс обошел на дружеском копполовском кастинге Тима Рота и сыграл свихнувшегося агента по недвижимости Рэнфилда, – он так непосредственно, старо и знакомо хрипит в кадре, размахивая рукавами тельняшки, что не хватает только дыма сигарет и чашки кофе. Их заменяет кислотный зеленый туман и блюдо с насекомыми…
Повторюсь, что когда сталкиваешься с чрезмерно качественной, рафинированной режиссерской работой, фильм в первую очередь располагает к созерцанию и лишь во вторую – к сопереживанию. И, в данном случае, перед нами квинтэссенция готического кино — красивые замки, секреты, "великая история любви", мистика, пряный (это прилагательное очень любят) привкус крови и секса, к чему тяготел, например, Жан Роллин (но только он тяготел неинтеллигентно, по-простецки, а Коппола умудрился сделать изысканный фильм для массовой публики).
На этом всё.
Оценка: 9,5 из 10.
Режиссер: Фрэнсис Форд Коппола.
Сценарий: Джеймс В.Харт (по роману, понятное дело, Брэма Стокера),
Оператор: Майкл Баллхаус,
Композитор: Войцех Килар.
В главных ролях: Гари Олдман, Вайнона Райдер, Энтони Хопкинс.
В ролях: Моника Белуччи, Кеану Ривз, Ричард Е.Грант, Кэри Элвс, Билл Кэмпбелл, Сэди Фрост, Том Уэйтс.
Интересные факты о фильме:
- Сценарий фильма должен был уйти на ТВ, причем в таком случае режиссером телепостановки стал бы Майкл Эптид, но Вайнона Райдер случайно прочла сценарий, осталась им впечатлена и притащила его Фрэнсису Форду Копполе, с которым, к слову, не общалась со времен "Крестного отца III". Коппола тоже впечатлился, решил заделать кинопроект, причем сам, а Эптид стал исполнительным продюсером. Кстати, "необразованная" Вайнона впервые в жизни узнала о литсуществовании Дракулы именно из этого сценария. :)
- Коппола показал себя режиссером-ретроградом. Нанятые им мастера по спецэффектам говорили, что невозможно снять фильм без использования компьютерной графики, но Коппола уперся рогом и уволил долбоебов. В итоге олдскульные спецэффекты делал его 29-летний сын, Роман Коппола, — и многие его фокусы, не вошедшие в фильм, можно увидеть в специальном DVD-издании, появившемся на свет в 2007 году. Но в конечном итоге фильм, разумеется, не обошелся без сиджиая.
- Коппола настаивает на том, что любовная история графа Влада Дракулы, показанная в начале его фильма, соответствует исторической реальности. И это в самом деле так. Просто Стокер забил.
- Снимая фильм, Коппола фонтанировал оммажами: Кубрику, Мурнау, Фридкину и т.д.
- Костюмер фильма, Эйко Исиока, приступая к работе над картиной никогда прежде не видала фильмов про Дракулу. Видимо, такая незамутненность взгляда позволила ей создать незаурядные костюмы и отхватить несколько кинопремий, в том числе и "Оскара".
- Во время съемок, чтобы задать эмоционального накала сцене, когда Мина застукана с графом Дракулой, Коппола орал на Вайнону: "Шлюха ебаная, блядь!"
- В качестве крови использовалось смородиновое желе.
- Кассовый успех фильма спас студию Копполы "Zoetrope" от банкротства. (P.S. История этой студии — отдельная история, которую мы когда-нибудь расскажем :)
- На роль Рэнфилда пробовался Стив Бушеми, но фиаско потерпел он.
- Когда актеры, играющие главные роли, впервые встретились на репетиции, Коппола заставил их читать вслух роман Стокера. Целиком. Если верить Хопкинсу, это заняло два дня.
- Гари Олдман был хорошо выпимши, когда снимали в сцену, в которой ему пришлось слизывать "кровь" Киану Ривза с бритвы. Просто сцена снималась после полуночи, чтобы "создать настроение", а Гари, видимо, привык к тому времени быть хорошенько освеженным.
- Между прочим, вместо Гари Одмана Дракулу могли сыграть: Энди Гарсия (которого сценарий испугал большим количеством откровенных сцен), Габриэль Бирн, Арманд Ассанте, Антонио Бандерас, Вигго Мортенсен, Дэниел Дэй-Льюис, Рупер Эверетт, Хью Грант, Стинг, Рэй Лиотта, Колин Ферт... этот невероятный набор можно продолжать довольно долго. А в роли Ван Хельсинга мог сняться Лайам Нисон (но к тому времени он еще не засветился в "Списке Шиндлера").
- Джеймс В.Харт начал писать сценарий в 1977 году :) Как он утверждает, фильм должен был снимать Дэвид Лин, что выглядит фантастически.
- Первоначально Коппола хотел сделать в высшей степени импрессионистский фильм с минимальным набором реквизита, но богатой игрой света и теней — видимо, что-то в духе "Вампира" Дрейера.
- Сцену с обезглавливанием Дракулы Копполе предложил его друг Джордж Лукас. Коппола охотно согласился.
📖 Купить самое полное издание "Дракулы" в книжном магазине "Лабиринт":
📺 Смотрите "Дракулу Брэма Стокера" бесплатно онлайн:
Читайте также в моем канале:
Обзоры других вампирских фильмов: